Тенненгау (Tennengau) – край природы и древнего соляного промысла

Отели Tennengau

Популярные места для отдыха в Tennengau

Абтенау50 отелей
Голлинг-ан-дер-Зальцах25 отелей
Халлайн13 отелей
Санкт-Коломан8 отелей
Krispl7 отелей
Пух-бай-Халлайн5 отелей
Кухль4 отелей
Аднет3 отелей
Seidegg2 отелей
Дюрнбирг2 отелей
Бад-Фигаун1 отелей

Отели Tennengau на карте

Поиск и бронирование отелей

Отели Tennengau

Gasthof Hohlwegwirt

Комплекс Gasthof Hohlwegwirt находится между городами Зальцбург и Халлайн. К услугам гостей ресторан с обслуживанием по меню, отмеченный 13 пунктами в ресторанном справочнике Го Мийо, а также бесплатный Wi-Fi во всем здании.

Salzburger Straße 84, 5400 Халлайн, Австрия

Цена номера от 10 702

Langwies Genussherberge

Отель Gasthof Langwies расположен на въезде в коммуну Бад-Фигаун, в 15 км от города Зальцбург. К услугам гостей спа-центр и пруд для купания.

Langwies 22, 5424 Халлайн, Австрия

Цена номера от 7 776 до 12 207

Ferienhaus Niederl Дом для отпуска

Окруженный горами и зеленью дом для отпуска Ferienhaus Niederl расположен в городе Голлинг-на-Зальцахе, в 20 минутах езды от горнолыжного курорта Ски-Амаде и в 5 минутах езды от озера для купания. К услугам гостей терраса и большой сад.

Oberscheffau 117, 5440 Голлинг-ан-дер-Зальцах, Австрия

Holidaysun, Chalet Foresthouse, Detached Villa, Panorama Sauna, 1000 qm garden, mountainview, whirlpool, sledges, BBQ&bikes&sunbeds for free Дом для отпуска

В доме для отпуска Holidaysun, находящемся в деревне Голлинг-на-Зальцахе, к услугам гостей бесплатный прокат велосипедов и детский игровой уголок, а также большой сад с принадлежностями для барбекю, гостиный уголок на открытом воздухе и гостиная с.

Bluntaustrasse 119, 5440 Голлинг-ан-дер-Зальцах, Австрия

Hotel Pass Lueg

Отель типа “постель и завтрак” Pass Lueg расположен в окружении живописных гор, в 5 минутах езды от автомагистрали A10 Тауэрн. К услугам гостей открытый бассейн, оздоровительный центр с сауной, большой сад с детской площадкой и бесплатный Wi-Fi.

Pass Lueg Straße 82, 5440 Голлинг-ан-дер-Зальцах, Австрия

Цена номера от 6 940 до 11 706

Hotel.Pension.Golingen

Отель Golingen расположен в центре города Голлинг, всего в 25 км к югу от Зальцбурга.

Markt 53, 5440 Голлинг-ан-дер-Зальцах, Австрия

Цена номера от 5 518 до 12 542

Hotel Kranzbichlhof

Отель Garni Kranzbichlhof расположен в городке Бад-Дюрнберг, в 25 минутах езды от города Зальцбург. К услугам гостей отеля сауна, косметический салон и физиотерапевт, а также краниосакральные процедуры.

Hofgasse 12, 5422 Дюрнбирг, Австрия

Цена номера от 6 522 до 25 919

7 Days Premium Hotel Salzburg-Urstein / Отель 7 Days Premium Salzburg-Urstein

Отель 7 Days Premium Salzburg-Urstein расположен у автомагистрали A10, всего в 15 минутах езды от центра Зальцбурга. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi.

Urstein Nord 11, 5412 Пух-бай-Халлайн, Австрия

Der Vollererhof

Традиционный курортный отель Vollererhof расположен в прекрасном месте с панорамным видом, над долиной Зальцах, и всего в 10 км к югу от города Зальцбург. Этот отель построен в 1927 году.

Vollererhofstraße 158, 5412 Пух-бай-Халлайн, Австрия

Der NEUWIRT

Отель Landgasthof Neuwirt расположен в курортном городке Бад Фигауне всего в 15 км от Зальцбурга и недалеко от автомагистрали A10. Гости отеля могут бесплатно воспользоваться Wi-Fi и посетить традиционный австрийский ресторан.

Am Dorfplatz 10, 5424 Бад-Фигаун, Австрия

Genuss

К услугам гостей отеля Genuß – und Vitalhotel Moisl элегантные номера и превосходный оздоровительный и спа-центр. Вас порадует и его центральное расположение посреди красивой природы в долине Ламмерталь.

Markt 26, 5441 Абтенау, Австрия

Цена номера от 6 605 до 10 869

Hotel Goldener Stern

Этот традиционный отель, построенный в 1592 году, находится в пешеходной зоне города Абтенау, в 500 метрах от горнолыжного курорта. К услугам гостей отеля Goldener Stern номера с бесплатным Wi-Fi и бесплатная парковка.

Markt 29, 5441 Абтенау, Австрия

Цена номера от 4 766 до 13 294

Alpenhaus Donnerkogel Апартаменты/квартира

Вы можете получить Genius-скидку в Alpenhaus Donnerkogel! Чтобы сэкономить на этом жилье, просто войдите в аккаунт.

Annaberg, 5524 Аннаберг-им-Ламмерталь, Австрия

Brückenwirt

Вы можете получить Genius-скидку в Brückenwirt! Чтобы сэкономить на этом жилье, просто войдите в аккаунт.

Brückenwirtweg 3, 5400 Халлайн, Австрия

Ferienwohnung Löffelberger Апартаменты/квартира

Апартаменты Ferienwohnung Löffelberger с видом на горы расположены в 2,3 км от кельтского музея в городе Халлайн. К услугам гостей бесплатная частная парковка.

Hofgasse 8, 5422 Халлайн, Австрия

Цена номера от 4 181

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Недавно забронированы

Mendjangan Residence
Отель

Niza Apartamentos
Апарт-отель

Platanus Guesthouse
Отель

Apartmani Amor
Апартаменты/квартира

Hotel SJ
Отель

Туристические новости

Изменены правила въезда туристов в Краснодарский край с 1 августа 2022

Заселятся в отели можно с сертификатом о вакцинации, а также со справкой о прохождении первого этапа вакцинации. Сделать прививку можно в течение трех дней после приезда, но для заселения понадобится отрицательный ПЦР-тест.

Читайте также:
Схема трасс Циллерталь Арена – подробно и с указанием инфраструктуры

Пхукет откроется для вакцинированных от COVID-19 российских туристов с 1 июля, а Паттайя – с 1 октября

Нужно будет предоставить отрицательный ПЦР-тест за 72 часа до вылета, а на пятый день пребывания сдать еще один тест, при этом обязательное проживание на острове составит не менее семи ночей. Управление по туризму Таиланда во вторник запустило на своем официальном сайте обратный отсчет до открытия Пхукета.

Власти Туниса отменят карантин для россиян в апреле

С 19 апреля организованным группам туристов карантин не потребуется, необходимо справка об отрицательном результате теста на COVID, пройденном не ранее, чем за 72 часа до вылета в Тунис. Детям до 12 лет такая справка не требуется вовсе.

Tennengau

Der Tennengau ist ein Bezirk im Norden des Bundeslandes Salzburg. Als politische Verwaltungseinheit wird er nach seiner Bezirkshauptstadt Hallein als Bezirk Hallein bezeichnet.

Inhaltsverzeichnis

  • 1 Tennengau, Tännengau und andere Begriffe
    • 1.1 Romanen betonten das Ende
    • 1.2 Kahler Göll und trockene Taugl
    • 1.3 Hallein hieß früher Mühlbach
    • 1.4 Struppiges Krispl, Kuchl mit Kapuze und Rußbach mit weißer Weste
    • 1.5 Öfen mit Wasserspülung und Liebesspiel auf dem Berg
  • 2 Geografie
    • 2.1 Wasserversorgung
  • 3 Gemeinden
  • 4 Geschichte
  • 5 Wirtschaft
    • 5.1 Hallein
    • 5.2 Entwicklung Arbeitslose
  • 6 Persönlichkeiten
  • 7 Panoramaaufnahmen vom Tennengau
  • 8 Bilder
  • 9 Literaturtipps
  • 10 Weblink
  • 11 Quellen
  • 12 Einzelnachweis

Tennengau, Tännengau und andere Begriffe

Der Tennengau ist der jüngste Bezirk des Bundeslandes. Er wurde erst 1894 endgültig vom Flachgau getrennt, mit dem er bis zur Teilung Salzburgs den Salzburggau bildete.

Der Name Tennengau ist eine Begriffsfindung des 19. Jahrhunderts und setzte sich erst zögerlich durch. Tannen gibt es noch zwischen der Stadt Salzburg und dem Pass Lueg, nicht mehr aber Tennen, also Dreschplätze. Von letzteren hat der politische Bezirk Hallein den Namen Tennengau erhalten. Die Bezeichnung taucht erst 1874 auf, damals noch mit „ä“ geschrieben – 1907 vom damaligen Landeshauptmann-Stellvertreter August Prinzinger junior als „sachlich wie sprachlich unmögliche Form“ abgelehnt. Dessen ungeachtet wurde Alt-Landeshauptmann Albert Schumacher zwei Jahre später als „Ritter von Tännengau“ in den erblichen Ritterstand erhoben.

Romanen betonten das Ende

Sprachforscher Ingo Reiffenstein ist im zweiten Band des “Historisch-Etymologischen Lexikons der Salzburger Ortsnamen” der Herkunft der Ortsbezeichnungen im Tennengau akribisch auf den Grund gegangen. Darin erfährt der Leser, dass die Betonung auf der letzten Silbe ein Zeichen für einen romanischen Ortsnamen ist, wie etwa der Gollinger Ortsteil Torren oder Vigaun, bei denen ortsunkundige und Navigationssystem-Stimmen Gefahr laufen, mit ihrer Aussprache bei Einheimischen für Gelächter zu sorgen.

Kahler Göll und trockene Taugl

Eben hinter dem “Torrener Berg” – richtig ausgesprochen auf der zweiten Silbe – beginnt das Bluntautal, dessen Name Reiffenstein aus dem Mittelhochdeutschen für „verfinstern“ herleitet. Was angesichts der eingepferchten Lage zwischen Hagengebirge und Göllstock nachvollziehbar erscheint. Der 2 522 Meter hohe Hohe Göll verdankt diesen Namen seiner unbewachsenen Gipfelregion, die slawische Bewohner mit ihrem Wort „galu“ für „kahl“ bezeichneten. Verborgen ist die Taugl, nämlich vollständig, wenn sie bei Trockenheit im Unterlauf versiegt. Kein Wunder also, dass das althochdeutsche „tougal“ für „verborgen“ und „geheim“ hier die Namenspatenschaft übernahm.

Hallein hieß früher Mühlbach

Bis 1249 gibt es schriftliche Belege, dass Hallein früher Mühlbach hieß. Die dortige Saline war später dann namensgebend. Aus dem deutschen Wort entwickelte sich schließlich Hallein, das jedoch nichts mit dem Wortstamm „sal“ für Salz, sondern mit „hall“, die Bezeichnung für den Ort, an dem eine Saline stand, zu tun hat. Und wer meint, Hallein am Ende betonen zu müssen, liegt zumindest sprachhistorisch gesehen daneben. Die Stadtteile Gamp (von „campus“ für Feld) und Rif (von „ripa“ für Ufer) sind waschechte Römernamen.

Struppiges Krispl, Kuchl mit Kapuze und Rußbach mit weißer Weste

Die Gemeinde Krispl darf die Bezeichnung für das „struppige Unterholz“ als namensgebend für sich reklamieren. Kuchl hat dem aus der Talebene aufragenden Georgenberg, lateinisch „cucullus“ – Kapuze, seinen Namen zu verdanken. Rußbach am Paß Gschütt, erst seit 1903 als Gemeinde aus Abtenau herausgelöst, bezieht seinen Namen nicht vom schmutzigen Ruß, sondern von der althochdeutschen Bezeichnung für die Ulme, veraltet noch als Rüster bekannt.

Öfen mit Wasserspülung und Liebesspiel auf dem Berg

Dass in den Lammer- und Salzachöfen ebenso wie in der Ofenau nicht gebacken wird, sondern dort das Wasser aufgrund der engen Klamm brodelt, ist jedem spätestens nach einem Besuch dort klar. Der Spielberg in Krispl, benannt nach dem Ort des Liebesspiels der Birk- und Auerhähne, eignet sich nichtsdestotrotz dank seiner grasbewachsenen Hänge für Familien zum verspielten Wandern und im Winter zum Skifahren.

Читайте также:
Расположение трасс и подъёмников на курорте Semmering в Австрии

Geografie

Der Tennengau grenzt im Norden an den Flachgau und erstreckt sich dabei beinahe bis zur Landeshauptstadt Salzburg. Im Süden trennen ihn das Tennen- und Hagengebirge vom Pongau. Im Westen grenzt er an den bayrischen Landkreis Berchtesgadener Land, während im Osten der oberösterreichische Bezirk Gmunden liegt.

Der Tennengau wird bereits von Bergen dominiert, nur Richtung Norden öffnet sich das Salzachtal ins Salzburger Becken. Im Süden und Westen ragen die ersten Gipfel der Kalkhochalpen der Nördlichen Kalkalpen wie der Göllstock empor, im Osten die Salzkammergut-Berge mit der Osterhorngruppe wie dem Schlenken oder dem Schmittenstein.

Die gesamte Fläche des Tennengaus beträgt 668,28 km². Hallein ist mit 21 353 Einwohnern (Stand 1. Jänner 2022) die zweitgrößte Stadt des Bundeslandes Salzburg. Abtenau mit 186,95 km² die mit Abstand größte Gemeinde im Tennengau. Die kleinste Gemeinde ist Oberalm mit 6,39 km².

Wasserversorgung

81 Quellen und 13 Brunnen stehen im Tennengau für die Wasserversorgung zur Verfügung. Von den 13 Tennengauer Gemeinden befassen sich sieben selbst mit der Wasserversorgung (z. B. Hallein oder Golling an der Salzach). Zusätzlich gibt es 36 Wassergenossenschaften (WG), die ihre Mitglieder mit Trinkwasser versorgen. Davon werden drei Genossenschaften als Großversorger mit mehr als 1 000 m³ pro Tag (WG Kuchl, WG Abtenau), elf Genossenschaften mit einem mittleren Tagesbedarf zwischen 100 und 1 000 m³, 18 Genossenschaften mit einem mittleren Tagesbedarf zwischen zehn und 100 m³ und vier Genossenschaften mit einem mittleren Tagesbedarf von weniger als zehn Kubikmeter eingestuft.

Der durchschnittliche pro-Kopf-Verbrauch beträgt derzeit rund 130 Liter pro Tag. Grob geschätzt, benötigt eine Person zwischen 40 und 50 m³ pro Jahr. Der Wasserverbrauch teilt sich auf rund ein Drittel für die Toilettenspülung, ein Drittel für Küche und Bad und ein Drittel für den Außenbereich (Pool und Pflanzen) auf. Die benötigten Wassermengen für Hygiene und Alltag bleiben über das Jahr in etwa gleich, stark schwankend sind logischerweise die Wassermengen für den Außenbereich. [1]

Gemeinden

Der Bezirk umfasst eine Stadt und zwölf Gemeinden:

Geschichte

Der Tennengau hat wesentlich zum Wohlstand der Salzburger Erzbischöfe durch sein Salzvorkommen im Dürrnberg beigetragen. Aber schon mehr als ein Jahrtausend früher konnten die Kelten im Dürrnberg Salz gewinnen und haben uns so zahlreiche Funde beschert, die man im Halleiner Keltenmuseum bewundern kann, im Keltendorf Salina in Bad Dürrnberg wurde ihr Leben nachgestellt.

Noch zwei weitere Ereignisse rücken den Tennengau in den Blickpunkt Salzburger Geschichte. Im Freiheitskampf der Salzburger um 1800 spielte der Pass Lueg eine wichtige Rolle. 1809 fand am 25. September der Angriff der Salzburger Schützen unter Führung von Joseph Struber auf den französisch besetzten Pass statt, den Struber für seine Truppe entschied.

Im Stille Nacht Museum Hallein gedenkt man an Franz Xaver Gruber, Komponist des Liedes Stille Nacht! Heilige Nacht!‎, der die letzten Jahre seines Lebens in Hallein verbrachte und dort begraben ist.

Wirtschaft

Zu den bekannten Unternehmen zählen die Kaindl Holzindustrie, deren Heimat sich in Lungötz befindet. In Abtenau produziert das Voglauer Möbelwerk weit über die Grenzen hinaus bekannte Möbel, in Golling an der Salzach befindet sich das Kalkwerk Tagger Zementwerk Leube. In Kuchl war das Gewerbegebiet Brennhoflehen jahrelange Streitpunkt und das Unternehmen Moldan Baustoffe GmbH & Co KG betreibt den Gipsbruch Maxit im Grenzbereich der Gemeinden St. Koloman und Scheffau am Tennengebirge. In Puch bei Hallein gibt es das Unternehmen Nutricia Milupa, das 1957 an diesem Standort gegründet wurde.

Hallein

Nicht mehr bestehend sind die Halleiner Zigarren- und Tabakfabrik, das Halleiner Motorwerk und die Leichtmetallpulverfabrik Marx. Eine wechselvolle Geschichte durchlebten EMCO GmbH in Taxach und die 1891 gegründete Halleiner Papierfabrik. Das Hofbräu Kaltenhausen zählt zu den ältesten Brauereien Salzburgs.

In der zweiten Hälfte des 20. Jahrhundert war Hallein bis in die 1980er-Jahre ein wichtiger Industriestandort. Der Niedergang begann mit dem Ende der Salzproduktion der Saline Hallein 1987. Die Solvay Halvic Hallein schloss 1997 und 80 Arbeitsplätze gingen verloren. 1998 zog Reckitt Benckiser Austria Ges.m.b.H. seine Produktion aus Rif und weitere 70 Arbeitsplätze ab.

2002 ging die bekannte Stefanitsch Wurst- u. Fleischwaren Ges.m.b.H. & Co KG in Konkurs und 300 Menschen mussten sich um eine neue Arbeit umschauen. Die ROCO Modellspielwaren GmbH hatte am 15. Juli 2005 Konkurs beim Landesgericht Salzburg beantragt. Weitere 300 Arbeitsplätze gingen für Hallein verloren. Überraschend schloss 2007 die Schuhfabrik Rohde-Schuh Gesellschaft m.b.H. und hinterließ eine Lücke von 60 Arbeitsplätzen. Im Februar ging die Ära Modeversand La Redoute zu Ende, ebenfalls 60 Arbeitsplätze weniger. Und schließlich kündigte Johnson & Johnson Ges.m.b.H., die 2002 zum Staatspreis für Arbeitssicherheit wurde, 2009 weitere 150 Arbeitsplätze.

Читайте также:
Термальный отель Leitner 4* на курорте Loipersdorf в Штирии (Австрия)

Neu entstanden war 1999 die MDF-Hallein GmbH & Co KG in Hallein-Neualm, ein Unternehmen der binderholz-Gruppe, das aber 2014 wieder stillgelegt wurde.

Am 14. Jänner 2009 verkündete der Inhaber der M-real Hallein AG das Ende der Papierproduktion mit 30. April 2009 und den damit verbundenen Verlust von 485 Arbeitsplätzen.

Entwicklung Arbeitslose

  • 2001: 3,1 %
  • 2013: 4,7 %

Persönlichkeiten

Liste nicht vollständig, weitere Persönlichkeiten – siehe bei den einzelnen Orts-Artikeln.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Автор фото и текста: Зигфрид Модола (Siegfried Modola), Агентство Ройтерс, Местоположение: Хамад-Иль (Hamad-Ile), Эфиопия

Абду Ибрагиму Мохаммеду (Abdu Ibrahim Mohammed) было 15 лет, когда он начал водить караваны верблюдов, чтобы вывозить соль из опалённой солнцем пустыни Северной Эфиопии. Эта пустыня считается одним из самых жарких мест на Земле.

Сейчас ему уже 51 год, он на пенсии, а верблюдов водит его сын, продолжая многовековую торговлю «белым золотом» из Данакильской котловины (Danakil Depression), где почти никогда не бывает дождей, а среднегодовая температура составляет 94 градуса по Фаренгейту (34,4 по Цельсию).

Но традиция добывания соли из плит земной коры и её перевозки на верблюдах постепенно изживает себя: через северный регион Афар (Afar) пролегла асфальтированная дорога.

Абду Ибрагим Мохаммед (Abdu Ibrahim Mohammed), пожилой торговец солью, сидит перед своим домом в городе Барахиле, провинция Афар, северная Эфиопия, 19 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Добыча соли в Данакильской котловине, северная Эфиопия, 20 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Хотя эта дорога сильно облегчила доставку соли из Данакильской котловины, местные соледобытчики и торговцы серьёзно опасаются за свою независимость: новая трасса открывает доступ для крупных промышленных горнодобывающих компаний, использующих механизированные методы добычи, а это приведёт к значительному сокращению рабочих мест.

Добыча соли в Данакильской котловине, северная Эфиопия, 20 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Добыча соли в Данакильской котловине, северная Эфиопия, 20 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

“Большинство местных жителей зависит от соляных караванов, поэтому мы не высказываем особого энтузиазма по поводу планов крупных компаний обосноваться здесь”, – говорит Абдулла Али Нур (Abdullah Ali Noor), начальник каравана и сын лидера клана в посёлке Хамад-Иль, расположенном на краю соляной пустыни.

“Всё должно решаться сообществом. Мы предпочитаем придерживаться прежних методов”, – добавил он.

Жители Хамад-Иля (Hamad-Ile) с помощью насоса качают воду из колодца в Данакильской котловине, 21 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Асфальтированная дорога свяжет горный город Мекеле (Mekele) с деревней Даллол (Dallol) в Данакильской котловине. Это суровый, но необычайно красивый регион солончаков и вулканов, настоящее географическое чудо, которое известный британский исследователь пустынь Уилфред Тесиджер (Wilfred Thesiger) однажды назвал “страной смерти”.

Земля в окрестностях поселения Даллол в Данакильской котловине Эфиопии покрыта коркой из серы и минеральных солей. Фотография от 22 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Путь от Мекеле до Берахиля (Berahile) раньше занимал пять часов, теперь на это потребуется не больше трёх. От города Берахиль можно за два дня добраться на верблюдах до солевых залежей Афара (Afar), где находятся основные источники кристаллического пищевого продукта Эфиопии.

Земля в окрестностях поселения Даллол в Данакильской котловине Эфиопии покрыта коркой из серы и минеральных солей. Фотография от 22 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Эфиопия – одна из стран Африканского Рога. Обладая уникальной культурой и историей, она на протяжении веков страдала от голода, засух и правительственных переворотов. Новые дороги постепенно превращают экономику этой не имеющей выхода к морю страны в одну из самых быстроразвивающихся на континенте.

Караван пересекает Данакильскую котловину на севере Эфиопии, 22 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Будучи крупнейшим производителем кофе в Африке, Эфиопия всё ещё остается страной сельскохозяйственной: на его долю приходится 46 процентов валового внутреннего продукта и 85 процентов занятости. Но население страны составляет почти 94 млн. человек, что выводит Эфиопию на второе место в Африке и привлекает внимание иностранных инвесторов, которым жизненно необходимы новые рынки.

Читайте также:
Средневековая крепость Маутерндорф (Mauterndorf) в Австрии

Караван пересекает Данакильскую котловину на севере Эфиопии, 22 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

На юге Данакильской котловины, в соляном заповеднике озера Афдера (Afdera), промышленное производство соли уже ведется.

По словам Нура, в 2011 году в пустынные равнины вблизи Хамад-Иле пришла компания Берхане и Зевду ОПКОО (Berhane and Zewdu PLC), чтобы заняться разработкой соляных месторождений.

Вожди кланов усмотрели в этом угрозу для своего древнего промысла и объединились, чтобы выступить против проекта. Согласно местным жителям, компания покинула их места год спустя, опасаясь саботажа своего оборудования.

Тем не менее, Нур приветствует строительство новой дороги.

“Новое шоссе облегчит доступ к рынку, а это принесёт выгоду и возможности для развития нашему региону”, – утверждает Нур.

Развитие, о котором он говорит, заметно в Берахиле, куда приходят караваны с солью, чтобы оставить свой груз. Отсюда он будет доставлен в другие части страны. Большинство местных жителей прямо или косвенно участвуют в соляном бизнесе.

Жизнь всё ещё сурова для тысяч погонщиков верблюдов и добытчиков соли, которые используют традиционные мотыги и топоры, чтобы вырубать «белое золото» из грунта в Данакильской котловине.

Торговцы солью и их вьючные животные ночуют в ущелье во время путешествия к месту добычи соли в Данакильской котловине, северная Эфиопия, 20 апреля 2012 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Общий вид на город Берахиле, Афар, северная Эфиопия, 23 апреля 2013. Большая часть экономики города держится на торговле солью; самое большое здание в правой нижней части фотографии – недавно построенный склад, где хранится соль. В центре фотографии – верблюды, которые ночуют, а на следующий день в составе каравана отправятся к Данакильской котловине. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Рабочие разгружают соль в городе Берахиле, провинция Афар, северная Эфиопия, 19 апреля 2013 года. Соль была добыта в Данакильской котловине. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Рабочие разгружают соль в городе Берахиле, провинция Афар, северная Эфиопия, 19 апреля 2013 года. Соль была добыта в Данакильской котловине. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

За последние четыре года в город были проведены телефонные и электрические линии. В 2010 году для содействия развитию отрасли была создана Берахильская Солевая ассоциация, а недавно построенный магазин соли является на данный момент крупнейшим зданием в городе.

“Тысячи людей выигрывают от этого: соль отсюда следует во все остальные регионы страны”, – говорит глава ассоциации Дерасса Шифа (Derassa Shifa).

Пока что традиция и современность сосуществуют: организация покупает соль у караванов, которым требуется четыре дня на дорогу до солончаков и назад, а затем продаёт её купцам, которые вывозят соль грузовиками.

Члены Солевой ассоциации Берахиле платят торговцу за соль в городе Барахиле, провинция Афар, северная Эфиопия, 19 апреля 2013 года. Фото: REUTERS/Siegfried Modola

Соляные блоки, которые когда-то использовались в качестве денежной единицы, продаются по всей Эфиопии – в основном, фермерам, чтобы обеспечить их скот необходимыми минералами. Эфиопия обладает самым большим поголовьем скота на Африканском континенте.

Эта работа, какой бы изнурительной она ни была, по-прежнему привлекает тысячи человек на раскалённые солончаки.

“Вы забываете о солнце и жаре, – говорит 45-летний Кидане Берхе (Kidane Berhe), погонщик верблюдов и продавец соли. – Однажды я лишился друга в этой соляной пустыне. Он слишком много работал, не укрываясь от солнца. В конце концов, он просто рухнул замертво”.

Давайте еще что нибудь вспомним об Эфиопии: вот например Лалибела (Lalibela). Храмы в земле. а вот удивительное Огненное озеро Эрта Але

Путешествуйте самостоятельно, но с нашей помощью

Last Updated on 18 июля, 2022

Карта достопримечательностей регионов Dachstein, Tennengau и Pongau. Часть из этих достопримечательностей достижима из Зальцбурга в формате однодневной поездки, но Дахштайн заслуживает не меньше недели.

Большинство из этих туристических регионов имеют множество возможностей для хайкинга, в том числе отдельные маршруты с колясками, а также для горных велосипедов.

Оценки:
1 — топ, обязательно для посещения любой категорией путешественников,
2 — для тех, кто более внимательно изучает регион, нечто менее раскрученное, но тем не менее достаточно интересное,
3 — по дороге можно заскочить на пару часов или остановиться на ночь по пути, группа достопримечательностей среднего уровня
4 — достопримечательность для местных (прогулка на выходные) или нечто специальное, на любителей.

Цифра в скобках — я лично не была, прикидываю по сайтам.

увеличить карту

2
1.Werfen, Werfenweng

Верфен очень живописен – узкое ущелье с замком – и уже по этой причине заслуживает как минимум остановки по пути. Достопримечательности также высокого уровня: ледяная пещера и замок с шоу хищных птиц.

Читайте также:
“Фальшивые полицейские” – мошенники на улицах Австрии

Однако есть проблема с тем, чтобы добраться. Для обремененных детьми до 6 лет, не слишком хорошим здоровьем или возрастом рекомендую заменить пещеру на ту, что в Дахштайне (см. ниже). Замок, в принципе, тоже типичен для Австрии: Куфштайн, к примеру, и поинтереснее будет, как и Хоэнзальцбург.

То есть если нет проблем и нет Дахштайна в плане, то можно объединить пещеру и замок. Либо прогулку по маршруту “Звуки музыки” из центра города и замок. Если же есть аналогичные места в маршруте (другая крепость, другая пещера) – то смело пропускать.

Рядом:
Werfenweng – канатная дорога, Flying Fox (Zipline), веревочный парк
Pfarrwerfen – музей под открытым небом “Семь мельниц”
Hüttau – медная шахта

(3)
2. Mühlbach

Мюльбах – это часть туристического региона Hochkönig, который рассматривается отдельно. Однако, поскольку он близко к St. Johann, возможно вас заинтересуют канатка, старые штольни (Sunnpau, ссылка) и Slacklinepark.

1 – ущелье , 4 – все остальное
3. Schwarzach im Pongau, Goldegg, St. Johann im Pongau

Goldegg – небольшой замок с тем же названием (ссылка)

St. Johann – ущелье Lichtensteinklamm

Schwarzach – небольшой железнодорожный музей (ссылка)

Гостиничный “пригород” на горе – Alpendorf. Отсюда наверх идет канатная дорога Geisterberg.

(3-4)
4. Wagrain, Flachau

Регион для семейного хайкинга по местным не слишком крутым горам. Ездить отсюда на длительные экскурсии не слишком просто – Wagrain находится между автобанами и сначала надо оттуда выбраться. Крюк по автобану от Altenmarkt до St.Johann быстрее, чем через Wagrain.

Wagrain – канатки, музей-ферма, футбольный гольф

Kleinarl дальше по ущелью – веревочный парк, Flying fox

Flachau – коастер, веревочный парк, креселка

4
5. Altenmarkt-Zauchensee

Те, кто на машине, могут использовать этот симпатичный городок как базу или как промежуточную остановку на пути в Италию / Хорватию.

Термальный бассейн Amade

Веревочный парк – для тех, кто без группы, только июль август 2 дня в неделю (ссылка)

(4)
6. Obertauern

Креселка и гондолы, небольшой зоопарк в Untertauern, водопад Johanneswasserfall, небольшой веревочный парк

(4)
7. Filzmoos

Бассейн (30 градусов внутри и снаружи). Развлекательный гольф. Канатка

(2-3)
8. Schladming, Ramsau, Gröbming

Большой туристический регион с большим количеством канатных дорог и разным типом маршрутов. Есть туристический автобус, связывающий отдельные деревни.

Ramsau – канатка на Дахштайн. Вагончики-кабрио с открытой площадкой наверху. Наверху подвесной мост, ледяная пещера со скульптурами.
Нижняя станция канатной дороги находится не в деревне. Чтобы подняться к ней на автомобиле, надо заплатить. Однако если вы пользуетесь канатной дорогой, то проезд бесплатный (не забудьте отметить свой билет). Рекомендуют все же пользоваться автобусами.
Rittisberg – креселка, коастер, веревочный парк, Flyline (не слишком быстро ехать в обвязке, подвешенной к трубе)

Schladming – пивной завод. Канатка и креселка, а также другие канатные дороги в соседних деревнях.

Gröbming – веревочный парк, Flying fox.
Новое развлечение Flying coaster. Сначала был скоростной коастер-боб на рельсе, потом был Flying fox – скоростной спуск на тросах, потом трубу подняли наверх и получили медленный Flyline. И наконец решили совместить: Flying coaster – рельс наверху, скорость достаточно большая.
Платная автомобильная дорога наверх, деревянная церковь наверху на обрыве.

(3)
9. Pürgg, Bad Mitterndorf, Lienzen

Этот регион для длительного отдыха не слишком годится, скорее для остановки по пути.

Pürgg – замок Trautenfels (ссылка), капелла 12 века с росписями. Ущелье Wörschachklamm. Креселка Tauplitz.

Bad Mitterndorf – термальный бассейн

Rottenmann – крепость и автомобильный музей Burg Strechau (ссылка)

Admont – монастырь Admont с большой красивой библиотекой и 4 музеями (ссылка).

(2)
10. Bad Aussee, Altaussee

Близкорасположенный Хальштатт плюс к собственным достопримечательностям поднимает уровень этого региона до 2.

Два озера (Altaussee, Grundlsee), кораблики.

Bad Aussee – исторический музей Kammerhofmuseum. Кузница. Ботанический сад Alpengarten.
Термальный бассейн

Altaussee – веревочный парк, канатная дорога, соляная шахта.

1
11. Hallstatt, Obertraun

Хальштатт – моя любовь, поэтому с удовольствием вообще бы никому про него не рассказывала, чтобы не толпили. Но поздно – он слишком разрекламирован по всему миру.

Чудесное озеро, живописные горы, и множество достопримечательностей, которых становится еще больше (уж куда там еще).

Hallstatt – сам город, соляная шахта, археологические раскопки и музей. Свежепостроенная смотровая платформа над городом. Церковь с костницей.

Obertraun – канатная дорога на плато Дахштайн. Смотровая платформа Пять пальцев. Ледяная и Мамонтова пещеры на первой промежуточной станции канатки. Третья пещера внизу, у следующей станции железной дороги.

Читайте также:
Штирия – федеральная провинция Австрии, что интересного стоит посетить
2
12. Gosau

Очень красивое озеро и еще два тоже симпатичных дальше по дороге к леднику. Канатная дорога.

Небольшой музей под открытым небом (старая ферма 16-17 веков)

(4)
13. Abtenau, Annaberg

Несколько канатных дорог, две из которых (Russbach, Annaberg) ведут на ту же гору, что и канатка из Госау, но с другой стороны.

Scheffau – ущелье Lammerklamm

(3-4)
14. Golling

Burg Golling – крепость с краеведческим музеем.

Водопад. Термальный бассейн Aqua Salza

Теснина реки Зальцах (туры от 8 человек с возможностью проехать на Flying fox)

Доброе слово приятно не только кошке, но и индексации Гугла. Ваши реакции (звездочки, лайки, ссылки, комментарии, вопросы и предложения тем) помогают автору!

Где живут хантыйские божества

В Югре немало таёжных мест, где языческие верования оборачиваются реальностью. Хантыйский посёлок Согом – как раз такое место. Здесь святилища существуют до сих пор и на каждом шагу встречаются артефакты – предметы культуры древних времён.

Земля древних артефактов

Судя по архивным данным, точной даты образования поселения Согом нет, но по сведениям 1801 года здесь проживало семнадцать инородческих семей Рогиных и Вайветкиных. Они уже были осёдлыми и держали 35 лошадей, 15 коров и 45 промысловых собак. Безбедно жили, молились своим таёжным духам-покровителям. После войны построили звероферму – стали разводить лис. Дело оказалось прибыльным – много согомской пушнины уходило на экспорт. Ещё до войны в деревне появилась начальная школа. Единственным учителем был Иван Вайветкин. Он преподавал все предметы – арифметику, родную речь, рисование, пение, физкультуру. В августе сорок первого ушёл на фронт и погиб в день Победы под Кёнигсбергом.

После изменения политической обстановки сменил своё название и колхоз: стал называться “Знамя Ленина”. К тому времени в Согом переселили род Сургучевых из деревни Нюркой. Колхоз по-прежнему процветал: один только Фёдор Терликин давал в год по тринадцать планов рыбы, ставил запоры, и рыба шла так густо, что весло, воткнутое в середину потока, не падало.

Прошли те благословенные годы. С развалом советской экономики рухнули крупные предприятия, но мелкие – колхозы и рыбартели – в сельской глуши по инерции жили ещё какое-то время.

Согом выделяется среди других поселений Ханты-Мансийского района своей архаичностью. Здесь постоянно находят различные артефакты – черепки керамической посуды, части примитивных орудий труда, монеты. Наверное, в каждой здешней семье найдётся хоть одна древняя денежка, а у Владимира Лисичкина их целая коробка. Местная учительница Лариса Кундер заразила страстью к археологии школьников. Они не разоряют могильников и святилищ. Для того, чтобы найти что-то интересное, достаточно походить по местной вертолётной площадке и вокруг неё, а ещё лучше дождаться, когда начнут копать картошку на деревенских огородах – нет-нет да и ковырнут лопатой черепок или монету.

“На согомской территории учёные открыли немало археологических памятников разных исторических эпох – от неолита до средневековья, самым ранним – семь тысяч лет, это ровесники египетских пирамид, – рассказывает заместитель директора Центра охраны культурного наследия Югры Александр Кениг. – Первые научно-исследовательские работы проводились здесь в начале 60-х годов известным российским этнографом Зоей Соколовой. Позже тут работали свердловские и тобольские археологи. В 1993 году свердловская экспедиция Вячеслава Морозова собрала самый большой урожай артефактов. Многие археологические памятники тогда были поставлены на государственный учёт”.

Вотчинник охраняет эти места

Исторические места описаны, зарегистрированы, стало быть, являются государственной собственностью. Но на деле выходит иначе. Любят наезжать в Согом и “чёрные археологи”. Находят проводников, которые соглашаются показать исторически значимые места, и начинают копать. Нынешний год оказался спокойным – “чёрные копатели” не появлялись. А в прошлом местный участковый застал гробокопателей на месте преступления. Отобранные у них исторические ценности учёные оценили в 400 тысяч долларов, а на “чёрном рынке” они стоят ещё дороже. Исследователи центра охраны памятников культурного наследия Югры надеются, что со временем в Согоме создадут историко-археологический заповедник.

Кроме могильников здесь немало и других мест, значимых для согомских хантов: святилище Стариков мыс, аномальная зона “Бабка”, священные кедры. Самый главный кедр – “Старик” – стоял на берегу Домашнего озера много лет назад. Позже кедр упал – но сакральной значимости не потерял. Ханты молятся здесь, просят божество помочь им в жизненных передрягах. “Сын болел лейкозом, от лечения отказались даже свердловские врачи. И мы с мужем пошли к “Старику”, принесли в жертву петуха, помолились, попросив здоровья сыну. Десять лет уже как он выздоровел”, – рассказывает Нина Гарифуллина, внучка первого согомского учителя.

Читайте также:
Туристическая карта города Баден под Веной (Baden bei Wien) в регионе Нижняя Австрия

Удивительно, что при утрате национальных традиций, хантыйского языка, жива вера в духовных хранителей родов Вайветкиных и Сургучевых. Местные жители называют их вотчинниками. О вотчинниках говорят как о реальных существах, помогающих в трудные моменты. Видят вотчинника как невысокого мужчину в кепке, но близко с ним не общаются.

Стоит Согом на берегу таёжной речки Согомки, не замерзающей даже в сильные морозы. Есть возможность купаться круглый год – некоторые согомцы моржуют уже много лет. Для туристов там раздолье – только вот дороги нет. Летом – шлюпка, зимой – переполненный вертолёт. Отеля в деревне тоже нет, но недавно община “Согом” оборудовала небольшую гостевую комнату для приезжающих – а это уже шаг вперёд. Со временем здесь появится и туристическая зона, вполне доступная для добрых и любознательных людей.

Олимпиада “Многовековая Югра” (ответы)

22 ноября 2022 на сайте Учи.ру началась олимпиада “Многовековая Югра” для 1-11 классов. Олимпиада посвящена 91-летию со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Задания с большим количеством иллюстраций проверяют знания о природных объектах Югры: реках, горах, полезных ископаемых. Также задания показывают многообразие животных, которые обитают на этой территории, рассказывают о традициях, обычаях, а также о музеях, памятниках и мероприятиях Ханты-Мансийского автономного округа и Югры.

Всего нужно решить 10 заданий за 60 минут. Для каждого участника задания могут отличаться. Мы постарались решить максимальное количество заданий.

Для 1-4 классов предлагаются к решению следующие задания:

  1. Оленеводство;
  2. Одежда Ханты; Из чего ханты шили одежду и обувь?
  3. Обряды и праздники; Соотнеси картинки и названия праздников коренных народов Югры.
  4. Мамонты; «Археопарк» – культурно-туристический комплекс Ханты-Мансийска. Первой скульптурной группой здесь стали мамонты, выполненные в натуральную величину. Их число было связно со сказочной символикой. Сколько мамонтов увидели югорчане в Археопарке в 2007 году?
  5. Символы на гербе; Соотнеси символы на гербе Югры и их значение.
  6. Бытовые предметы;
  7. Дикая ягода; Эта ягода Крайнего Севера встречается среди болот, тундры и мхов. Из-за яркого оранжевого цвета в народе ее называют «болотный янтарь». Как называется эта ягода?
  8. Природная зона; В какой природной зоне находится Югра?
  9. Реки Югры; Югра славна водными богатствами: почти 20 тысяч рек и 300 тысяч озер украшают и питают ее. Какие две великие реки встречаются в месте, где расположена столица Югры?
  10. Месторождение нефти; Выбери месторождение нефти, которое находится под дном озера и получило свое название в его честь.
  11. Красный Дракон;
  12. Орнамент; Какие функции выполняет орнамент на одежде ханты и манси?
  13. Народные загадки; Загадки коренных народа Севера тесно связаны с природой. В них тонко подмечены особенности животных, птиц, насекомых, явлений природы и уклада жизни людей. Выбери картинку-ответ на загадку. В ночь беззвездную до чума кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье?
  14. Орнамент флага;
  15. Враг Ермака; Этот хан платил дань московскому царю, но совершал набеги на земли Приуралья. Для защиты от набегов Строгановы строили крепости и нанимали казаков, одним из которых был Ермак. Как звали хана, с которым боролся Ермак?
  16. Промышленность; Какие полезные ископаемые добываются в Югре?
  17. Добыча нефти;
  18. Загадки;
  19. Народы Югры; Выбери народы, которые проживают на территории Югры.
  20. Природные зоны; Большая часть Югорской земли лежит на равнине и покрыта могучими хвойными лесами, устойчивыми к зимним холодам. Как называется самая большая природная зона Югры?
  21. Рыбная ловля;
  22. Официальные цвета; Соотнеси цвета на гербе Югры и их символическое значение.
  23. Мука для хлеба;
  24. Кукла; Любимыми игрушками девочек народов ханты, живущих на реке Обь и ее притоках, является кукла «Акань». Выбери фото этой куклы.
  25. Национальные орнаменты;
  26. Кухня Севера;
  27. Народы-родственники; Какой народ является родственным ханты и манси?
  28. Каменный век. Перед тобой часть большой графической работы Виктора Васнецова «Каменный век», которая находится в художественном музее Ханты-Мансийска. Как называется данная часть работы Виктора Васнецова?

Ниже представлены видеоответы.

1-4 классы

А ниже задания для 5-9 классов.

  1. Уникальное задание;
  2. Праздники и обряды;
  3. Памятники Югры;
  4. Барсова гора;
  5. Упоминание региона;
  6. Блюда Севера;
  7. Священная птица;
  8. Священное озеро;
  9. Добычи нефти;
  10. Священные птицы;
  11. Священные урочища;
  12. Памятники Ханты-Мансийска;
  13. Сибирский князь;
  14. Исторические личности;
  15. Наказание в Березове;
  16. Ягоды Югры;
  17. Осенняя ягода;
  18. Профессиональные праздники;
  19. Рыбы Югры;
  20. Олимпийский спорт;
  21. Красная ягода;
  22. Игрушки;
  23. Виды спорта;
  24. Оленеводство;
  25. Предметы быта;
  26. Традиционный промысел; Три способа рыболовной ловли.
  27. Промышленность Югры.

5-9 классы

10-11 классы

Нанайцы и их культура

Нанайцы, нанай, нани (самоназвание — “местный”, “здешний человек”), гольды (устаревшее название), народ в России. Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев — хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

Читайте также:
Термальный курорт Stegersbach в Австрии, в 150 км от Вены на юг

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

Основные традиционные занятия — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища — большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже — рубленые избы, в тайге и на рыбалках — шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники — маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды — юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Основная традиционная пища — рыба; лосося заготавливали впрок.

В конце XIX — начале XX вв. существовали роды численностью от 20—30 до 600—900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.

Нанайцы. Конец 19 в.

Фрагменты из книги: Анна Васильевна Смоляк. Шаман: Личность, функции,

мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991. – 280 с.

Монография посвящена религиозным верованиям (и более узко —
шаманизму) народов Нижнего Амура — нанайцев и ульчей, сохранивших
до настоящего времени многие черты традиционной культуры. По ходу
изложения будут привлечены материалы по аналогичным явлениям у их

ближайших соседей (нивхов, негидальцев, орочей, удэгейцев), а также
других народов Сибири.

Нанайцы (численность в 1979 г. 10,5 тыс. чел.) и ульчи (2,6 тыс.
чел.)[1] — тунгусоязычные народы, исконные рыбаки и таежные
охотники, живут на Нижнем Амуре, преимущественно в Нанайском,
Ульчском, Комсомольском, Амурском, Хабаровском районах Хабаровского
края, а также в Бикинском и других районах Приморского края.

Длительное развитие в условиях советского строя привело к тому, что
традиционная культура этих народов существенно трансформировалась,
некоторые ее элементы исчезли, в то же время возникло много новых
явлений. В наши дни примерно только половина трудоспособных
нанайцев и ульчей имеет возможность использовать свои традиционные
производственные навыки, работая в рыболовецких колхозах и на
рыбозаводах. Значительная часть сельского населения трудится в
разных отраслях народного хозяйства — в леспромхозах, на
строительстве дорог, различных промышленных объектов и т.п.
Женщины преобладают в сфере обслуживания, в учреждениях культуры,
просвещения, здравоохранения и т.п.

Более 25% нанайцев, несколько меньшая часть ульчей живут в
городах (главным образом Дальнего Востока). Для современного
населения характерна всеобщая грамотность; лица среднего возраста и
молодежь имеют 8-10 классов образования. В районах проживания этих
народностей очень велик процент специалистов из их среды с высшим и
средним образованием. Современный быт нанайцев и ульчей, как
правило, не отличается от быта окружающего их населения. Русским
языком хорошо владеют все, родные языки изучаются в школах. Многие
из традиционных элементов культуры сохраняются в сфере
материальной культуры (отдельные орудия, транспортные средства,
одежда у пожилых людей и т.п.), еще живы прикладное искусство,
отчасти фольклор и рациональные знания.

Традиционное жилище нанайцев.

Нанайцы. Традиционный костюм.

Традиционное мировоззрение, область верований более всего
сохраняются в среде пожилых людей, однако многие старые обряды в
трансформированном виде бытуют еще широко.

Молодежь этой стороной
традиционной культуры, как правило, интересуется мало, хотя внешнюю
форму обрядности, например, поминального и погребального циклов,
полностью принимает (обычно этими обрядами ведает старшее
поколение).

Читайте также:
Посещение средневекового города Мурау в Штирии на реке Мура

Исследования
проводились в течение более 30 лет, и большинство из упоминаемых в
работе шаманов и других информаторов за это время ушли из жизни.

Изучением быта, этнографии, истории и происхождения народов
Нижнего Амура занимались ученые разных специальностей — археологи,
антропологи, этнографы, лингвисты, историки, фольклористы и т.п.

Удалось установить,
что они жили территориальными общинами, первичной ячейкой
общества были малые и большие семьи. Род играл роль
преимущественно в сфере брачных и имущественных отношений, в
обрядовой жизни. Роды конца XIX — начала XX в. являлись
образованиями сравнительно поздними, некоторые из них возникали
даже в начале XX в., а в целом эти социальные институты на Амуре были
чрезвычайно далеки от классических [3] . Этнический состав родов
формировался не ранее чем 100-200 лет назад как результат
предшествующих длительных исторических и этнических процессов в
этих местах.

Охота – традиционное занятие нанайцев в прошлом.

Комплексное изучение исторических и этногенетических проблем в
советский период позволяет говорить о большой древности местной
рыболовческой культуры (еще с неолита). Постнеолитическая эпоха,
однако, изучена археологами еще недостаточно, и работы здесь
продолжаются. В целом происхождение народов Нижнего Амура сложно
для каждого даже самого малого из них (негидальцы на Амуре,
например, насчитывают всего 500 чел.). Лингвистические,
антропологические, археологические, этнографические и прочие
исследования показали, что в состав этих народов входили различные
пласты — аборигенный, тунгусский, тюркский, а также маньчжурские,
айнские и другие элементы[5]. Думается, что исследование религиозных
верований нанайцев и ульчей даст дополнительный материал для
решения этих проблем.

В настоящее время шаманизм изучается у разных народов мира, при
этом разрабатываются такие проблемы, как шаманизм и религия,
личность шамана, феномен экстаза, шаман и общество (социальная
сущность шаманизма) и др. Надо сказать, что общепринятого
определения шаманизма не существует[13]. Даже такой, казалось бы,
бесспорный признак, как общение шамана с духами (обычно
возможность такого общения приписывалась только шаманам), у разных
народов выглядит по-разному; в частности, простые нанайцы и ульчи
(нешаманы), согласно их понятиям, также умели активно общаться с
духами.

Бубен нанайского шамана.

С.А.Токарев[14] при определении шаманизма обратил внимание на
наличие у шамана особых костюмов, на регулярность камланий в
состоянии экстаза. Шаман «вселял в себя духов либо отправлялся
путешествовать в царство духов в поисках души больного». По его
мнению, «шаманское камлание есть с физиологической точки зрения не
что иное, как искусственно вызванный и сознательно регулируемый
нервно-истерический припадок».

Автором данной монографии разработан ряд тем в области
религиозных верований нанайцев, ульчей, нивхов; по шаманизму также
опубликовано несколько статей[15]. Мы полагаем, что шаманизм на
Нижнем Амуре имеет ряд специфических особенностей.

абота велась преимущественно
среди лиц среднего и старшего поколений (в начальный период — 1950-
е годы — это были в основном лица, родившиеся в конце XIX в.). Мои
информаторы, шаманы и нешаманы, большая часть жизни которых
прошла в советское время, были вполне современными людьми,
активными членами общества, не отвергавшими нового в разных сферах
жизни. Все они были прекрасными знатоками нанайской и ульчской
религий; и те и другие сообщали сведения как по шаманизму, так и по
верованиям вообще. Нужно отметить, что данные, записанные у
нанайцев и ульчей — нешаманов, имели значение ничуть не меньшее,
чем записи непосредственно от шаманов: это были близкие
родственники (дети, братья, сестры, супруги) умерших шаманов, с
которыми они в прошлом жили в общих семьях, одними интересами.
Лица этой категории все же подчеркивали, что шаманы многое не станут
рассказывать. «Они стесняются, а мне стесняться нечего, я ведь не
шаман», — говорил К.Бельды из сел. Джари. Но автору удалось избежать
какого-либо барьера и при контактах с шаманами.

Известно, что среди всех народов Амура бытовали мифологические
сюжеты о сотворении мира, о множественности солнц в далеком
прошлом, о двух, трех, девяти солнцах, когда жизнь на земле была
невозможна из-за невыносимой жары; называют и героя (или
«устроителя мира»), «застрелившего» лишние солнца: его звали Хадау,
его жену — Мямелди. Л.Я.Штернберг приводит и другие имена
мифических героев, названные ему в разных нанайских селениях[17].
Иногда эти имена связывались с началом шаманства на Амуре. На
волшебном дереве конгор дягда яло туйгэ росли принадлежности для
камланий; герой (его также именуют по-разному) каменным топором
срубил дерево, собрал росшие на ветвях шаманские аксессуары в
мешок, принес их людям, и с тех пор они стали шаманить. Ныне эти
мифы почти утрачены.

Читайте также:
Старинные замки и крепости Австрии – самые красивые и неприступные

Как и многие народы Азии, нанайцы и ульчи считали, что небо,
населенное духами, влияющими на жизнь людей, разделено на сферы.
Одни группы нанайцев полагали, что их насчитывается девять.
Отдельные шаманы из верховых нанайцев (верховыми мы называем тех,
кто жил на Амуре, вверх от устья р. Хунгари) могли назвать каждую из
девяти сфер, ассоциировавшихся с созвездиями, знали имена духов, их
населявших. Другие нанайцы, например, низовые жители селений
Хумми, Верхняя Эконь и других, говорили о сферах менее конкретно.

Нанайцы из сел. Кондон верили, что небо состоит из трех «слоев» —
медного, серебряного и золотого[18]. Простые нанайцы, не шаманы, но
знатоки истории и культуры своего народа, жившие в верховых селениях
(например, Полокто Киле из Найхина), считали, что из девяти сфер
состоит не небо, а вся вселенная, наша земля находится посредине.

Различными были представления нанайцев о подземных сферах
(отличных от загробного мира, расположенного на западе, также под
землей). Одни считали, что там живут духи, шаманы там бывать не
могут, другие придерживались иных воззрений. Представления о
подземных и надземных сферах, как и многие другие, были в
значительной мере связаны с фольклорными сюжетами, шаманскими
сказками, в возникновении которых немалую роль играли сны шаманов.
Эти представления распространялись от одной группы нанайцев к
другой, от нанайцев к ульчам и нивхам. Контакты между ними были
чрезвычайно активны, поэтому общих религиозных и фольклорных
сюжетов у народностей Амура много (тем более, что некоторые
нанайские шаманы, особенно верховые, иногда проводили свои обряды
далеко от родных селений, у иноэтничных групп, преимущественно у
низовых). У разных народов Нижнего Амура бытовали также
фольклорные сюжеты, попадавшие на местную почву с юга, в результате
соприкосновения с корейцами, маньчжурами и др.

Нанайская девочка (Китай).

Отметим нанайские понятия о сферах неба, связанных с созвездиями,
о духах, обитавших на них. К ним часто прибегали шаманы, а также
старики, хорошо знавшие легенды об этих далеких мирах и
обращавшиеся к ним в случаях крайних бедствий. Некоторые старики
молились за тяжелобольного человека, близкого родственника, без
шаманов. Они клали перед тремя священными шестами тороан халат
больного и обращались к благожелательному созвездию с просьбой о
милости, о даровании жизни. Как правило, в таких случаях божеству
обещали принести в жертву курицу, поросенка. Говорили: «Дай
здоровья такому-то (называли имя и фамилию), через два дня (три,
пять, семь) принесем тебе такую-то жертву». В заранее назначенный
день вновь устраивали моление (в нем обычно участвовало не менее
трех мужчин из разных родов, причем должны были присутствовать те
же лица, что и на первом). Вновь выносили халат больного, а если он
поправился, то выходил сам, кланялся до земли, кланялись и все
остальные.

Раз в год каждая нанайская семья (так же как ульчская и нивхская)
совершала моления небу. К этому торжественному обряду готовились
загодя, откармливали свинью для заклания. В молении участвовали
мужчины одного рода. Молились около священного дерева туйгэ,
имевшегося в прошлом у каждой нанайской семьи неподалеку от дома,
обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних и
промысловых духов, духов-целителей, предлагалось угощение, голова
жертвенной свиньи. Руководил молением старейший, он читал молитвы
стоя, остальные — на коленях, кланялись. Многочисленные гости,
друзья, приезжавшие из других селений, и соседи-чужеродцы стояли
поодаль, наблюдая за обрядом. Женщины обычно находились в доме,
готовили угощение для гостей. Руководитель обряда обращался к
верховному божеству Боа Эндурни[19] (либо просто Эндури), а также к
многочисленным другим божествам и духам, от которых якобы зависело
благополучие, здоровье, удача в промыслах.

Считалось, что небесные духи слетают вниз, садятся на священные
деревья или шесты, отдыхают, угощаются дарами. В связи с этим
повсеместно выработалось бережное отношение к этим деревьям: их не
только нельзя было срубать, но и загрязнять места поблизости. Под
священным деревом нельзя было собирать хворост, это могло повлечь за
собой неудовольствие верховных духов (образ Сангия в виде личины
вырезали на некоторых деревьях), они могли в наказание наслать
болезнь. Для туйгэ верховые нанайцы выбирали большой ильм, ясень,
дуб или пихту; береза, кедр, лиственница не годились.

Кукла в традиционном нанайском костюме.

Книгу Анны Васильевны Смоляк (1926-2003). замечательного этнографа, посвтявшей несколько десятилейтий исследоанию культуры народов Нижнего Амура см. здесь:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: