Музей восковых фигур Мадам Тюссо (Madame Tussauds) в Вене

От Джека Потрошителя до британской королевы

История музея мадам Тюссо.

Самый известный музей восковых фигур появился в Англии в середине 19 века. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Лондона, которую в год посещают почти 2,5 млн гостей, а с момента основания в музеях мадам Тюссо побывало около 500 млн человек.

Знаменитая мадам Тюссо, основавшая одну из популярнейших британских достопримечательностей, была вовсе не англичанкой, а француженкой. И если бы не неудачный брак — музей стал бы визитной карточкой Парижа, а не Лондона.

Мария Гросхольц, самая успешная бизнесвумен 19 века, родилась в 1761 году в Страсбурге. Её мама была домоправительницей у доктора Филиппа Куртиуса, который делал анатомические копии человеческих тел из воска. Юная Мария, в отличие от своих сверстниц, мало интересовалась рисованием и игрой на пианино. Её больше увлекали работы Куртиуса.

Доктор, заметив талант девушки к скульптуре, начал обучать её всему, что знал сам. Именно в то время воск становился весьма популярным. Предполагалось, что этот материал проще, чем глина. Поэтому такой вид скульптуры считали в основном женским. В отличие от других сфер, публика благосклонно и доверительно относилась к мастерам-женщинам.

Однако профессионализм доктора Куртиуса был неоспорим. Именно под его руководством состоялась первая выставка восковых фигур в Париже, которая имела оглушительный успех. Кроме того, доктору пришла в голову идея выставлять напоказ фигуры знаменитых преступников и имитации казней. Так зародилась первая «комната ужасов», которая впоследствии стала одним из самых популярных аттракционов среди посетителей музея.

Вдохновленная успехом своего учителя Мария поняла, что готова посвятить скульптуре всю свою жизнь. Уже в 16 лет девушка создала восковую фигуру писателя и философа Вольтера.

А в 19 лет она была приглашена в качестве учителя искусств к сестре французского короля Людовика XVI и переехала жить в Версаль.

Французская революция вернула её в Париж. Восковые фигуры пользовались большой популярностью среди революционеров. Особенно восковые головы. Они крепились к манекенам и устанавливались в парижских салонах с целью напомнить о политической ситуации в стране. Сам доктор Куртиус был далек как от политики, так и от военных действий, происходящих рядом с ним. Поэтому всё чаще он посылал Марию для того, чтобы снять маску смерти с очередной жертвы революции.

В 1793 году девушка была арестована и попала в тюрьму. Согласно разным источникам, там она оказалась то ли со своей матерью, то ли с Жозефиной Богарне — будущей женой Наполеона. Тем не менее от казни её спас только талант.

Она была лучшей в восковом деле, поэтому именно Марию пригласили снять маску смерти с лидера революции Робеспьера и его убийцы. Также она изготовила восковую копию головы королевы Марии-Антуанетты сразу после того, как её отрубили.

Через несколько лет Мария вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо. Брак не спасло появление двух сыновей, муж пил и проигрывал все деньги в карты. К тому времени умер доктор Куртиус, оставив ей в наследство свои восковые фигуры. Немало у Марии накопилось и собственных скульптур.

Однако мадам Тюссо понимала, что все деньги, заработанные за показ фигур, будут тут же спущены мужем в карты. Поэтому в начале 19 века она оставила младшего сына на попечение своей матери, а сама, забрав старшего, уехала в Великобританию.

Главной достопримечательностью её коллекции стали посмертные маски. Тюссо не изобрела их, но ей первой пришло в голову начать на них зарабатывать. Публике всегда было интересно заглянуть в «лицо смерти». Более 20 лет она возила экспозицию восковых фигур по Англии и Шотландии. Война с Наполеоном окончательно поставила крест на планах Тюссо вернуться во Францию.

Марии было уже 74 года, когда она вместе с сыновьями наконец решила открыть постоянную выставку в Лондоне. Музей мадам Тюссо в 1835 году поселился на легендарной Бейкер-Стрит, заняв площадь в 465 квадратных метров. В салоне были установлены кресла, чтобы посетители могли спокойно разглядывать восковые скульптуры.

Мария Тюссо понимала, что публике прежде всего интересно всё, что связано с королевскими особами и знаменитыми преступниками, — им и была посвящена большая часть экспозиции.

В экспозиции была представлена коронация Георга IV, карета Наполеона, запечатлен момент свадьбы принца Альберта с королевой Викторией. С разрешения самой королевы была создана точная копия ее свадебного платья, которая обошлась в 1000 фунтов ($1315).

Комната ужасов была в основном посвящена Французской революции. Особое внимание было приковано к гильотине, выполненной в натуральную величину, и головам казненных Людовика XVI, Марии-Антуанетты и Робеспьера.

Также в ней были представлены самые известные британские преступники, в том числе Джек Потрошитель.

Одной из важных бизнес-идей мадам Тюссо было использование в музее для достоверности оригинальных артефактов. Например, в комнате ужасов она установила коляску, на которой перевозили останки жертв после убийств.

В 1850 Мария Тюссо умерла, оставив самый популярный в то время туристический аттракцион Англии сыновьям. После её смерти даже саркастический журнал Punch написал: «В наши дни никто не может считаться популярным до тех пор, пока он не попадет в качестве фигуры в музей мадам Тюссо на Бейкер-Стрит. Единственный способ оставить мощное, неизгладимое впечатление у публики — это быть выполненным из воска».

Читайте также:
Отель Amerika Holzer Hotel 4* на озере Клопайнерзее (Австрия)

После смерти матери бизнес перешел в руки её сыновей и внуков и долгое время оставался семейным делом. Потомки Тюссо занимались как скульптурным делом, так и управлением компанией.

Количество восковых фигур росло вместе с арендной платой помещения на Бейкер-Стрит. Поэтому внук Марии Тюссо перевез музей на Мерилибон Роуд. Первая экспозиция открылась там в 1884 году и имела грандиозный успех. С тех пор музей мадам Тюссо расположен на этом месте.

Несмотря на популярность у публики, денег постоянно не хватало. Новое строительство и выкуп половины акций музея у кузины Луизы привели к тому, что в 1888 году для привлечения капитала была создана компания с ограниченной ответственностью. Однако семейные разногласия между акционерами привели к её роспуску.

В 1889 году дело было продано группе бизнесменов под руководством Эдвина Пойсера. Продажа семейного дела окончательно рассорила потомков Тюссо. Один из внуков Джон Теодор остался в компании, заняв сразу два поста — главного художника и менеджера музея. По легенде, художник Эдвард Уайт послал Джону бомбу в отместку за то, что тот уволил его из музея в целях экономии средств.

В отличие от брата, скульптор Луи Джозеф Тюссо покинул бизнес после сделки. Он ушел, но в 1890 году открыл собственный музей восковых фигур под своим именем. Однако удача не сильно сопутствовала новому начинанию. Музей много раз переезжал с места на место, часть экспозиции была уничтожена пожаром.

Открывать новые филиалы наследнику помогала громкая фамилия. Многие не замечали разницу в названии. Так, восковые музеи Луи Тюссо появились в Копенгагене, Флориде, Санкт-Петербурге.

Но они не имели ничего общего с оригинальными выставками его прабабушки. Один из филиалов музея Луи Тюссо даже был назван худшим музеем восковых фигур в мире, так как созданные модели совершенно не были похожи на свои прототипы.

Долгое время основой экспозиции Музея мадам Тюссо оставались фигуры, выполненные ею самой. Но пожар в 1925 году и бомба, сброшенная немцами в 1940 году, уничтожили 352 модели из 400 оставшихся.

Одной из сохранившихся до нашей дней фигур оказалась скульптура Марии Тюссо, которую та создала сама незадолго до смерти. Сейчас она встречает посетителей у входа в музей.

Интересно, что Комнате ужасов удалось пережить все разрушения практически без потерь. Большинство уцелевших восковых фигур принадлежат убийцам и их жертвам.

В 1972 году владельцы музея решились на рискованный шаг — открыть филиал выставки за пределами Англии — в Амстердаме.

Это противоречило принципам музея, который ценится за уникальность и неповторимость своих экспонатов и считается национальным достоянием. Кроме того, он является местной достопримечательностью и привлекает туристов.

Уникальные фигуры, созданные ещё самой основательницей, — не главное, ради чего публика посещает выставку. В каждой стране есть свои местные герои, которые интересны только своей аудитории.

Результаты этого эксперимента далеко не сразу удовлетворили собственников бренда — между появлением второго и третьего филиалов прошло более 25 лет. Следующий музей восковых фигур мадам Тюссо был открыт только в 1999 году в Лас-Вегасе.

На сегодняшний день филиалы можно посетить более чем в 20 городах мира. В 2016 году корпорация открыла два новых музея в китайском Чунцине и турецком Стамбуле. Последний, по словам представителя бренда, обошелся в сумму около 10 млн фунтов ($13,5 млн). Музей включает себя чуть менее 60 восковых фигур, расположенных на двух этажах здания, площадью в две тысячи квадратных метров.

Каждый музей имеет собственную коллекцию моделей, как мировых, так и национальных. Например, в Вашингтоне в музее представлены фигуры всех американских президентов. Единственное общее между филиалами — это техника изготовления фигур. Мастера пользуются той, что изобрела Мария Тюссо.

Следующая громкая сделка вокруг музея была совершена в 2005 году. Бренд купила Dubai International Capital за $1,5 млрд. Уже через два года новые собственники заключили сделку о передаче бренда Blackstone Group за $1,9 млрд.

Компания была объединена с Blackstone’s Merlin Entertainment. После продажи бренда Dubai International Capital получила 20% акций Merlin Entertainment. Группа Тюссо как отдельная организация перестала существовать.

Каждая восковая фигура в среднем изготавливается четыре месяца, над ней работает около 20 художников, и она стоит 150 тысяч фунтов ($198 тысяч). Со времен Марии Тюссо ничего не изменилось — по-прежнему мастера пользуются её техникой: проволочная сетка, газета, глина. Для изготовления парика используются настоящие волосы, которые прядь за прядью вставляют в искусственный скальп.

По правилам бренда, за изготовление восковой копии никто никому не платит. Руководство музея само решает, кому предложить стать следующей моделью. А знаменитости считают за честь позировать мастерам. Около двух часов они принимают свыше 200 поз для измерения и съемок.

Читайте также:
Онлайн веб-камеры по регионам Австрии

Мастерские музея — одно из немногих мест, где даже женщины-знаменитости разрешают снять с них мерки. Каждая скульптура превышает реальный размер того, кто позирует, на 2%, так как воск тает, теряя в объёме, и фигура приближается к реальным показателям.

Нередко звезды передают в дар музею собственную одежду. Например, будучи мэром Лондона, Борис Джонсон после всех измерений отдал мастерам свой деловой костюм, в котором позировал. До сих пор на брюках можно увидеть небольшой порез от велосипеда, на котором политик любил добираться до работы.

Некоторые звезды ставят условия использования своих восковых копий. Например, голливудские актеры Мел Гибсон и Том Круз не разрешают прессе фотографировать их модели, а также использовать любые снимки их фигур в рекламных целях.

Единственным человеком, который отказался позировать мастерам музея мадам Тюссо, была Мать Тереза. Она объяснила это тем, что время, которое для этого потребуется, она может потратить с большей пользой.

Самой спорной восковой фигурой музея является копия Адольфа Гитлера. Впервые его модель в качестве лидера Германии была выставлена в музее в 1933 году.

С тех пор она постоянно подвергалась вандализму — посетители плевали на фигуру, кидали в нее яйца, втыкали булавки в сердце. Сотрудники музея говорят, что ни одна другая копия не подвергалась такому количеству нападок, не привлекала столько ненависти и агрессии.

В 1942 году руководство музея приняло решение поставить восковую фигуру Гитлера за стекло. Теперь работникам галерее приходилось тщательно следить за стеклом, которое ежедневно оказывалось заплеванным.

Сотрудники музея с опаской устанавливали также фигуру Саддама Хусейна, которая поначалу, как и ожидалось, вызвала шкал недовольства. Однако ажиотаж быстро сошел на нет. В отличие от копии Гитлера, которая простояла за стеклом 60 лет, и только после этого была представлена в зале.

Еще одним «наказанием» для фигуры стало её местоположение. Модель долгое время была установлена в переходе из комнаты с политиками в комнату ужасов с убийцами и преступниками.

В 2008 году, в день открытия музея мадам Тюссо в Берлине, один из посетителей в знак протеста обезглавил фигуру Гитлера. Полиция задержала нарушителя, который был оштрафован. Модель была отремонтирована и снова выставлена в музее. Сейчас Гитлер представлен в сидячей позе за столом в бункере. С восковой скульптурой из-за её расположения нельзя сфотографироваться.

Фигура Гитлера является исключением — в большинстве своем копии знаменитостей вызывают у публики положительные эмоции. Сотрудники музея рассказывают, что в конце дня им приходятся доставать нижнее белье из карманов моделей популярных артистов и оттирать следы от женской помады с лиц копий любимцев публики.

Одной из самых популярных фигур лондонского филиала считается модель актера Роберта Паттинсона — звезды саги «Сумерки».

Самой посещаемой восковой фигурой лондонского музея по-прежнему является копия Британской Королевы Елизаветы. В отличие от большинства остальных моделей, с ней, как и со всей королевской семьей, можно сфотографироваться, но нельзя потрогать.

В 1993 году в музее мадам Тюссо был открыт аттракцион «Дух Лондона», позволяющий увидеть историю города из легендарного черного кэба. Маленькие машинки передвигаются по лондонским улицам, чтобы показать самые яркие события столицы Великобритании.

Несмотря на приверженность традициям, музей идёт в ногу со временем. Некоторые восковые фигуры могут двигаться, краснеть, моргать и даже говорить. Музей реагирует на любые изменения в интересах публики — будь то появление новой голливудской звезды или смена президента.

Нередко фигуры отправляются на доработку или полностью обновляются в случае, когда прототип сделал что-то с собственной внешностью. Рекордсмен здесь певец Майкл Джексон — за весь период в музее было выставлено 13 его различных копий.

В 2012 году в музее Мадам Тюссо появились восковые фигуры героев саги «Звездные войны». 180 скульпторов представили 11 сцен фильма, что стало первым столь масштабным опытом бренда по воссозданию не конкретного героя, а целых сюжетов. Всего на эту идею собственники музея потратили около 2,5 млн фунтов ($3,3 млн).

Герои музея и сами не прочь подшутить над своими копиями. В 2010 году певец Оззи Осборн разыграл посетителей музея Мадам Тюссо в Нью-Йорке. Притворившись восковой скульптурой, он пугал подошедших к нему сфотографироваться людей. Это акция состоялась в рамках промо-тура его нового альбома Scream.

В 2015 году актер Арнольд Шварценеггер в образе «Терминатора» разыгрывал посетителей музея мадам Тюссо в Голливуде в рамках продвижения благотворительного мероприятия.

Мастера музея отмечают, что с ростом популярности пластических операций и ботокса художникам и скульптурам становится всё проще добиться сходства при создании восковых двойников, которых насчитывается уже около двух тысяч по всему миру.

Мало кто знает, что происходит с восковыми фигурами после того, как их прототипы становятся неинтересны посетителям. Некоторые говорят, что такие копии отправляются на переплавку для новых скульптур. Существует версия, что на западе Лондона, в местечке Актон, есть огромный склад, где хранятся все вышедшие в утиль «звезды», на случай, если кто-то из них снова станет восстребован публикой.

Читайте также:
Лучшие места для летнего отдыха в Австрии с детьми

Летом 2017 года первый музей мадам Тюссо был открыт в Индии в Дели, где 60% восковых фигур представили национальных знаменитостей и только 40% — мировых. Всего в этом регионе Merlin Entertainment планирует потратить в ближайшие десять лет около 50 млн фунтов.

На сегодняшний день корпорация Merlin Entertainment, помимо музея мадам Тюссо, владеет различными тематическими парками и аттракционами, в их числе — «Леголенд» в Виндзоре и колесо обозрения в Лондоне. Компания является вторым по величине оператором развлекательных объектов после Walt Disney Co. Рыночная стоимость корпорации составляет 4,7 млрд фунтов.

Согласно информации на официальном сайте, лондонский филиал музея мадам Тюссо в год посещает около 2,5 млн гостей. При минимальной цене за билет в 29 фунтов, только на этом корпорация ежегодно получает более 75 млн фунтов ($99 млн). В 2016 году доход всей группы Merlin Entertainment составил почти 1,46 млрд фунтов ($1,92 млрд) по всему миру.

Музей восковых фигур мадам Тюссо

Встретиться со звездой… недосягаемая мечта? Уже нет, благодаря популярному во всем мире Музею восковых фигур мадам Тюссо. В сегодняшней статье мы узнаем историю самого знаменитого музея в мире и прогуляемся по 3 филиалам музея мадам Тюссо: в Амстердаме, Вене, и Праге.

Немного истории

История музея восковых фигур мадам Тюссо насчитывает уже более 200 лет. Всё началось в Париже в 1770 г., где основательница музея – Мари Тюссо – осваивала тонкости создания восковых фигур у своего наставника – доктора Филипа Кёртиса, увлекавшегося восковыми фигурами. Первыми созданными ей фигурами стали Вольтер, Бенджамин Франклин, и Жан-Жак Руссо.

В 1835 г. мадам Тюссо обосновалась на Бейкер-стрит в Лондоне и открыла собственный музей восковых фигур. Кстати, некоторые фигуры, созданные ей, сохранились до наших дней. Изначально в музее было выставлено около 400 различных фигур. Однако в результате пожара в 1925 г. и бомбежек в 1941 г. большинство фигур было разрушено. Самая старая фигура, выставляемая в музее мадам Тюссо в Лондоне – фигура Мари Дюбарри, фаворитки французского короля Людовика XVI.

Интересно то, что в 1842 г. мадам Тюссо сделала собственную фигуру, которая располагается по сей день у входа в музей в Лондоне.

Филиалы музея

Сегодня существует 20 филиалов Музея восковых фигур мадам Тюссо по всему миру. Среди выставленных фигур можно встретить спортсменов, звезд шоубизнеса, политических деятелей, членов королевских семей разных времен и эпох, и даже известных убийц, которым выделена отдельная комната страха в музее в Лондоне.

Пожалуй, во всех филиалах музея вы обязательно встретите членов английской королевской семьи (естественно, восковых:) и политических деятелей времен СССР.

В зависимости от местоположения филиала музея в нем выставляются также известные уроженцы конкретно этой страны. Например, в музее восковых фигур в Праге можно встретить бравого солдата Швейка или хоккеиста Яромира Ягра.

В музее в Амстердаме – основателя знаменитой голландской пивоваренной компании Хайнекен, Фредди Хайнекена.

В музее мадам Тюссо в Вене – известного австрийского архитектора и живописца Хундертвассера.

Фигуру Эйнштейна я встречала во всех посещенных мной музеях, это один из самых популярных экспонатов музея.

В разных филиалах музея объектом повышенной охраны является фигура Адольфа Гитлера, т.к. она не раз подвергалась нападкам вандалов. В пражском филиале музея, например, эта фигура убрана за стекло в отличие от остальных фигур, к которым можно без проблем подойти сфотографироваться.

Один из музеев восковых фигур мадам Тюссо обязательно надо посетить, чтобы получить незабываемые впечатления. Фигуры изображены очень реалистично и точно, и можно сфотографироваться в обнимку со своим кумиром. В филиалах музея в Амстердаме и Вене фигуры не просто сидят или стоят, а находятся в окружении определенной атрибутики.

Кроме того, есть движущиеся фигуры. Например, этот великан в музее мадам Тюссо в Амстердаме рассказывает про историю Голландию, а дверцы на его теле открываются.

Вне всяких сомнений, самая крупная коллекция фигур собрана в музее восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне. Фигуры постоянно обновляются, а их создатели следят за веяниями моды и трендами, благодаря чему музей не теряет свою популярность уже многие годы. Например, совсем недавно появились фигуры Дэвида и Виктории Бэкхем. Готовится выставка фигур из Звездных войн.

Больше всего мне понравились филиалы музея в Амстердаме и Вене, коллекция в Праге была намного скромнее и не такой интересной. В Амстердаме и Вене под музей отданы огромные площади, и можно сделать много интересных кадров с Анджелиной Джоли, Обамой, Мэрилин Монро, Рианной, и еще много кем…

Причем в некоторых случаях сделать не просто статичные фото, а такие веселые снимки.

Билеты в музей

Советую покупать билеты в музей заранее онлайн на официальном сайте, т.к. в кассах они достаточно дорогие (до 25 Евро!). При покупке онлайн можно существенно сэкономить и фактически купить билет вполцены. Музей устраивает разные акции, сезонные скидки, скидки по праздникам, поэтому проверяйте страничку музея в интересующем вас городе перед походом туда. Советую приходить в музей к открытию и в будний день, т.к. народу в музее восковых фигур собирается традиционно много.

Читайте также:
Курорт Земмеринг (Semmering) в Нижней Австрии: горные лыжи и термы

Адреса и стоимость входа во все музеи Мадам Тюссо

Город (страна) Адрес Стоимость входа в кассе Цена билета онлайн
Амстердам Dam 20, Amsterdam, Netherlands € 22,50 € 19,50
Бангкок 989 Rama 1 Road Bangkok 10330 Thailand THB 850 (€ 22) THB 680 (€ 18)
Берлин Unter den Linden 74, Berlin, Germany € 22,95 € 13,77
Блэкпул 89 Promenade, Blackpool FY1 5AA, England £15,95 £12,50
Вашингтон 1001 F Street Northwest Washington, District of Columbia $ 22,00 $ 16,50
Вена Riesenradplatz 1022, Vienna, Austria € 20,50 € 14,35
Голливуд 6933 Hollywood Boulevard Hollywood, California 90028 $ 29,95 $ 20,95
Гонконг Peak Road, 128, The Peak, Hong Kong HK$240 (€ 26) HK$135 (€ 15)
Лас Вегас 3377 Las Vegas Blvd. South, Suite 2001 Las Vegas, NV 89109 $ 29,95 $ 23,96
Лондон Marylebone Road London NW1 5LR, United Kingdom £30,00 £22,50
Нью-Йорк 234 West 42nd Street, New York, NY 10036, United States $ 37,00 $ 29,60
Орландо 8329 International Drive, Orlando, Florida 32819 $ 25,00 $ 18,00
Пекин Madame Tussauds Beijing QianMen Street 100051 Beijing 170 Yuan (€ 24)
Прага Celetná 6, 110 00 Prague-Praha 1, Czech Republic 160 Крон (€ 6)
Сан-Франциско 145 Jefferson Street San Francisco, California 94133 USA $ 26,00 $ 22,00
Сидней Madame Tussauds Sydney Aquarium Wharf, Darling Harbour NSW 2000 $ 40,00 $ 28,00
Сингапур Imbiah Road Singapore $ 35,00 $ 32,00
Токио Odaiba 1-6-1 Decks Tokyo Beach Island Mall 3F Minato-ku, Tokyo, 135-0091, Japan ¥2,000 (€ 15) ¥1,500 (€ 11)
Ухань Madame Tussauds Wuhan, 21 Han Street 430000 Wuhan 135 Yuan (€ 19)
Шанхай 10/F, New World Building, No.2-68 Nanjing Xi Road, Shanghai 200003 PRC 170 RMB (€ 24) 150 RMB (€ 21)

Таким образом, музеи мадам Тюссо раскиданы в самых популярных туристических местах мира. Не пропустите этот уникальный и интересный вариант проведения досуга!

Вам также может быть интересно

Сайты для экономии в путешествиях!

💰 Hotellook — Честное сравнение цен и скидок на отели и апартаменты в 50 системах бронирования (Booking, Agoda, Ostrovok.ru итд). Планируйте путешествие заранее и экономьте до 40%!

✈ Поиск самых дешевых авиабилетов без накруток у надежных агентств официальных дилеров Аэрофлота, S7, Уральских Авиалиний и всех известных авиакомпаний мира.

Музей восковых фигур мадам Тюссо — история, экспозиции, интересные факты

Музей восковых фигур мадам Тюссо

Музей восковых фигур мадам Тюссо — один из самых необычных и известных в мире. Его экспонаты — восковые фигуры тех людей и персонажей, которые имеют массовую популярность. В залах соседствуют члены королевской семьи Великобритании и герои Marvel, музыканты и спортсмены.

История создания и развития музея

Музей был открыт Марией Тюссо в 1835 г. Располагается в Лондоне, но в общей сложности имеет более 20 филиалов в Азии, Европе, Австралии, Америке и на Ближнем Востоке.

Свои первые знания о моделировании из воска Мария Тюссо (а девичестве — Гросхольц) получила у Филиппа Курциуса. Мать Марии работала у него экономкой.

Уже в 16 лет (1777 г.) Мария создала удивительно точную модель писателя и философа Ф. Вольтера. Постепенно она совершенствовала свои навыки, явно имея талант к воссозданию образов и работе с воском.

Путь Марии к открытию собственной выставки был тернистым. Во время Французской революции (1789 г.) она пережила тюремное заключение и чудом избежала казни.

В 1794 г. умер Филипп Курциус, завещав свои скульптуры талантливой ученице. Вместе с ранними работами Марии они впоследствии составят основу музея восковых фигур мадам Тюссо.

Однако до этого знаменательного события Мария успела неудачно выйти замуж, родить двоих сыновей и в 1802 г. переехать в Великобританию. На протяжении многих лет она путешествовала по стране с выставками восковых фигур.

Лишь в 1835 г. сыновья уговорили Марию открыть постоянную экспозицию в Лондоне. Так началась новая веха в истории музея восковых фигур мадам Тюссо.

Постепенно коллекция скульптур пополнялась, и уже внуки Марии Тюссо перевезли ее в новое здание на Мэрилебон-роуд. С 1884 г. музей ни разу не менял место своего расположения, хотя довольно сильно пострадал при пожаре в 1925 г. и при бомбардировке немецкими войсками в 1940 г.

Конец XX в. — начало XXI в. ознаменовали расцвет музея восковых фигур мадам Тюссо. Он живо откликался на новые веяния в культуре, появление знаковых персонажей и известных личностей. Экспозиции постоянно расширялись, привлекая туристов со всего мира.

С 1972 г. на разных континентах открылось более 20 филиалов музея, последний — в октябре 2021 г. в Дубае. Ожидает открытия музей в Будапеште.

Что посмотреть в музеях мадам Тюссо

Конечно же, восковые фигуры — известных спортсменов, музыкантов, актеров, политических деятелей, киногероев и персонажей мультфильмов. Здесь понравится как поклонникам Халка, так и фанатам певицы Бейонсе, почитателям Дональда Трампа и Елизаветы II.

Скульптуры можно трогать и фотографировать. Сходство с прототипами удивительное! Вплоть до мельчайших деталей одежды, маникюра, знакомых всем морщинок и родинок. Над образами восковых фигур работает профессиональная команда мастеров. В нее входят даже стилисты, парикмахеры и стоматологи.

Ранние восковые фигуры в музее мадам Тюссо были недолговечны, однако сыновья Марии усовершенствовали технологию их изготовления. Современные скульптуры гораздо дольше сохраняют эстетичный вид.

Также в музеях восковых фигур мадам Тюссо есть тематические интерактивные зоны. Например, в лондонском музее можно посетить локацию, посвященную фильму «Конг: Остров черепа».

Здесь гостей поразит 18-метровая стена с мультисенсорной головой обезьяны (Конга). Реалистичные движения ее морды удивляют даже видавших виды туристов.

Помимо осмотра восковых фигур, в музее мадам Тюссо можно принять участие в VR-играх (игры виртуальной реальности), посмотреть 4D фильмы, сделать селфи в фотозонах.

Интересные факты о музее

Еще несколько интересных фактов о музее восковых фигур мадам Тюссо:

  • самая большая фигура — супергерой комиксов Халк, ее высота составляет 4,5 м;
  • ежедневно перед открытием музея команда специалистов проверяет состояние каждой восковой фигуры;
  • в музее представлена фигура и самой мадам Тюссо, Мария изготовила ее за 8 лет до своей смерти;
  • самая маленькая скульптура в музее — фея Динь-Динь из сказки о Питере Пэне;
  • процесс изготовления одной фигуры занимает около 4-6 месяцев; для этого необходимо около 250 измерений и 180 фотографий реального объекта.

Посещение музея восковых фигур мадам Тюссо — удивительное приключение, которое дарит незабываемые впечатления и заряд положительных эмоций.

Видео: Галерея звезд

Мадам Тюссо — история жизни и кабинета ужасов

Первым в ее мастерской появился восковой портрет в полный рост знаменитого философа и писателя Франсуа Вольтера. А потом мастерская разрослась до размеров музея, и имя Анны-Марии Тюссо стало брендом. Сегодня в музеях мадам Тюссо можно увидеть тысячи знаменитых людей всех времен и народов.

Автор статьи: Ольга Храбрых

Учитель и его талантливая ученица

Анна — Мария Тюссо, родившаяся в 1761 году, о своем прошлом вспоминать не любила. Доподлинно неизвестно, кто были ее родители, и какую фамилию она носила: то ли Гросхольц, то ли Грошольц. Хотя известен тот факт, что родилась Анна-Мария Тюссо в Страсбурге и в пять лет вместе с матерью переехала в Париж к Филиппу Куртису, который и повлиял на ее дальнейшую судьбу. По одной из версий, мать Марии работала у Куртиса экономкой, по другой, он являлся отчимом девочки. А возможно, свое право на существование имеют обе версии, доподлинно это неизвестно.

Филипп Куртис по профессии был художник и скульптор, лепивший из воска портреты людей на продажу. В Версаль его пригласила семья Людовика XVI и предложила место художника в королевском дворце. С собой во дворец он брал маленькую Анну-Марию, обучал ее своему искусству — как надо лепить, а затем оживлять портрет, прилаживая волосы, бороду, глаза и т.д. А еще девочке нравилось проводить время с Филлипом, поскольку ее завораживали интерьеры Версаля. И подумать только, одна лишь площадь дворца занимала 63 000 квадратных метров.

Вообще, при Людовике XVI интерьер Версальского дворца был дополнен еще одной личной комнатой монарха, над декором которой работали Анж Жак Габриэль и скульптор Жюль-Антуан Руссо. Центром этой комнаты стал большой стол из монолита дерева.

Но, конечно, гордостью Людовика 16 го был Позолоченный кабинет, где он хранил свои коллекции королевского золотого сервиза, благодаря чему комната и получила такое название. Затем к кабинету была присоединена и комната дочери короля Аделаиды, где она училась играть на арфе. А впоследствии там появился и кабинет бабочек. Однако вернемся к нашей героине.

Девочка по имени Анна-Мария оказалась очень способной ученицей, и от заказов не было отбоя.

В 1770 году Филипп Куртис открыл свою первую выставку восковых фигур в натуральную величину. Это были портреты известных людей, и толпы зевак приходили посмотреть на знаменитостей, которых ранее никогда не видели. Тогда Филипп снял отдельное помещение для привлечения большего внимания публики и назвал его «Кабинет ужасов», где были выставлены самые отъявленные негодяи Франции разных времен. Мария во всем помогала Филиппу: шила костюмы, лепила и раскрашивала восковые портреты, даже вела переговоры с клиентами.

Появление знаменитого Музея мадам Тюссо

Понятно, что Мадам Тюссо лепила портреты и короля Людовика XVI, его жены Марии-Антуанетты и других членов семьи.

Однако во время французской революции, в результате которой был свергнут Людовик, Анна-Мария Тюссо как придворный художник была брошена за решетку. Ее хотели казнить, так же, как и членов королевской семьи, но в последний момент молодая женщина избежала этой трагической участи. В обмен на вынужденное сотрудничество с новой властью. Поэтому маски она делала уже с казненных короля и его жены, а затем и с революционеров, приговоренных к гильотине. Мадам Тюссо признавалась, что ей очень тяжело далось это решение.

В 1795 году Анна-Мария вышла замуж за мужчину по фамилии Тюссо. Прожив недолго в браке, в 1802 году она отбыла вместе с детьми и восковыми фигурами знаменитых людей Франции, в Лондон. Здесь в 1835 году была учреждена первая выставка Мадам Тюссо на Бейкер-Стрит. Последняя работа мастерицы — собственный портрет, вылитый из воска в натуральную величину. Умерла Анна Мария Тюссо в 1850 году.

В 1854 году музей мадам Тюссо переехал с Бейкер Стрит на Мэрилебон Роуд, где и находится по сей день. Сегодня в знаменитом музее Мадам Тюссо насчитывается свыше тысячи фигур знаменитых людей всех времен и народов. Филиалы этого музея открыты во всем мире (19 городов): Амстердаме, Копенгагене, Нью-Йорке, Гонконге, Берлине и других.

В Лондоне в музее Мадам Тюссо представлено несколько экспозиций в залах: в зале «Прием в саду» можно увидеть разных знаменитостей, например, Альберта Эйнштейна.

В комнате «Вечер премьеры» находятся популярные во всем мире актеры и певцы. Например, уже разрушенная обстоятельствами парочка Анджелина Джоли и Бред Питт

Или Майкл Джексон, к личности которого недавно было снова приковано повышенное внимание.

В Большом зале с королевскими почестями расположились члены британской королевской семьи (фигуры английского короля Генриха VIII и его шести жен, английской королевы Елизаветы, а также Кейт Мидлтон и принца Гарри). Также в музее есть и «Кабинет ужасов», в котором воспроизведены сцены казней, убийств и средневековых пыток.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Отлиты в воске

История Музея мадам Тюссо

Мария Грошольц, мадам Тюссо по мужу, родилась в Страсбурге в 1761 году. В юности она переехала с матерью в Париж и стала учиться ваянию из воска в салоне доктора Филиппа Кертиса. Девушка оказалась талантливой ученицей, и вскоре ей доверили лепить с натуры Вольтера, за которым последовали Жан-Жак Руссо и Бенджамин Франклин

Мария Грошольц с 1780 по 1789 год преподавала искусство лепки из воска сестре Людовика XVI Елизавете. Во время Французской революции скульптор сделала посмертные маски представителей королевской семьи и сама чуть не была казнена

В 1795 году художница вышла замуж за инженера-строителя Франсуа Тюссо. В 1802 году она переехала в Лондон. В связи с англо-французской войной скульптор и ее коллекция не могли вернуться во Францию, и она вынуждена была путешествовать по Великобритании и Ирландии. В 1835 году была учреждена первая постоянная выставка на Бейкер-стрит в Лондоне

Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер рассматривает свою восковую копию в музее, 1984 год

Художники студии мадам Тюссо Ле Пюнтер (справа) и Джим Кемптон работают над копиями голов кандидатов в президенты США Джона Маккейна (слева) и Барака Обамы, 2008 год

Фото: Madame Tussauds / Handout / Reuters

На фото: восковые фигуры всех шести актеров, сыгравших Джеймса Бонда (слева направо: Роджер Мур, Тимоти Далтон, Дэниел Крейг, Шон Коннери, Джордж Лазенби и Пирс Броснан)”>

На сегодняшний день музей мадам Тюссо имеет десятки филиалов по всему миру, наиболее известные из которых — в Амстердаме, Вене, Берлине, Сингапуре, Нью-Йорке и Гонконге.
На фото: восковые фигуры всех шести актеров, сыгравших Джеймса Бонда (слева направо: Роджер Мур, Тимоти Далтон, Дэниел Крейг, Шон Коннери, Джордж Лазенби и Пирс Броснан)

Фото: Axel Schmidt / Reuters

На фото: восковую фигуру королевы Великобритании Елизаветы II везут в музей мадам Тюссо в Блэкпуле”>

Какую фигуру изготовить для музея, а какую убрать из экспозиции в запасники, решает специальная комиссия, которая проводит заседания раз в месяц. Процесс изготовления новой фигуры долгий — до полугода, и дорогостоящий — до $30 тыс.
На фото: восковую фигуру королевы Великобритании Елизаветы II везут в музей мадам Тюссо в Блэкпуле

Фото: Phil Noble / Reuters

В 2020 году музей представил посетителям восковую фигуру актера Джеки Чана

Фото: Rula Rouhana / Reuters

На фото: восковые фигуры американской звезды реалити-шоу, актрисы и модели Ким Кардашьян и британского актера Бенедикта Камбербэтча”>

Занимаются изготовлением восковых фигур специально обученные скульпторы, их в штате музея около 20. Если есть возможность, человека, фигуру которого решено сделать, приглашают позировать в студию музея или посылают к нему скульптора «на дом».
На фото: восковые фигуры американской звезды реалити-шоу, актрисы и модели Ким Кардашьян и британского актера Бенедикта Камбербэтча

Фото: Vianney Le Caer / AP

Восковая фигура 45-го президента США Дональда Трампа была установлена в музее в Лондоне в январе 2017 года. Она готовилась заранее вместе с фигурой Хиллари Клинтон. В октябре 2020 года, перед очередными выборами президента США, филиал музея в Берлине поместил фигуру Дональда Трампа в мусорный контейнер, заявив, что акция имеет символический характер

Фото: Rula Rouhana / Reuters

Певец Рики Мартин со своей восковой копией

Фото: John Locher / AP

Фигуры британского принца Уильяма и его жены Кейт Миддлтон

Фото: Shizuo Kambayashi / AP

Восковая фигура Одри Хепберн из Музея мадам Тюссо в столовой Peter Luger Steak House в Бруклине, Нью-Йорк, 2021 год

Фото: Brendan McDermid / Reuters

Американский профессиональный скейтбордист Тони Хоук с дочерью рядом со своей восковой фигурой

Фото: Richard Vogel / AP

Рука одного из мастеров музея на восковой фигуре принца Гарри

Фото: Matt Dunham / AP

Музей мадам Тюссо представил в 2018 году фигуры принца Гарри и его супруги Меган Маркл. Позже, в 2021 году, их переместили из экспозиции, посвященной королевской семье, в экспозицию, посвященную звездам Голливуда

Фото: Annegret Hilse / Reuters

На фото: восковые фигуры Дэвида и Виктории Бэкхем”>

Посетители Музея мадам Тюссо порой высказывают мнение, что некоторые фигуры на свои оригиналы не очень похожи. Африканские лидеры несколько раз судились с музеем из-за искажения их внешности, но музей в этих процессах постоянно одерживает победы.
На фото: восковые фигуры Дэвида и Виктории Бэкхем

Фото: Peter Macdiarmid / Reuters

В год смерти певца Майкла Джексона в 2009 году в музее в Лондоне установили тринадцатую фигуру артиста. Чаще скульпторы создавали только восковые статуи британской королевы Елизаветы II. В 2019 году, после выхода фильма Leaving Neverland с обвинениями певца в педофилии, музей отказался убирать его скульптуры из экспозиции

Фото: Maya Hitij / AP

На фото: восковая фигура певицы Рианны “>

17 июля 2007 года музей мадам Тюссо был продан частному инвестору Нику Леслау и его инвестиционной фирме Prestbury по соглашению о продаже с обратной арендой.
На фото: восковая фигура певицы Рианны

Фото: Mike Segar / Reuters

Мария Грошольц, мадам Тюссо по мужу, родилась в Страсбурге в 1761 году. В юности она переехала с матерью в Париж и стала учиться ваянию из воска в салоне доктора Филиппа Кертиса. Девушка оказалась талантливой ученицей, и вскоре ей доверили лепить с натуры Вольтера, за которым последовали Жан-Жак Руссо и Бенджамин Франклин

Мария Грошольц с 1780 по 1789 год преподавала искусство лепки из воска сестре Людовика XVI Елизавете. Во время Французской революции скульптор сделала посмертные маски представителей королевской семьи и сама чуть не была казнена

В 1795 году художница вышла замуж за инженера-строителя Франсуа Тюссо. В 1802 году она переехала в Лондон. В связи с англо-французской войной скульптор и ее коллекция не могли вернуться во Францию, и она вынуждена была путешествовать по Великобритании и Ирландии. В 1835 году была учреждена первая постоянная выставка на Бейкер-стрит в Лондоне

Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер рассматривает свою восковую копию в музее, 1984 год

Художники студии мадам Тюссо Ле Пюнтер (справа) и Джим Кемптон работают над копиями голов кандидатов в президенты США Джона Маккейна (слева) и Барака Обамы, 2008 год

Фото: Madame Tussauds / Handout / Reuters

На сегодняшний день музей мадам Тюссо имеет десятки филиалов по всему миру, наиболее известные из которых — в Амстердаме, Вене, Берлине, Сингапуре, Нью-Йорке и Гонконге.
На фото: восковые фигуры всех шести актеров, сыгравших Джеймса Бонда (слева направо: Роджер Мур, Тимоти Далтон, Дэниел Крейг, Шон Коннери, Джордж Лазенби и Пирс Броснан)

Фото: Axel Schmidt / Reuters

Какую фигуру изготовить для музея, а какую убрать из экспозиции в запасники, решает специальная комиссия, которая проводит заседания раз в месяц. Процесс изготовления новой фигуры долгий — до полугода, и дорогостоящий — до $30 тыс.
На фото: восковую фигуру королевы Великобритании Елизаветы II везут в музей мадам Тюссо в Блэкпуле

Фото: Phil Noble / Reuters

В 2020 году музей представил посетителям восковую фигуру актера Джеки Чана

Фото: Rula Rouhana / Reuters

Занимаются изготовлением восковых фигур специально обученные скульпторы, их в штате музея около 20. Если есть возможность, человека, фигуру которого решено сделать, приглашают позировать в студию музея или посылают к нему скульптора «на дом».
На фото: восковые фигуры американской звезды реалити-шоу, актрисы и модели Ким Кардашьян и британского актера Бенедикта Камбербэтча

Фото: Vianney Le Caer / AP

Восковая фигура 45-го президента США Дональда Трампа была установлена в музее в Лондоне в январе 2017 года. Она готовилась заранее вместе с фигурой Хиллари Клинтон. В октябре 2020 года, перед очередными выборами президента США, филиал музея в Берлине поместил фигуру Дональда Трампа в мусорный контейнер, заявив, что акция имеет символический характер

Фото: Rula Rouhana / Reuters

Певец Рики Мартин со своей восковой копией

Фото: John Locher / AP

Фигуры британского принца Уильяма и его жены Кейт Миддлтон

Фото: Shizuo Kambayashi / AP

Восковая фигура Одри Хепберн из Музея мадам Тюссо в столовой Peter Luger Steak House в Бруклине, Нью-Йорк, 2021 год

Фото: Brendan McDermid / Reuters

Американский профессиональный скейтбордист Тони Хоук с дочерью рядом со своей восковой фигурой

Фото: Richard Vogel / AP

Рука одного из мастеров музея на восковой фигуре принца Гарри

Фото: Matt Dunham / AP

Музей мадам Тюссо представил в 2018 году фигуры принца Гарри и его супруги Меган Маркл. Позже, в 2021 году, их переместили из экспозиции, посвященной королевской семье, в экспозицию, посвященную звездам Голливуда

Фото: Annegret Hilse / Reuters

Посетители Музея мадам Тюссо порой высказывают мнение, что некоторые фигуры на свои оригиналы не очень похожи. Африканские лидеры несколько раз судились с музеем из-за искажения их внешности, но музей в этих процессах постоянно одерживает победы.
На фото: восковые фигуры Дэвида и Виктории Бэкхем

Фото: Peter Macdiarmid / Reuters

В год смерти певца Майкла Джексона в 2009 году в музее в Лондоне установили тринадцатую фигуру артиста. Чаще скульпторы создавали только восковые статуи британской королевы Елизаветы II. В 2019 году, после выхода фильма Leaving Neverland с обвинениями певца в педофилии, музей отказался убирать его скульптуры из экспозиции

Фото: Maya Hitij / AP

17 июля 2007 года музей мадам Тюссо был продан частному инвестору Нику Леслау и его инвестиционной фирме Prestbury по соглашению о продаже с обратной арендой.
На фото: восковая фигура певицы Рианны

Миллионы из воска: как мадам Тюссо построила бизнес на знаменитостях и отрубленных головах

В 1761 году в Страсбурге родилась Анна Мария Грошольц. Отца девочки за два месяца до ее рождения убили в Семилетней войне (1756–1763), поэтому мать вскоре после родов собрала пожитки и переехала в швейцарский Берн — работать экономкой у доктора Филиппа Куртиуса. Куртиус к тому времени уже закончил с врачебной практикой и решил посвятить себя творчеству — созданию восковых фигур.

В то время с воском работали преимущественно женщины, поскольку он считался второсортным сырьем для лепки. В 1769 году американская скульптор Пэйшенс Райт уже делала первые работы из воска, с которыми потом успешно гастролировала по США и даже приезжала в Англию, на 30 лет опередив будущие гастроли музея мадам Тюссо. Более того, в Англии американка не была первой — к тому времени в производстве восковых фигур уже преуспели такие специалисты, как миссис Сэлмон, миссис Голдсмит и миссис Миллз.

Куртиуса все это не останавливало, поэтому в 1765 году он переехал в Париж, где спрос на его работы был выше. Спустя пару лет к нему присоединились его экономка и маленькая Анна Мария. В 1770 году швейцарец организовал свою первую выставку, которая была настолько популярна, что спустя шесть лет переехала в королевский дворец.

Он привязался к дочери экономки, относился к ней как к племяннице и обучал искусству работы с воском. Девочка оказалась способной и уже в 16 лет создала свою первую большую работу — бюст крупнейшего философа того времени Вольтера. Далее были Жан-Жак Руссо и Бенджамин Франклин, а затем юную Марию Грошольц позвали в королевский дворец, где с 1780 по 1789 год она преподавала искусство лепки из воска сестре Людовика XVI Елизавете. Пока не грянула Великая французская революция.

Портреты мертвых друзей

Следует оговориться, что события времен революции описываются исключительно со слов самой Марии, поэтому сложно разделить правду, додумывания и вымысел (а как мы еще увидим, Мария была отличным специалистом по маркетингу и умела себя подать). В любом случае с началом революции Грошольц отправилась в тюрьму за то, что сотрудничала с королевской семьей.

Мария готовилась к смерти, ее даже успели обрить налысо перед гильотиной. Но внезапно отпустили, потребовав, чтобы она и Куртиус лепили посмертные маски казненных — запечатлеть историческое событие.

Дело было не из простых: по воспоминаниям Марии, ей часто приходилось работать на ступеньках в подвалах тюрем, куда складывали отрубленные головы казненных. Причем некоторые из них были ее друзьями, с которыми она познакомилась за девять лет работы в королевском дворце. В эти годы она создала слепки лиц Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Робеспьера и Марата. Тщательно копируя в воске черты казненных, Мария набила руку и создала основу коллекции, на которой позже заработает состояние.

Со временем Мария перестала регулярно посещать тюрьму и вернулась к своей коллекции. Тогда же в ее жизни произошло два важных события: в 1794 году умер Филипп Куртиус, оставив ей свою коллекцию слепков, а годом позже Мария вышла замуж за инженера-строителя Франсуа Тюссо. Таким образом, к 1795 году крупнейшая в Париже коллекция восковых фигур, тщательно зафиксировавшая события революции, перешла под управление мадам Тюссо.

Новая жизнь в Англии

Брак с Франсуа Тюссо был неудачным: муж ничего не зарабатывал, зато любил выпить и проигрывал в карты все деньги, которые приносила коллекция. Бизнес, и без того пострадавший во время революции, был на грани краха. В это время Марии поступило новое предложение — немецкий иллюзионист Поль Филидор (он же Пауль Филидорт, он же Поль де Филипсталь) ставил в Европе свои «фантасмагории», с помощью оптических устройств проецируя на плоскую поверхность портреты знаменитостей того времени. В 1801 году он провел первую «фантасмагорию» в Лондоне, представление имело успех. Для второго выступления фокусник хотел объединить силы с мадам Тюссо.

Тюссо согласилась поработать в стране, не затронутой беспорядками, но «фантасмагория» ей не понравилась. По воспоминаниям Марии, ее компаньон слабо вложился в промотирование своего «поразительного шоу». В то же время Англия пришлась ей по душе, и она решила строить бизнес в новой стране, несмотря на сложности — Тюссо не знала языка, а на руках у нее были двое детей от неудачного брака. Первые шесть или семь лет она показывала экспонаты в Лондоне, затем начала гастролировать по городам Великобритании. Во Францию Мария больше не вернулась.

Передвижной музей мадам Тюссо имел большой успех. Про Французскую революцию слышали все, но фотография в те годы только зарождалась, зато фигуры давали людям возможность своими глазами увидеть всех участников исторического события. Попутно коллекция музея пополнялась восковыми копиями английских политиков, потому что прозорливая Мария понимала: интерес к революции будет постепенно угасать. В отличие от интереса к знаменитостям.

Селебрити и ужасы: как Мария Тюссо добилась успеха

Начав с бюста Вольтера, Мария регулярно пополняла коллекцию масками и фигурами известных людей. В 1838 году королева Виктория позволила ей сделать слепок своего коронационного образа. А двумя годами ранее музей собрал настоящий аншлаг, оперативно выставив фигуру оперной певицы Марии Малибран, которая умерла в Манчестере во время музыкального фестиваля.

«Палата ужасов» — еще один отличный ход. Идею Тюссо подсмотрела у своего приемного дяди: в 1782 году на своей второй выставке Филипп Куртиус организовал «Пещеру великих воров» (Caverne des Grands Voleurs), чьи тела привозили ему сразу после казней, чтобы он успел запечатлеть их в воске. Мария дополнила коллекцию портретами самых известных преступников Великобритании — уэст-портских убийц Уильяма Берка и Уильяма Хейра (они продавали тела своих жертв профессору анатомии), убийцы из Стенфилд-Холл Джеймса Раша (застрелил своих арендодателей). Компанию им составлял палач британского правительства Уильям Марвуд, а также «приехавшие» с Марией из Франции Робеспьер, Марат и еще несколько французских революционеров.

За вход в эту комнату платили отдельно — 6 пенсов с человека (вход в музей стоил 1 шиллинг, то есть 12 пенсов; детский билет — 6 пенсов; билет на шесть недель — 5 шиллингов). Симптоматично, что интерес к «Палате ужасов» совпал с уменьшением числа публичных казней. Процесс либерализации законов в Великобритании запустили в 1808 году, а в мае 1868-го состоялась последняя публичная казнь в Англии. Нехватку привычного зрелища британцы по мере сил возмещали посещением музея мадам Тюссо. В 2016 году палату закрыли из-за жалоб посетителей.

Максимальная точность и педантичность — третье слагаемое успеха. Мария Тюссо не просто воссоздавала образы — она стремилась сделать их максимально реалистичными, чтобы это был своего рода слепок реальности, и дополняла историческими артефактами. Например, она при первой же возможности купила коронационную мантию короля Георга IV и карету Наполеона, которыми украсила свои экспозиции. В ее коллекции были лезвия с тех самых гильотин, которые во время революции рубили головы членам королевской семьи. А для «Палаты ужасов» преступники перед казнью добровольно жертвовали свою одежду, потому что место в музее мадам Тюссо гарантировало: теперь вы действительно популярны.

Вместе с «Лего» и свинкой Пеппой

После 30 лет беспрерывных гастролей по Англии, Ирландии и Шотландии мадам Тюссо остепенилась. В 1835 году она перестала кочевать и основала постоянный музей в Лондоне, на углу Бейкер-стрит и Портман-сквер. Даже в преклонном возрасте Мария Тюссо любила сидеть на входе в свой музей и лично брать плату за вход. Правда, в последние годы ее жизни это стало невозможно: она страдала от тяжелой астмы. В апреле 1850 года Мария Тюссо умерла, а ее бизнес перешел двум сыновьям.

В 1920-е годы музей мадам Тюссо стал обществом с ограниченной ответственностью, в 1970-х был приобретен компанией S. Pearson and Son (сейчас Pearson PLC). В 1990-х Tussauds Group открыла несколько зарубежных филиалов (сейчас их 22, не считая музея в Лондоне). Кроме того, компания расширялась за счет приобретения тематических парков и аттракционов — например, владела долей в компании, построившей и обслуживающей колесо обозрения London Eye (открылось в 2000 году).

Тогда же из музеев мадам Тюссо исчезли заграждения и посетителям разрешили подходить и прикасаться к фигурам. Это позволило музею сохранить свои позиции в цифровом мире: сегодняшние посетители приходят не только для того, чтобы увидеть знаменитость, но и для того, чтобы сделать селфи в обнимку с ней.

Сменив нескольких владельцев, в 2007 году Tussauds Group была приобретена инвестиционной компанией Blackstone Group за $1,9 млрд и объединена с оператором тематических парков Merlin Group. В 2013 году Merlin провела IPO, а в 2019 году была выкуплена частным консорциумом, в который вошли Blackstone Group, Kirkbi (инвестиционная компания семьи основателей Lego) и канадский пенсионный фонд CPPIB. Сумма сделки составила $6,04 млрд.

Merlin не публикует отчеты о посещаемости и выручке с разбивкой по отдельным заведениям. В отчете за 2019 год приводятся обобщенные данные обо всех тематических парках и аттракционах подразделения Midway Attractions (наряду с музеем мадам Тюссо в него входят тематический парк Sea Life, LEGOLand Discovery Centre, колесо обозрения London Eye, игровые центры Peppa PigTM World of Play и другие): посещаемость составила 40,2 млн человек, выручка — 674 млн фунтов стерлингов. В том же отчете дана оценка бренда «Мадам Тюссо» — 28 млн фунтов стерлингов.

Музейный квартал Вены

Вена преисполнена имперской роскошью. Но когда устанете от нее или просто захотите посмотреть на живой город, посетите Музейный квартал. Это закрытое от шумных улиц пространство. Здесь находится несколько музеев, можно посидеть у воды или отдохнуть на лежаках. Уютно, спокойно.

Музейный квартал Вены (MuseumsQuartier Wien, MQ)

Открытие Музейного квартала

Венский Музейный квартал (MuseumsQuartier) создавался на рубеже прошлого и нынешнего столетий. Планы обустройства масштабного культурного комплекса существовали с середины восьмидесятых годов XX века. В конкурсе проектов квартала победила работа архитектурного бюро братьев Отнеров «Ortner & Ortner». Впоследствии их проект претерпел некоторые изменения.

Открытие комплекса MQ состоялось в 2001 году. Бывшие королевские конюшни, построенные в 1725 году на окраине Старого города и замыкавшие площадь Марии Терезии, были отреставрированы. Они стали подобием театрального занавеса, за которым скрывался огромный музейный комплекс, расположенный на 60000 м². Здесь были объединены многочисленные музейные и культурные учреждения, прежде разбросанные по разным районам Вены.

Кунстхалле

За главным входом комплекса находятся кассы. За ними открывается площадь с фонтаном. В центре расположен выставочный центр – Кунстхалле Вена. Это бывшее барочное здание манежа, к которому пристроен современный стеклянный павильон. В экспозиционных залах Кунстхалле проводятся тематические выставки, а в киноконцертных – музыкальные и кинофестивали, оперные концерты.

В кафе-ресторане «HALLE» обратите внимание на дизайнерский интерьер. Часы работы: ежедневно 10.00-02.00.

По краям площади стоят два грандиозных музейных здания: белый куб Музея Леопольда (экспозиции, получившей своё имя в честь основателя – профессора Рудольфа Леопольда) и тёмная громада MUMOK – Музея Современного искусства.

Музей Леопольда

Музей Леопольда (Leopold Museum)

Музей Леопольда содержит художественную коллекцию мирового значения – собрание произведений австрийского модернизма, включающее лучшие работы Эгона Шиле, картины Густава Климта, Кокошки, Кубина, Вальдмюллера, Ромако, Герстля, других мастеров. Здесь можно увидеть предметы культуры из экзотических стран Африки и Океании, произведения китайских и японских художников.

Насладившись работами Эгона Шиле, можно заглянуть в кафе «Леопольд». Часы работы: вс — ср 10.00-02.00; чт — сб 16.00-02.00.

MUMOK

Музей Современного искусства (Museum Moderner Kunst Stiftung Ludwig)

Музей Современного искусства представляет разные направления художественного искусства ХХ столетия: реализм, неореализм, кубизм, поп-арт, венский акционизм, концептуализм.

Кафе-ресторан «MUMOK» привечает посетителей музея: пн — ср и пт — вс 10.00-18.00; чт 10.00-21.00.

Архитектурный центр

Архитектурный центр (Architekturzentrum)

Ещё одна достопримечательность MQ – Архитектурный центр Вены. Это не только музей, но и творческая лаборатория, научное учреждение, исследовательский центр, в котором собраны материалы по истории австрийской архитектуры. В этом здании расположено концептуальное кафе Corbaci, посещение которого многие считают обязательной частью программы приобщения к архитектурным ценностям.

Детский музей ZOOM

Детский музей ZOOM

«Детская» зона Музейного квартала формируется вокруг детского музея ZOOM с его интерактивной экспозицией. ZOOM уникален – это единственный в Австрии музей, полностью посвящённый знакомству детей с миром искусства и науки.

Что еще?

На территории MQ также находятся Танцевальный квартал, центр экологии, и «21-й квартал», расположенный по периметру и вместивший в себя множество современных художественных направлений. Здесь можно найти многочисленные студии, мастерские, салоны, в которых представлены современные альтернативные арт-образцы.

Внутренний двор квартала служит самой большой в Вене открытой площадкой для проведения праздников.

Музейный квартал Вены входит в десятку крупнейших кулинарных ареалов мира. Помимо перечисленных заведений, вас ждут ещё два.

Ресторан MQdaily приглашает любителей вкусно поесть. Отсюда можно наблюдать за оживлённой городской суетой. Часы работы: чт — сб 09.00-01.00; пн — ср, сб и праздники 09.00 — 24.00.

Сразу возле книжного магазина расположилось кафе «Kantine». Здесь за чашечкой кофе можно насладиться приобретённым по соседству чтивом. Часы работы: пн — ср 09.00-24.00; чт — сб 09.00-02.00; вс и праздники 10.00-24.00.

Квартал открыт круглосуточно.

Центр справки и продажи билетов по Музейному кварталу открыт ежедневное 10 до 19 ч.

Ехать метро U2 до станции Museumsquartier

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: