Церковь святого мученика Стефана в Бадене под Веной (Австрия)

Собор Святого Стефана

Оказавшись в Вене, я, конечно, захотела обойти все достопримечательности. Но в первую очередь направилась в собор Святого Стефана – один из самых ярких символов города. Здание высотой 136 метров выполнено в двух архитектурных стилях: позднероманскаом и готическом.

Собор, известный многим как Штефансдом (Stephansdom), расположен на площади Св. Стефана (Stephansplatz).

Он был возведен в 1137-1141 годах, но в настоящем облике существует с 1511 года.

Интересные факты из истории

  • Церковь несколько раз достраивалась:
    1. В 1147 году маркграф Леопольд IV заложил церковь в романском стиле.
    2. В начале XIII века территория церкви была расширена к западу. С тех пор сохранилась западная («романская») стена собора с порталом и двумя башнями, позже перестроенными в готическом стиле.
    3. В 1258 году церковь сгорела, но через несколько лет она была выстроена вновь в романском стиле.
    4. В первой половине XIV века к церкви были пристроены трехнефные Альбертовые хоры, которые и сегодня мы можем там увидеть;
    5. После этого архитектура церкви начала приобретать черты готики. Башни неоднократно сносились и переносились, но в 1511 году собор перестали изменять (что интересно, башни не были достроены). Именно таким его видят сегодня жители Вены и приезжающие туристы сегодня.
  • Долгое время церковь была не более чем приходским храмом, и только в 1469 году она стала кафедральным собором.
  • Собор не пострадал во время бомбардировок Второй Мировой войны и даже выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, но затем его разграбили и подожгли мародеры. К концу 1948 года собор был восстановлен группой добровольцев, однако реставрационные
    работы идут и в наши дни.
  • Под собором находятся катакомбы – подземное кладбище времен Карла VI, который запретил хоронить людей на старых кладбищах на территории города.
  • В еписковском склепе, находящемся в соборе, до сих пор хоронят высших иерархов. Последнее захоронениебыло проведено в 2014 году.

И действительно, дойдя до площади Святого Стефана, я увидела собор, в архитектуре которого преобладает готический стиль: острые башни, устремленные далеко в небо, высокие узкие окна и массивные двери – это первое что бросилось в глаза.

На крыше можно заметить черепицу, выложенную причудливым узором, а на одной из сторон герб, который является символом Австрии и Вены.

Забегая вперед, скажу, что со Стефансплатц открывается не самый лучший вид на панно. Гораздо лучше любоваться им с одной из башен.

Что посмотреть на Стефансплатц

Перед собором стоят:

  • кафедра Святого Иоанна Капистрана, с которой он призывал к крестовому походу на Турцию;
  • распятие с «зубной болью» (название появилось якобы ввиду выражения лица на лике Спасителя, но, честно говоря, я сама так и не поняла причину этого «прозвища»);
  • две железные меры, которые являлись средневековыми эталонами Венами;

  • солнечные часы.

Внутри Собора Святого Стефана

Собор хорош не только снаружи, но и внутри: это огромное, великолепно обставленное помещение! Как и в большинстве католических соборов на окнах витражи, изображающие сцены библейских сюжетов. Особо богатые узоры размещены над алтарем. Всего пять витражей XV века были сохранены. Остальные были переделаны.

Чтобы по-настоящему проникнуться красотой интерьеров, прочувствовать их, я рекомендую не торопиться к другим достопримечательностям, а тихонько пройтись по по собору.

На что стоит обратить внимание

Одна из святынь собора – чудотворная Печская икона Богоматери. Ее вы найдете юго-западной части Собора. Она появилась здесь благодаря венгру Ласло Шингли. Он заказал её в селенье Пёч в память об освобождении из турецкого плена, а затем Император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию.

Считается, что она способна исцелять любые недуги, если у неё попросить об этом. Также существует легенда, что 11 сентября 1697 года шла битва при Зенте у реки Тисы. Австрийцы во главе с принцем Евгением Савойским бились с турками. И все две недели из глаз Богоматери текли слезы.

Также Штефансдом славится тремя(!) великолепными органами. Они были установлены в разное время, но все три являются своеобразной «заменой» сгоревшего когда-то инструмента. Самый большой орган – это 4 ряда клавиатуры и 10 тысяч труб!На мессах, как правило, используют средний орган, имеющий 55 рядов труб и находящийся рядом с алтарем.

Действительно завораживает кафедра XV века. На ее перилах восседают мраморные жабы и ящерицы. Принято считать, что эти «твари» – аллегория добра и зла, где ящерицы несут добро, а жабы зло. Саму кафедру украшают горельефы первых учителей школы, существовавшей при этой церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Григория Великого. Если вы захотите посмотреть, кто был автором такой искусной тонкой работы, то загляните подлестницу – там вы обнаружите автопортрет Николауса Герхардта. Стоит заметить, что кафедра сделана из цельного камня.

Я не частый гость в сооружениях культа, вероятно поэтому меня поразили захоронения внутри собора, а не снаружи. Здесь покоятся строитель собора Рудольф IV, Фридрих II, принц Евгений Савойский и чуть меньше сотни членов династии Габсбургов. Но большинство могил символические, то есть в соборе мы увидим лишь надгробия (все они разные и выглядят довольно внушительно), а прах находится в коридорах под собором.

Что можно сказать о самих катакомбах? Мне не удалось туда спуститься, хотя вы сможете это сделать, вход для посетителей открыт. Но я узнала, что кладбище находится не под всей церковью, а только под ее восточной частью, а далее оно захватывает небольшую часть домов, прилегающих к собору с этой стороны. Мне стало даже как-то не по себе от мысли, что мы буквально ходим по кладбищу в центре Вены.

Читайте также:
СПА-отель Therme Laa - Hotel & Spa 4* на курорте an der Thaya в регионе Нижняя Австрия

Вид сверху

О крыше

После хорошо подняться на башни храма, имеющие свои особенности. По устоявшимся правилам башнидолжны быть одинакового размера, но первую так и не достроили, остановившись на отметке 68 метров. Вторая же башня устремляется в небо на 136,5 метров – она почти в два раза выше!

Из обеих башен открывается прекрасный вид на город и красочные панно крыши собора. Здесь то их и нужно разглядывать! Два удивительных огромных изображения с орлами – два герба, и цифры – 1831 и 1950. Их смысл я узнала позже у одного из служителей церкви. На мозаике отмечали даты ее завершения. То есть получается, что строительство одной части крыши завершили в 1831 году, а второй – только к 1950 году.

У крыш собора есть еще одна менее очевидная, но существенная для сохранения панно особенность. Она заключается в крутом наклоне крыши (80 градусов), благодаря чему капли дождя, как и редкий снег, который иногда выпадает в городе, не задерживаются на покрытии, а сразу спадают вниз.

Но это еще не все! В Соборе Святого Стефана по-прежнему проходят службы и, конечно же, есть своя действующая колокольня, которая находится в северной башне.

Про колокола

В звоннице всего 23 колокола, но используются только 20 из них. У каждого колокола – своя роль. Самый большой колокол (второй в Европе после Кёльнского собора) – Новый Пуммерин (весом 21,4 тонны).

Звонит он одиннадцать раз в год и только по великим праздникам: в рождественскую ночь, в день интронизации папы и венского археипископа (а в день их кончины можно услышать самый длинный десятиминутный звон), на Пасху и т.д. Одиннадцать колоколов (весом от 35 до 57 кг), находящиеся в южной башне, звонят ежедневно во время службы.

Как добраться

Адрес: Штефансплатц, 3 (Stephansplatz, 3).

Лучше и проще всего добираться на метро до остановки Штефансплатц. Сама остановка находится в 100 м от собора.

Часы работы, экскурсии и билеты

Собор открыт ежедневно:

  • с 9.00 до 16.30 по будням;
  • с 13.00 до 16.30 по выходным.

Собор можно посетить как самостоятельно, так и воспользоваться услугами гида или взять аудиогид на различных языках (русский, английский, немецкий, итальянский, французский языки и так далее. Доступно около 10 различных языков). Эти услуги оплачиваются отдельно.

Цены на входные билеты:

  • посещение катакомб от 2 до 5,5 евро (здесь и далее цена зависит от поситителя: ребенок, школьник или взрослый);
  • подъем на Пуммерин – 0,5–5,5 евро;
  • осмотр южной башни от 1,5 до 2,5 евро.

Расценки на услуги гида:

  • экскурсия по собору от 2 до 5 евро;
  • вечерние экскурсии с прогулкой по крыше – 4 (для детей), 10 (для взрослых) евро за билет.

Так как я приходила в дни, когда в церкви не было никаких выступлений и концертов, на все билеты у меня ушло около 10 евро.

Приходская церковь Баден-Св. Стефан

Приходская церковь Святого Стефана является Римско – католической церковью и стоит на восточном краю старого центра города (Pfarrplatz) в Бадене в Нижней Австрии . Башня с характерным барочным луковым шлемом видна издалека и до сих пор формирует городской пейзаж. Приходская церковь является памятником архитектуры .

оглавление

  • 1 рассказ
  • 2 экстерьера
  • 3 внутренняя отделка
  • 4 органа
  • 5 измерений
  • 6 веб-ссылок
  • 7 индивидуальных доказательств

история

На протяжении веков Баден принадлежал епархии Пассау . Эта долгая связь напоминает тот факт, что приходская церковь Бадена, посвященная св. Стивен , то покровитель из Пассау . Первоначально Баден был филиалом приходской церкви Трайскирхена .

В 1220 году в Бадене впервые упоминается священник . Какую должность он занимал – он мог бы быть капелланом в Баденском замке – не упоминалось. Когда Трайскирхен и все его ветви были подчинены аббатству Мельк , Баден был отделен от Мелька в 1312 году. Теперь он стал независимым приходом под патронажем аббатства Мельк. После длительных споров между епископами Пассау и аббатством Мельк аббатство уступило права патронажа Пассау в 1693 году. Когда Венская епархия, основанная в 1469 году, получила статус архиепископства, территория к югу от Вены, которая ранее принадлежала Пассау, была уступлена в 1729 году, включая Баден. В 1784 году Баден окончательно стал княжеским приходом.

Из первоначального прихода Бадена возникло несколько новых приходов : Сус (из прихода Св. Анны 1783 г.), Св. Кристоф (Вайкерсдорф) ( возведен в приход как Св. Елены в 1783 г. ) и Св. Иосиф (Лисдорф) (возведен в приход в 1990 г.). Сегодня приход – один из крупнейших приходов деканата в Бадене, в котором проживает около 6000 католиков . В дополнение к приходской церкви, другие церкви и часовни также принадлежат пастырской области прихода, в том числе Фрауэнкирхе в Бадене.

Внешний вид

Историю строительства приходской церкви до нового здания в конце 15 века можно предполагать только на основании структурных элементов, которые все еще существовали. Упоминается в документе только существование склепа (Ossuary) в 1258 году , однако, так как до этого времени священников , которые работали в Бадене и замок Баден конечно церковь или часовня обезвреживанию, можно предположить , что уже в конце 12. В 19 веке на нынешнем месте была построена церковь.

Непосредственное здание-предшественник относится к романскому периоду . Эта церковь, вероятно, представляла собой трехнефное здание с двумя невысокими башнями, между которыми находились алтарь и апсида . Около 1400 года началось строительство готического пресвитерия и нижней церкви, которые были построены над романской апсидой и в конечном итоге заменили ее. Неф церкви был построен во второй половине 15 – го века, в том числе романских наружных стен. Главная башня была возведена над двумя существующими в то время романскими башнями . Эту работу, предположительно вызванную частичным разрушением церкви во время венгерских вторжений, приходилось снова и снова прерывать в эти смутные времена. Главная башня была в конечном счете не завершена , и только с двускатной крышей покрыты. Лишь в 1697 году, после того, как башня была повреждена во время турецких войн , был надет луковичный шлем в стиле барокко, который так типичен сегодня. Остатки «галереи убийств», все еще присутствующие на северной башне, напоминают о включении церкви в городскую оборону. Считается , что готизация была завершена около 1480 года . Башня на западе над главным порталом представляет собой загадку. Так называемая «сбитая башня» когда-то сильно выступала за крышу и, как и главная башня, сильно пострадала в турецких войнах. Свой нынешний вид он приобрел только в 1827 году. Считается, что эта башня также датируется готическим периодом .

Читайте также:
Термальный курорт Bad Mitterndorf (Бад Миттерндорф) в Штирии

В башне высотой 67 метров находятся так называемая параментная камера и квартира смотрителя башни , в которой ризничий жил до ХХ века . В колокольне пять колоколов . Два из них пережили мировые войны : «Большой колокол» (2000 кг, тон: H) 1832 года и «Litaneiglocke» (950 кг, тон: e) 1764 года. Три других колокола были отлиты в 1949 году: Marienglocke »(тон: f-диез),« Josefsglocke »(тон: g-диез) и« Urbaniglocke »(тон: h).

Дизайн интерьера

Здесь почти не сохранилась обстановка романского и готического периодов . Все еще можно найти головы животных романского периода, которые замурованы стенами под сводами центрального нефа. Купель и несколько фигур ангелов на церковных стенах и у южных ворот особенно напоминают готику. Период после 1480–1683 годов характеризовался турецкими войнами и Реформацией , в которых активно участвовали пасторы Бадена . Таким образом, уцелели только погребальные памятники эпохи Возрождения , некоторые из которых прикреплены к колоннам церкви. Обращает на себя внимание могильная плита в Йозефскапелле пастора Бадена Винзенца Бауэрнфайнда († 1517 г.).

В турецких войнах 1529 и 1683 нанесли серьезный ущерб. Помимо украшения башни, в частности, пришлось обновить интерьер церкви в стиле барокко . В течение 18 века в нефе церкви было возведено несколько боковых алтарей : в начале каждого бокового нефа Мариенский алтарь с кафедрой , алтарь Себастьяна и алтарь Антониуса. Часовня Иосифа также была перестроена в стиле барокко. Там, где сегодня стоит народный алтарь , был возведен алтарь в честь Святого Креста , но в 1758 году он был перенесен в бывшую комнату ризницы под северной башней (Kreuzkapelle). Тогда же было завершено строительство нынешней ризницы. Также стоит упомянуть, что алтарь Себастьяна был подарен жителями Бадена в ознаменование года чумы в 1713 году. Об этом свидетельствует вотивная доска, которая теперь висит над выходом из ризницы. В пресвитерии почти полностью замуровали окна и возвели главный алтарь в стиле барокко . Алтарь с изображением побивания камнями св. Стивен нарисовал знаменитого художника эпохи барокко Поля Трогера . Барокко наложило отпечаток и на ризницу : алтарь в честь св. Франца Ксавера и ценный ризничный шкаф в стиле барокко 1743 года.

В 1880 году начались масштабные работы по реготизации . В 1893 году главный алтарь в стиле барокко был заменен существующим. В церкви сохранился только главный алтарь, которому ризница присвоила свое нынешнее место над выходом. Вновь были открыты замурованные окна в пресвитерии . Также были построены неоготические панели и хоры . В алтарях в боковых проходах , а также Джозеф Chapel и Kreuzkapelle также regotified . Прискорбно, что оригинальные готические консоли статуй на стенах были заменены неоготическими. Сохранился только один, которым можно любоваться в Баденском районе Шистль-Хоф. Реорганизация приходской церкви завершилась в 1913 году перепланировкой боковых входов.

Основное внутреннее и внешнее обновление церкви произошло в 1970-х годах. Несколько комнат были добавлены к северным воротам в рамках установки системы централизованного теплоснабжения. Во время внутреннего ремонта были построены народный алтарь и сегодняшняя сессия . Неоготические алтари в боковых проходах убрали, остались только алтарные статуи. Поврежденные скамьи в стиле барокко также были заменены новыми. В 1989 г. алтарь Кройцкапеллы был окончательно передан священнику, и там была устроена часовня.

орган

Орган приходской церкви был построен для Dorotheerkirche в Вене и привезли сюда в 1787 году. Это работа известного органного мастера Иоганна Хенке 1744 года.

В новом здании в 1987 году ( органостроитель Герхард Градецки , Оберген в Нижней Австрии ), используя старый футляр, оригинальные клавиши, на которых уже играли Моцарт и, вероятно, Бетховен , были частично переустановлены. Орган имеет 28 регистров , разделенных на два мануала и педаль .

Моцарт , который участвовал в исполнении нескольких своих месс в Баден-Сен-Стефан, дружил с тогдашним хормейстером Антоном Штолем и посвятил ему свою знаменитую Ave verum , KV 618, в 1791 году , премьера которой, вероятно, состоялась 23 июня. 1791 г. в приходской церкви.

Собор Святого Стефана в Вене

Описание

Национальный символ Австрии и символ города Вены

Собор Святого Стефана в Вене (нем. Stephansdom, в просторечии Steffl) — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены. Кафедра венского архиепископа — примаса Австрии. Расположен в центре старого города на площади Св. Стефана (Штефансплатц). Первый храм на месте собора построен в 1137—1147 годах; собор в нынешних границах построен в XIII—XV веках и приобрёл современный вид к 1511 году.

Читайте также:
Экскурсионный тур Германия + Италия + Австрия: Мюнхен - Заутенс - озеро Гарда - Каринтия - Бад Ишль - Зальцбург

История

Интерьеры

В течение трёх веков церковь Св. Стефана оставалась не более чем приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить в Вене епископскую кафедру, а епископы Пассау, тогдашние духовные владыки Австрии, этому сопротивлялись. Венская епархия была учреждена только в 1469 году, под давлением императора Фридриха III. Так церковь Св. Стефана стала кафедральным собором. Вскоре после этих событий, в 1476—1487 годах, скульптор и композитор Вильгельм Роллингер установил внутри собора уникальные резные хоры, а в 1513 году в соборе был установлен орган.

XVI—XVII века, наполненные религиозными и австро-турецкими войнами, мало изменили собор. В эту эпоху в Австрии установилась идеология Pietas Austriaca, католическая по духу и барочная по форме, и интерьеры собора также были переработаны в стиле барокко. Реконструкция началась в 1647 году — с нового, барочного, алтаря работы Йоганна Якоба и Тобиаса Покка (1647). В 1693 и 1697 годах были написаны два образа Девы Марии, в 1700 году установлены два боковых алтаря. Наконец, через 40 лет после изгнания турок из-под Вены, в 1722 году, статус собора и епархии был повышен — до архиепископского.

Пожар 1945 года и восстановление

Собор не пострадал при бомбардировках Второй мировой войны и выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, начавшейся 2 апреля 1945 года. При отступлении из Вены комендант города генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. 11 апреля 1945 года местные мародёры подожгли разграбленные лавки; на следующий день пожар перекинулся на собор. Кровля рухнула от огня; крупнейший колокол «Пуммерин» сорвался и обрушился внутрь Северной башни, в результате чего разбился; интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены, сгорел большой романтический орган фирмы «Walcker». Кафедры и ценнейшие реликвии сохранились, так как были защищены кирпичными саркофагами.

Собор был восстановлен трудом добровольцев — к 19 декабря 1948 года была восстановлена кровля над главным нефом, 23 апреля 1952 года (в 689-летия собора) возобновились службы. Послевоенное восстановление завершилось только в 1960 году.

В 1980-е годы был начат второй этап полномасштабной реставрации, продолжающийся по сей день. Основная проблема собора Св. Стефана — поверхностные разрушения известняковых стен и статуй. Реставраторы вынуждены заменять отдельные камни и статуи, пользуясь как средневековыми инструментами, так и управляемыми компьютерами камнерезными станками-копирами.

Архитектура

Размеры

  • Высота южной башни — 136,44 м
  • Высота северной башни — 68,3 м
  • Высота конька крыши над центральным нефом — 60 м
  • Длина и ширина собора на уровне земли- 198,2×62 м

Во времена Габсбургов, ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни собора Св. Стефана.

Кровля

Длина кровли главного нефа — 110 м, а высота, от водосточного жёлоба до конька крыши — 37,85 м, при этом наклон кровли местами достигает 80° к горизонтали. При таких углах наклона дождевая вода способна эффективно промывать черепичную кровлю, а редкий снег, не задерживаясь, падает вниз.

Несущий каркас кровли был первоначально выполнен из дерева (свыше 2000 м³), а после пожара 1945 года — из стали (около 600 тн). Покрытие кровли состоит из 230 000 цветных черепиц. Ими выложены изображения национального герба и герба города Вены.

Украшения

Возле главного портала в «романской стене» (сам портал — традиционный готический) и по периметру стен расположены:

  • Кафедра Св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок
  • Распятие «с зубной болью», называемое так из-за выражения на лике Спасителя
  • Две железные меры — средневековые венские эталоны
  • Солнечные часы на аркбутане

Органы

Новый большой орган, установленный в 1960 году, взамен уничтоженного огнём в апреле 1945 года, с четырьмя рядами клавиатур и педалью, имеет 125 регистров и 10 тысяч органных труб. Этот «орган-великан» — крупнейший в Австрии. Всего в соборе три духовых органа, все они изготовлены австрийской органостроительной фирмой «Rieger». На мессах используется «средний орган», находящейся у южной стены, близ алтаря. Инструмент изготовлен в 1991 году и имеет 55 регистров, распределённых между четырьмя клавиатурами и педалью. Пустующие в настоящее время у северной стены резные каменные хоры первого большого органа (1513 г.) — шедевр поздней готики, созданы чешским скульптором Антоном Пильграмом, который увековечил себя, поместив свой бюст у основания хоров.

Реликвии и достопримечательности

Пёчская икона

В 1676 венгр Ласло Шигри заказал в селенье Пёч икону Богоматери в память об освобождении из турецкого плена. Икона оказалась в пёчской церкви и в 1696 прославилась чудесами; император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию. Копия также считалась чудотворной, поэтому Пёч стал местом паломничества и был переименован в Мариапёч. До 1945 икона висела при главном алтаре, сейчас — в юго-западном углу, рядом с главным порталом.

Колокола

Всего в звоннице 23 колокола, 20 из них используются, и у каждого — своя роль. Большой колокол северной башни, Новый Пуммерин, массой в 21 383 кг был отлит в 1951 в Санкт-Флориане и установлен в 1957 взамен одноимённого колокола, отлитого в 1711 и погибшего в 1945 году. Пуммерин звонит одиннадцать раз в год — по великим праздникам, в день освящения собора (23 апреля) и в новогоднюю ночь; самый продолжительный, десятиминутный, звон, отмечает смерть и интронизацию папы и венского архиепископа. Это второй по величине колокол Европы (после Кёльнского собора).

Читайте также:
Схема расположения подъёмников в регионе Зальцкаммергут (Salzkammergut)

Для ежедневного колокольного звона используются 11 колоколов южной башни с электрическим приводом, установленные в 1960, массой от 35 до 5 700 кг. Из них четыре используются перед началом обычной мессы, число увеличивается до десяти по праздничными дням и до одиннадцати — если служит сам архиепископ. Есть особый колокол для заупокойной службы, и особый «пивной колокол», отмечающий закрытие пивных. Часы отбивают два исторических колокола (отливки 1449 и 1772 года), пережившие пожар в южной башне.

Кафедра

Резная кафедра XV века приписывается Николаусу Герхардту. Для естественного усиления звука кафедра прислонена к колонне в центре главного нефа. Её украшают статуи четырёх первых учителей церкви — Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Григорий Великий. Перила лестницы, ведущей на кафедру, украшены фантастическим орнаментом из чередующихся жаб и ящериц — аллегория борьбы добра и зла. Под лестницей есть небольшой скульптурный портрет «выглядывающего из окна» — автопортрет скульптора.

Капелла Св. Валентина

Внутри собора устроено шесть обособленных капелл. В реликварии Св. Валентина, датированном 1440 годом и расположенном в верхнем ярусе «романской» башни справа от портала, до 1933 года хранились главные реликвии храма. В 1933 часть из них была перемещена в музей при соборе. Сейчас в капелле хранятся мощи Святого Валентина, черепа святых Космы и Дамиана, и лоскут скатерти Тайной Вечери.

Усыпальницы

В самом соборе похоронены:

  • Рудольф IV (князь — строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале — символическое; тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  • Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта
  • Евгений Савойский (умер в 1736)
  • 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» — символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела — в Капуцинской церкви, a сердца в церкви Св. Августина.
  • настоятели собора

Катакомбы

Под восточной половиной собора и под прилегающими с востока домами расположены катакомбы — подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землёй. До полного запрета на подземные могилы, изданного Иосифом II в 1783, под собором Св. Стефана было похоронено до 11 тысяч тел. «Катакомбами», на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви (последнее захоронение в 2004).

Собор Святого Стефана в Вене: катакомбы и склеп Габсбургов

Обновлено: 13 Фев, 2019

Собор Святого Стефана – главный религиозный объект в Вене, давно ставший неоспоримым символом столицы и Австрии в целом. Храм сочетает в своем внешнем и внутреннем убранстве сразу два архитектурных стиля — романский и готический, что делает его одним из ярчайших достижений средневекового зодчества. Помимо форм и рельефов самой постройки в соборе Святого Стефана туристическое внимание привлекают многочисленные ценные артефакты, среди которых сохранились как старинные церковные атрибуты, так и выдающиеся работы мирового искусства.

Собор Святого Стефана в Австрии располагается в Старом городе на площади Штефансплац, в самой гуще туристической активности. Достопримечательность, шпиль которой достигает 136 м в высоту, отлично проглядывается из большинства центральных точек города. А внутри у каждого посетителя есть возможность не только оценить великолепие убранства, но и подняться наверх на смотровую площадку и созерцать очарование старой Вены с высоты птичьего полета. Но чтобы осознать всю ценность собора, беглого взгляда по его архитектуре и декору недостаточно: важно углубиться в историю сооружения и отметить основные события.

Краткая история

Первое упоминание о соборе Святого Стефана в Вене в документальных источниках датируется 1137 годом: в них он фигурирует в качестве романской церкви. В середине 12 столетия в Вене насчитывалось всего четыре храма, и только один из них принимал прихожан. Столице срочно требовалась новая обитель, поэтому власти решили возвести собор за городскими стенами. Освящение церкви состоялось уже в 1147 году, но считается, что к тому времени здание не было полностью отстроено. В начале 13 века началось масштабное расширение собора: часть западной стены, выполненной в тот период в романском стиле, уцелела до наших дней. В 1258 году в церкви случился пожар, судя по всему незначительный, так как уже к 1263 году ее восстановили и вновь освятили.

Предположительно, в 1304 году за счет пожертвований герцога Альберта II удалось инициировать строительство восточной части собора. Торжественное открытие знаменитых Альбертовых хоров состоялось в 1340 году. Примерно через столетие была возведена Южная башня храма, которая долгое время считалась самой высокой в Европе. А вот Северную башню, по задумке созданную для симметрии с Южной, так и не закончили. В 1511 году ее строительство заморозили в связи с приближающейся османской угрозой, ввиду чего все силы были брошены на фортификацию городских стен. В 1711 году в Северной башне установили самый тяжелый в Австрии соборный колокол Пуммерин, весом более 21 тонны.

В период Второй мировой войны собору удалось выстоять, не получив серьезных повреждений, но во время наступления советских войск в 1945 году вандалы устроили поджог магазинов, находившихся рядом с храмом. Пламя перенеслось на церковь, в результате чего полностью выгорела ее крыша, были уничтожены многие ценные артефакты и произведения искусства, а также упал колокол с Северной башни. При активной финансовой поддержке федеральных земель сооружение удалось восстановить за 7 лет, и в 1952 году состоялось его торжественное открытие, ознаменованное триумфальным возвращением заново отлитого колокола.

Читайте также:
Экскурсионный тур в Вену + отдых на термальном курорте Рогнер Бад Блюмау «В стиле Хундертвассера»

Восстановление этого собора в Австрии продолжается и по сей день. Ущерб, нанесенный храму при пожаре, сегодня четко прослеживается в его обгоревших внешних стенах. Однако реконструкция здания идет полным ходом: уже в этом году в собор должен вернуться отремонтированный орган, пострадавший от огня. Также в ближайшие годы планируется отреставрировать его Северную башню.

Архитектура и внутреннее убранство

Собор Стефана в Вене в Австрии уникален по своей архитектуре, демонстрирует гармоничные комбинации стилей, чему во многом поспособствовало его многовековое строительство и расширение. Храм, возведенный из известняка, занимает площадь более 4200 м². Снаружи его украшают две башни – Южная (Штеффи) и Северная (Орлиная). Штеффи выстроена в готическом стиле, ее высота составляет 136, 4 м – это наивысшая часть всего сооружения. Ее шпиль венчает сфера с двуглавым орлом.

Изначально средневековые архитекторы планировали построить Северную башню по аналогии с Южной. Но ввиду османского нашествия ее так и не достроили. Последний камень был заложен в Орлиную башню в 1511 году, а после, решив не доводить дело до конца, ее попросту увенчали куполом. Сегодня высота этой постройки составляет чуть боле 68 м, а ее главным украшением является гигантский колокол.

Особый интерес вызывает необычная крыша храма, выстроенная под крутым углом (в некоторых частях наклон достигает 80°). Кровля тянется на 111 м, а ее высота составляет 38 м. Уникальность крыши заключается в ее ярких геометрических узорах, для создания которых архитекторы использовали более 230 тысяч разноцветных эмалированных плиток. С южной стороны кровли черепицами вымощена фигура двуглавого орла – символа Габсбургской империи.

Парадный вход в церковь Святого Стефана в Вене, именуемый Порталом Гигантов, декорирован бюстами святых, геометрическим рельефом и фигурами животных. Его название связано с огромной костью, найденной при закладке фундамента Северной башни и якобы принадлежавшей дракону. На самом деле это была мамонтовая кость, что, прочем, не помешало ей долгие годы висеть над главными дверьми обители. Сверху над входом возвышаются две романские башни высотой по 65 м, которые вместе с Порталом Гигантов считаются старейшими частями собора.

Внутри храм Святого Стефана не менее величественен, чем снаружи. Устремленные ввысь арки делят здание на три части, где установлены алтари (в общей сложности 18) и скамьи для прихожан. Главный алтарь, располагающийся в хорах, выполнен из черного мрамора и украшен библейскими картинами. Одной из главных особенностей собора является обилие скульптур и художественных полотен в интерьере. Ценнейшим памятником позднего готического стиля стала ажурная кафедра, созданная в 1515 году и изображающая лики прославленных церковных учителей.

Также Кафедральный собор Святого Стефана в Австрии знаменит своими искусными витражами, переливающимися игривыми бликами в лучах солнца. Большинство представленных стеклянных панно является лишь копией, а подлинные изделия хранятся в городском музее. Тем не менее в соборе оставили пять оригинальных витражей 15 века, изображающих сюжеты из Библии. Говоря об убранстве храма, нельзя не упомянуть и о трех органах, появившихся в церкви в разные периоды. Крупнейший из них насчитывает с десяток тысяч труб и является самым большим органом во всей Австрии.

Катакомбы

До середины 18 столетия собор Святого Стефана в Австрии окружали многочисленные кладбища, которые перешли австрийцам еще от римлян. Быть похороненным вблизи святыни всегда считалось большой честью, однако на местных погостах погребали не только аристократов, но и простых горожан. В 1735 году в Вене разразилась бубонная чума, в результате чего прилегающие к собору кладбища закрыли, а останки из захоронений переместили в катакомбы, что находились под храмом. Вплоть до выхода в Вене закона (1783 год), запрещающего погребать людей на территории города, все захоронения организовывались в подземелье собора. Сегодня в них сохранилось более 11 тысяч останков.

Главный храм Австрии является и местом последнего упокоения многих епископов, герцогов и императоров. Именно здесь располагается склеп Габсбургов, где в резных гробницах хранятся останки 72 членов династии. Также в церкви находится усыпальница Фридриха III, на строительство которой ушло почти 45 лет: гроб выполнен из красного мрамора, на котором вырезано 240 фигур. Кроме того, в соборе Св. Стефана установлена гробница Евгения Савойского – величайшего европейского военачальника, спасшего Габсбургов от завоевателей из Франции и Османской империи. В настоящее время любой желающий может посетить катакомбы в составе экскурсии за дополнительную плату.

  • Время работы: Пн. – Сб. — с 10:00 до 11:30 и с 13:30 до 16:30. Вс. — с 13:30 до 16:30.
  • Стоимость посещения: 6 €, детский билет — 2,5 €.
  • Продолжительность: 30 минут

Смотровые площадки

Сегодня у каждого гостя Австрии есть возможность насладиться захватывающими видами на Вену с Северной или Южной башни собора Святого Стефана. С обеих платформ открываются уникальные панорамы на определенные области города. На обзорную площадку в южной части нужно подняться пешком, преодолев 343 ступеньки.

  • Время работы: ежедневно с 09:00 до 17:30
  • Стоимость посещения: взрослый билет — 5 €, детский – 2 €.

Для тех, кто боится высоты, в качестве альтернативной смотровой площадки может выступить Северная башня, где располагается знаменитый колокол. До нее вы сможете добраться на лифте, который поднимет вас на 50 м ввысь.

  • Время работы: ежедневно с 09:00 до 17:30
  • Стоимость посещения: взрослые – 6 €, дети – 2,5 €.
Читайте также:
Прогулка на экскурсионном трамвае по Вене! Где купить билеты

Практическая информация

Также есть возможность приобрести билет «Все включено», в который входит посещение обеих смотровых площадок, катакомб и самого собора с гидом. Цена такого пропуска для взрослых равна 14,90 €, для детей – 3,90 €. При наличии карты Vienna Pass стоимость составит 9,90 €.

Интересные факты
  1. Великий композитор Австрии, Вольфганг Моцарт, венчался в соборе Св. Стефана в Вене в 1782 году, но уже спустя 9 лет здесь же прошли его похороны.
  2. Так как церковь Святого Стефана является символом Вены и Австрии, ее изображение было избрано для австрийских монет номиналом в 10 центов.
  3. Примечательно, что в склепе Габсбургов в храме Святого Стефана хранятся вовсе не тела членов династии. Способ погребения у императорского рода был весьма эксцентричный: ведь они хоронили себя по частям. Из тел покойных изымались внутренние органы, помещавшиеся в специальные урны, которые затем отправлялись в склеп собора Св. Стефана. Сердца же Габсбургов (54 урны) покоятся в церкви Августина в «Крипте сердец». Сами тела без органов хоронили на территории Капуцинеркирхе.
  4. Всего в соборе Святого Стефана в Вене в Австрии насчитывается 23 колокола. Каждый из них осуществляет свою функцию. Новый Пуммерин, отлитый в послевоенный период, занимает второе место по величине в Европе, уступая первенство лишь колоколу Кельнского собора.
Полезные советы

Автор: Екатерина Унал

Обновлено: 15 Май, 2019 Собор Святого Вита – знаковая достопримечательность Праги, гордость…

Обновлено: 29 Янв, 2019 Любой путешественник желает получить максимум впечатлений и знаний…

Обновлено: 8 Фев, 2019 Музей Фрейда в Вене – это одно из самых…

Обновлено: 14 Мар, 2019 Зальцбургский собор – главный религиозный объект города, расположившийся…

Святой Стефан в Бадене

Собор святого Стефана есть не только в Вене.
В Бадене тоже. Правда, там он скромно именуется приходской церковью. Но выглядит как настоящий собор.

Место примечательное, и туда обычно водят туристические группы. Нас в 2008 году тоже водили, но, как я потом поняла, показывали не то, что было бы интересно лично мне, и из-за нехватки времени я тогда это самое толком не посмотрела и не запечатлела.
На сей раз, прошлой осенью, “оторвалась” по полной.
Ибо в церкви не было не только туристов (какие туристы в конце ноября?), но и вообще кого бы то ни было.

Храм, как и положено, находится в центре, рядом с театром.
Он большой, а для Бадена – прямо-таки огромный. В кадр целиком у меня не влез.

У стены – ряд надгробий 19 века.
Я любопытная, читаю надписи.
Несколько памятников – с одной и той же фамилией, весьма известной в Бадене: Роллетт.
В городе есть музей, основанный членами этой семьи. Я туда никак не успевала, но для меня это было не столь уж важно.

Пирамидка – памятник Лоренцу Роллетту (5 июля 1751 – 8 октября 1811).
“Всеми чтимому другу, любящему отцу – его благодарные дети”.
И ясные символы – внизу кокон, наверху бабочка.

Рядом – минипамятник в честь Йозефа Роллетта, “несравненного супруга”, воздвигнутый его женой Анной. На моём фото даты читаются не очень чётко. Родился где-то в 1780-х, умер 2 июля 1812. Вероятно, сын Лоренца Роллета?
Отца пережил ненадолго. На более помпезный памятник у семьи, вероятно, денег не было.

Под пирамидой – человек с редкостнейшим именем Кводвультдеус (по-латински “Что поволит Бог”) Роллетт, который в течение 18 лет являлся настоятелем собора и главой церковной общины Бадена. Даты жизни: 12 сентября 1757 – 2 августа 1811. Имя – монашеское; видимо, он принял его вместе с саном. И, судя по датам жизни, этого Роллетта должны были знать как минимум Гайдн и Бетховен.

Стоп, стоп.
Ничего себе: Кводвультдеус умер 2 августа 1811, Лоренц – 8 октября 1811, а Йозеф – 2 июля 1812.
Трое похорон меньше чем за год в одной семье. Настоящая драма.

Общей участи счастливо избег Антон Роллетт, надгробие которого сбоку от Кводвультдеуса: 1778 – 1842.
Именно этот Роллетт, врач и естествоиспытатель, собрал коллекцию, которая потом стала основой для семейного музея. Он собирал предметы, относящиеся к естествознанию, этнографии, искусству. В 1867 его вдова Йозефа и сыновья передали музей в дар городу. Собрание неоднократно перемещалось из одного здания в другое, и сейчас находится в здании бывшей ратуши, чуть в стороне от центра.

Один из сыновей Антона, Герман Роллетт (1819 – 1904), стал известным в свое время поэтом. Но его надгробия тут нет, хотя он тоже родился и умер в Бадене. Племянник же Германа, Александр (1834-1903) – физиолог и гистолог, о нём тоже есть статья в Википедии и в более специализированных справочниках. В общем, Роллеттов было много, и все – люди весьма достойные. Мир им.

Читаем объявления.
Никто не хочет попеть в соборном хоре? Особенно приветствуются сопрано и тенора. Спевки по пятницам в 19-45.
Репертуар нешуточный: по воскресеньям тут звучат мессы Шуберта, Гречанинова, братьев Гайднов и других достойных композиторов, как нашего времени, так и глубокой старины (Палестрина, Андреа Габриели).

Коронный номер баденского хора – мотет Моцарта “Ave verum”, сочиненный по просьбе регента Антона Шолля 17 июня 1791 года для праздника Тела Христова. В честь этого события на стене церкви (внутри) висит мемориальная доска, а сбоку – факсимиле мотета.

Регент Штоль по-дружески опекал беременную Констанцу, которая летом 1791 года лечилась в Бадене, а Моцарт ее навещал. Кроме мотета, тут исполнялись и его мессы.
И Йозеф Гайдн знал Штоля, поскольку тоже ездил в Баден: тут провела последние годы жизни его жена, и тут же она и умерла.
У меня практически нет сомнений в том, что и Бетховен в этот храм наведывался, поскольку здесь можно было услышать хорошую музыку в приличном исполнении. Думаю, что летом 1807 года, когда он сочинял Мессу до мажор, он должен был чем-то подобным активно интересоваться.

Читайте также:
Сколько стоит поехать в Австрию из России, Белорусии или Украины

В интерьере готика сочетается с барокко. Однако. не всё, что кажется готикой и барокко, является таковым.
Некоторые статуи – подражание тому и другому. Настоящая романика и готика сохранились лишь фрагментарно.
Барокко – да, этого осталось достаточно.

Кафедра – типичнейшее австрийское барокко, делающее из всех христианских ужасов “конфетку”.

Алтарь святого Себастьяна – справа от главного алтаря. Он был сооружен в 1713 году в память об эпидемии чумы, сильно сократившей население Бадена.

Если со вспышкой, то цвета несколько другие.

Еще правее находится алтарь Девы Марии и соответствующая статуя.
Тоже два варианта: без вспышки и со вспышкой.

А так они сочетаются.

В левом нефе, симметрично статуе Марии – статуя Христа.
Вновь два кадра, без вспышки и со вспышкой.

А под ногами Христа – рояльчик. Видимо, под него идут репетиции.

Орган – тоже достопримечательность. Построен в 1744 году Иоганном Хенке для Доротеенкирхе в Вене и перемещён в Баден в 1787. На этом инструменте играли Моцарт и, вероятно, также Бетховен. При реставрации в 1987 году органу вернули исторические клавиши, которых касались руки великих людей.

Инструмент имеет 28 регистров; 2 мануала и педаль. Диспозиция – тут.

Орган расположен на хорах и снизу виден плохо. Мой кадр вышел невразумительным из-за темноты, и даже со вспышкой – не сильно лучше.

Возьмём картинку из Википедии.

Ещё из той же серии. Рекламная брошюра о семейных группах по организации праздников в церкви. Рядом – информация для “залетевших” девочек: “Беременна? В сомнениях? Мы тебе поможем!” – и адрес центра в Вене, где помогают будущим матерям. Помогают не сделать аборт, а сохранить жизнь ребенку и найти смысл своей жизни.
Следующая брошюрка – о помощи беженцам в Северном Ираке. “Пожалуйста, помогите им!”

А “Сталинградскую мадонну” я в этот раз не фотографировала, поскольку она уже была в моем давнем посте про Баден и церковь святого Стефана. Эту иконы вырезал на дереве в 1942 году врач, уроженец Бадена, для немцев, оказавшихся в “сталинградском котле”.

Ладно, выходим наружу.
И бросаем взгляд на милый розовый домик – жилище настоятеля на Приходской площади.
Насколько я понимаю, это аутентичный 18 век.

Напоследок – вид на церковь сверху, от храма Бетховена над курпарком.
Там мы тоже ещё побываем.

Собор Святого Стефана в Вене: объясняем во всех подробностях

Запрос «Собор Святого Стефана» перенаправляет сюда; см. также другие значения.

Собор Святого Стефана в Вене (нем. Stephansdom, в просторечии Steffl) — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены. Кафедра венского архиепископа — примаса Австрии. Расположен в центре старого города на площади святого Стефана (Штефансплатц). Первый храм на месте собора построен в 1137—1147 годах; собор в нынешних границах построен в XIV—XVI веках и приобрёл современный вид к 1511 году.

Краткая история

Первое упоминание о соборе Святого Стефана в Вене в документальных источниках датируется 1137 годом: в них он фигурирует в качестве романской церкви. В середине 12 столетия в Вене насчитывалось всего четыре храма, и только один из них принимал прихожан. Столице срочно требовалась новая обитель, поэтому власти решили возвести собор за городскими стенами. Освящение церкви состоялось уже в 1147 году, но считается, что к тому времени здание не было полностью отстроено. В начале 13 века началось масштабное расширение собора: часть западной стены, выполненной в тот период в романском стиле, уцелела до наших дней. В 1258 году в церкви случился пожар, судя по всему незначительный, так как уже к 1263 году ее восстановили и вновь освятили.

Предположительно, в 1304 году за счет пожертвований герцога Альберта II удалось инициировать строительство восточной части собора. Торжественное открытие знаменитых Альбертовых хоров состоялось в 1340 году. Примерно через столетие была возведена Южная башня храма, которая долгое время считалась самой высокой в Европе. А вот Северную башню, по задумке созданную для симметрии с Южной, так и не закончили. В 1511 году ее строительство заморозили в связи с приближающейся османской угрозой, ввиду чего все силы были брошены на фортификацию городских стен. В 1711 году в Северной башне установили самый тяжелый в Австрии соборный колокол Пуммерин, весом более 21 тонны.

В период Второй мировой войны собору удалось выстоять, не получив серьезных повреждений, но во время наступления советских войск в 1945 году вандалы устроили поджог магазинов, находившихся рядом с храмом. Пламя перенеслось на церковь, в результате чего полностью выгорела ее крыша, были уничтожены многие ценные артефакты и произведения искусства, а также упал колокол с Северной башни. При активной финансовой поддержке федеральных земель сооружение удалось восстановить за 7 лет, и в 1952 году состоялось его торжественное открытие, ознаменованное триумфальным возвращением заново отлитого колокола.

Восстановление этого собора в Австрии продолжается и по сей день. Ущерб, нанесенный храму при пожаре, сегодня четко прослеживается в его обгоревших внешних стенах. Однако реконструкция здания идет полным ходом: уже в этом году в собор должен вернуться отремонтированный орган, пострадавший от огня. Также в ближайшие годы планируется отреставрировать его Северную башню.

Месторасположение церкви

Фактический адрес собора Святого Стефана: Австрия, Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

  • ресторан Do and Go;
  • Hotel Am Stephansplatz Vienna;
  • Дом Хааса;
  • Govienna City Apartments;
  • Wien;
  • Кертнерштрассе.
Читайте также:
Экскурсии по Вене на русском языке в сезоне 2021. Групповые и индивидуальные. Цена

Как добраться

В Вену можно добраться на поезде или самолетом. В самом городе проложено множество маршрутов общественного транспорта, а также метро.

На нем добраться до собора нужно следующим образом: необходимо выйти на станции Stephansplatz на пересечении первой (красной) или третьей (оранжевой) линий.

Сам храм ни за что нельзя пропустить, так как он возвышается над остальными зданиями площади, и его башни видны отовсюду. На них ориентироваться можно и при пешей прогулке.

Архитектура

Размеры

  • Высота южной башни — 136,44 м
  • Высота северной башни — 68,3 м
  • Высота конька крыши над центральным нефом — 60 м
  • Длина и ширина собора на уровне земли- 198,2×62 м

Во времена Габсбургов, ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни собора св. Стефана.

Кровля

Длина кровли главного нефа — 110 м, а высота, от водосточного жёлоба до конька крыши — 37,85 м, при этом наклон кровли местами достигает 80° к горизонтали. При таких углах наклона дождевая вода способна эффективно промывать черепичную кровлю, а редкий снег, не задерживаясь, падает вниз.

Несущий каркас кровли был первоначально выполнен из дерева (свыше 2000 м³), а после пожара 1945 года — из стали (около 600 тн). Покрытие кровли состоит из 230 000 цветных черепиц. Ими выложены изображения национального герба и герба города Вены.

Украшения

Возле главного портала в «романской стене» (сам портал — традиционный готический) и по периметру стен расположены:

  • Кафедра св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок
  • Распятие «с зубной болью», называемое так из-за выражения на лике Спасителя
  • Две железные меры — средневековые венские эталоны
  • Солнечные часы на аркбутане

Органы

Новый большой орган, установленный в 1960 году, взамен уничтоженного огнём в апреле 1945 года, с четырьмя рядами клавиатур и педалью, имеет 125 регистров и 10 тысяч органных труб. Этот «орган-великан» — крупнейший в Австрии. Всего в соборе три духовых органа, все они изготовлены австрийской органостроительной фирмой «Rieger». На мессах используется «средний орган», находящейся у южной стены, близ алтаря. Инструмент изготовлен в 1991 году и имеет 55 регистров, распределённых между четырьмя клавиатурами и педалью. Пустующие в настоящее время у северной стены резные каменные хоры первого большого органа (1513 г.) — шедевр поздней готики, созданы чешским скульптором Антоном Пильграмом, который увековечил себя, поместив свой бюст у основания хоров.

Реликвии и достопримечательности

Почская икона

В 1676 венгр Ласло Шигри заказал в селенье Поч икону Богоматери в память об освобождении из турецкого плена. Икона оказалась в почской церкви и в 1696 прославилась чудесами; император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию. Копия также считалась чудотворной, поэтому Поч стал местом паломничества и был переименован в Мариапоч. До 1945 икона висела при главном алтаре, сейчас — в юго-западном углу, рядом с главным порталом.

Колокола

Всего в звоннице 23 колокола, 20 из них используются, и у каждого — своя роль. Большой колокол северной башни, Новый Пуммерин, массой в 21 383 кг был отлит в 1951 в Санкт-Флориане и установлен в 1957 взамен одноимённого колокола, отлитого в 1711 и погибшего в 1945 году. Пуммерин звонит одиннадцать раз в год — по великим праздникам, в день освящения собора (23 апреля) и в новогоднюю ночь; самый продолжительный, десятиминутный, звон, отмечает смерть и интронизацию папы и венского архиепископа. Это второй по величине колокол Европы (после Кёльнского собора).

Для ежедневного колокольного звона используются 11 колоколов южной башни с электрическим приводом, установленные в 1960, массой от 35 до 5 700 кг. Из них четыре используются перед началом обычной мессы, число увеличивается до десяти по праздничными дням и до одиннадцати — если служит сам архиепископ. Есть особый колокол для заупокойной службы, и особый «пивной колокол», отмечающий закрытие пивных. Часы отбивают два исторических колокола (отливки 1449 и 1772 года), пережившие пожар в южной башне.

Кафедра

Резная кафедра XV века приписывается Николаусу Герхардту. Для естественного усиления звука кафедра прислонена к колонне в центре главного нефа. Её украшают статуи четырёх первых учителей церкви — Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Григорий Великий. Перила лестницы, ведущей на кафедру, украшены фантастическим орнаментом из чередующихся жаб и ящериц — аллегория борьбы добра и зла. Под лестницей есть небольшой скульптурный портрет «выглядывающего из окна» — автопортрет скульптора.

Капелла святого Валентина

Внутри собора устроено шесть обособленных капелл. В реликварии св. Валентина, датированном 1440 годом и расположенном в верхнем ярусе «романской» башни справа от портала, до 1933 года хранились главные реликвии храма. В 1933 часть из них была перемещена в музей при соборе. Сейчас в капелле хранятся мощи святого Валентина, черепа святых Космы и Дамиана, и лоскут скатерти Тайной Вечери.

Усыпальницы

В самом соборе похоронены:

  • Рудольф IV (князь — строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале — символическое; тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  • Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта
  • Евгений Савойский (умер в 1736)
  • 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» — символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела — в Капуцинской церкви, a сердца в церкви св. Августина.
  • настоятели собора
Читайте также:
Путеводитель Вся Австрия – личный гид для путешественников по стране

Катакомбы

Под восточной половиной собора и под прилегающими с востока домами расположены катакомбы — подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землёй. До полного запрета на подземные могилы, изданного Иосифом II в 1783, под собором св. Стефана было похоронено до 11 тысяч тел. «Катакомбами», на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви (последнее захоронение в 2004).

Экскурсии

В соборе Святого Стефана постоянно проводится множество различных экскурсий. В стоимость экскурсии по билету all-inclusive входит аудиогид, представляющий информацию на 23 языках (детям аудиогид не выдается). Туристам также выдается карта, на которой представлены все достопримечательности Штефансдома. Продолжительность экскурсии составляет около 40 минут, проводится она круглогодично. Всех посетителей настоятельно просят одеваться и вести себя соответствующим образом.

Посетителям собора можно также заранее заказать индивидуальную экскурсию продолжительностью около 30 минут на немецком или английском языке. По литургическим или организационным причинам экскурсия может не проводиться, поэтому ее необходимо заказывать заранее.

Групповые экскурсии проводятся для группу туристов количеством от 15 человек и бронируются заранее по телефону или электронной почте.

Реликвии и святыни храма

Внутри собора находятся шесть отдельных капелл, среди них и реликварий Св. Валентина, где покоятся его мощи, черепа святых Космы и Дамиана, а также лоскут скатерти Тайной Вечери. Главная священная реликвия — Печская икона Девы Марии — является чудотворной.

Согласно легенде, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, которые происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в собор Св. Стефана в Вену, а в Печ оставил только копию.

Богослужения и другие возможности посещения

Воскресные мессы в Штефансдоме начинаются:

  • в 10:30 утра с сентября месяца по июнь;
  • в 9:30 — в июле-августе.

Посетить венский собор можно в любой день.

Для посетителей он открыт ежедневно:

  • с 6:00 до 22:00 в будни и субботу:
  • по воскресеньям и в праздничные дни — с 7:00 до 22:00.

Собор можно посетить в составе экскурсионной группы. Для осмотра и посещения открыты все достопримечательности на территории храма (сам собор, усыпальницы, обе башни, сокровищница). Возможно посещение с аудиогидом.

Катакомбы собора

Площадь перед венской церковью в прямом смысле построена на костях. С древних времен вокруг храма велись захоронения. Считалось очень важным быть похороненным как можно ближе к собору, в самом здании хоронили только самых почитаемых. Первые упоминания о кладбище датируют серединой XII века. В XVI столетии погребения временно были прекращены. Причиной тому послужил ужасный запах, наполнявший храм, возникающий из-за разложения тел, закопанных на незначительную глубину.

Окончательно кладбище вокруг венского собора прекратило свое существование в 1732 году. Кости перенесли в подземные захоронения, так называемые новые катакомбы. Старые созданы еще в XIV веке прямо под храмом, в них хоронили королевских особ и высшее духовенство. Новые предназначались для простых людей: выкапывались отсеки на сотни тел, туда их складывали по 300-400. Когда отсек наполнялся, его засыпали и приступали к новому. Так за 60 лет было погребено 11 000 человек.

К таким простым людям относили и великих архитекторов: подобным образом был захоронен и Фон Хильдебрандт и Фон Эрлах. Моцарт, кстати, был тоже погребен в общей могиле на кладбище.

При строительных работах была открыта капелла «Виргилькапелле», относящаяся к XIII столетию. Когда-то она находилась в подземелье кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесенной в 1871 году.

Литература

  1. Bermann, Moriz. Der Wiener Stefans-Dom und seine Seenswürdigkeiten in Geschichte, Kunst, Legenden- und Sagenbilde. Wien, Pest, Leipzig., 1878.
  2. Kurt, Hielscher. Österreich. Landschaft und Baukunst. Berlin-Zürich., 1928.
  3. Wasnuths. Lexicon der Baukunst. 3-4 Band. Berlin., 1929.
  4. Wien. Geschichte, Kunst, Leben. Wien., 1943.
  5. Ulmann, Ernst. Die Welt der gotischen Kathedrale. Berlin.,1981.
  6. Architektur des Mittelalters: Funktion und Gestalt. Weimar., 1983.
  7. Wien: . Texte von Peter Pötscher. Frankfurt am Main., 1989.
  8. Conrad, Dietrich. Kirchenbau im Mittelalter: Bauplannung und Bauausführung. Leipzig., 1990.
  9. Сененко М. С. Вена. М., 1970.
  10. Грубер, Райнхард Х., Кафедральный собор св. Стефана в Вене. Вена., 2002.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Собор святого Стефана
  • Официальный сайт собора
  • Официальный путеводитель Австрийского представительства по туризму

Видео

В данном ролике представлен краткий обзор истории и архитектуры венской церкви.

Куда сходить в Бадене и что посмотреть?

Маленький городок Баден известен далеко за пределами Австрии. Здесь проживает порядка 25 тысяч человек, но еще столько же или даже больше туристов приезжают сюда каждый год. И вот, какие достопримечательности тут можно посмотреть.

Церковь Святого Стефана (Pfarrplatz 9)

Церковь уходит корнями в 1312 год, когда было заложено основание будущего храма в честь святого мученика Стефана. Церковь в готическом стиле очень красива! Впечатляет картина «Мученичество Святого Стефана» на главном алтаре и уникальный орган, а так же 64-метровая готическая колокольня, которая венчает храм. Таким образом, храм заметен практически из любой точки города, и церковь является символом Бадена.

Читайте также:
Схема расположения подъёмников в регионе Зальцкаммергут (Salzkammergut)

Замок Рауэнштайн (Burgruine Rauhenstein)

Замок был построен в 12 веке, но сегодня сооружение практически не узнаваемо. Сегодня от некогда роскошного замка остались лишь руины, но, тем не менее, тут по-прежнему очень интересно! Что касается истории замка, то известно, что строительством сооружения занимались члены династии маркграфов Бабенбергов. Но впоследствии замком завладели рыцари-разбойники, которые держали в страхе местных жителей и постоянно грабили соседние деревни (по крайней мере, ходят такие слухи и легенды). Властвование разбойников закончилось, когда те взяли в плен жену императора Фридриха Третьего. Правитель пошел на «логово» бандитов с боем, и, вернув жену, приказал разрушить замок и выгнать рыцарей.

Дом Бетховена (Beethovenhaus)

Дом можно найти по адресу Rathausgasse 10. Именно в этом доме великий австрийский композитор Людвиг ван Бетховен любил останавливаться с 1821 по 1823 годы, когда заезжал в Баден встретиться со своими высокопоставленными покровителями и друзьями. Кстати, находясь в этом доме, Бетховен создал одно из самых известных произведений, «Торжественную мессу», а так же закончил создавать Девятую симфонию. Так что, дом во всех смыслах примечательный. Говаривают, что, когда композитор приезжал в Баден, дом ходил ходуном – в гости к мастеру собиралась вся городская музыкальная элита. Сегодня дом стал музеем, хранящим следы деятельности великого композитора: обстановка, мебель и украшения дают прекрасное представление о том, как жили люди искусства в 19 веке.

Замок Майерлинг (Mayerling, 3)

Про этом красивое здание желтого цвета с красной черепичной крышей ходит множество легенд. Возможно, потому, что замок был построен очень давно, в 1136 году в деревеньке Майерлинг, в 15 км от Бадена. Рядом со зданием располагалась церковь, которая около 7 веков принадлежала аббатству Хайлигенкройц. В 19 веке здание перешло во владение австро-венгерского кронпринца Рудольф, который переделал здание в охотничий домик, объединив три разных постройки в одно двухэтажное строение. Здание известно некоторыми кровавыми событиями, которые произошли в нем – в замке был убит тот самый принц Рудольф и его любовница, баронесса Мэри фон Ветсера. Интересно то, что обстоятельства трагедии и по сей день не вполне ясны, так как столичный суд приказал уничтожить все свидетельские показания и бумаги по этому делу. Но предполагается, что принц, который мучился от страшной депрессии, застрелил свою даму сердца, а после совершил выстрел в висок. После смерти сына, отец Рудольфа отдал приказ переделать охотничий домик в церковь. А с недавних времен в замке располагается музей, который рассказывает о жизни и деятельности принца.

Музей искусств имени Арнульфа Райнера (адрес: Josefsplatz 5)

Это, пожалуй, один из самых интересных музеев города. Расположен он в здании «купальни Франца» и предлагает гостям насладиться работами известного австрийского живописца 20 века Арнульфа Райнера, мастера сюрреализма и абстракционизма. Над его картинами можно простоять часы- такие они необычные. Искусствоведы полагают, что тот факт, что в конце своей жизни мастер стал тяготеть к абстракционизму, свидетельствует о том, что тот страдал ужасными депрессиями, а, кроме того, художник находился в постоянном ожидании конца света. Война так же сильно подкосила Райнера. Все это вкупе весьма повлияло на его манеру живописи. На выставке можно видеть ранние рисунки, выполненные простым карандашом, литографические работы, а так же работы в стиле шелкографии и сухой иглы.

Парк Курпарк (адрес: Kaiser Franz-Ring)

Совершенно удивительный парк, где когда-то играли свои концерты великие композиторы Иоганн Штраус-отец и Йозеф Ланнер. В честь музыкантов в парке установлены монументы, а так же фонтаны, которые можно наблюдать во время прогулки по зеленой и чрезвычайно романтичной местности. Ежегодно в парке проводятся концерты и театральные фестивали под открытым небом, а так же ярмарки с многочисленными развлечениями.

Замок Гумпольдскирхен

Замок в стиле барокко находится в деревне Гумпольдскирхен, что в 6 км от Бадена. Здание на рыночной площади считается гостевым домом Тевтонского ордена. Замок датируется 1241 годом, а во второй четверти прошлого века крепость значительно расширили и отреставрировали. С 1938 года крепость принадлежит Научно-исследовательскому институту виноградарства( так как деревня славится своими виноградниками), но в конце войны замок был преобразован в дом престарелых. С 1999 года замок работает как гостиница.

Адрес: Kirchenplatz 4, Gumpoldskirchen

Замок Эбрайхсдорф

Замок расположен в деревне Эбрайхсдорф, что в 15 минутах езды от Бадена. Первые упоминания о здании относятся к 1294 году. За долгие годы существования сооружение не раз меняло облик и владельцев, но сегодня, после последней реставрации в послевоенные годы в середине прошлого века, замок окончательно перешел во владение семьи Драше-Вартинберг. Замок состоит из дворцовой трехэтажной части с шатровой крышей и часовни Успения Пресвятой Богородицы в готическом стиле. Сооружение впечатляет своими стрельчатыми окнами с рельефными украшениями на углах. Витражи замка, которые рисуют библейские сцены, которые сегодня перевезены в Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке. Стоит отметить, что замок расположен в чрезвычайно живописном месте- его окружает чудесный английский сад, а рядом находится озеро.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: