Концерты в Musikverein – Золотом зале Венской филармонии в Австрии

Волшебная Вена. Большой (Золотой) зал Венской филармонии.

Идея сходить на концерт в филармонию родилась у меня уже в Вене после успешного посещения Венской оперы. В отношении музыки я довольно всеядна — от классики до рока. В филармонию хотелось не только на концерт, но и посмотреть само здание.

Венская филармония (нем. Wiener Musikverein) — концертный зал, расположенный на площади Карлсплац в Вене. Вместе с залами Бостонской и Амстердамской филармоний, зал Венской филармонии считается одним из трёх лучших залов в мире. В этом здании базируется и выступает Венский филармонический оркестр (Wiener Philharmoniker).

В общем, в очередной раз проходя мимо, завернула в кассы. На концерт, который отвечал всем моим запросам, а, именно – интересная мне программа в исполнении Венского филармонического оркестра в знаменитом Большом (Золотом) зале – билетов не оказалось. Т.е. в кассах филармонии мне предложили последний билетик за девяносто с чем-то евро на не очень удобном месте в уголке балкона. Я, конечно, гордо отказалась, после чего мне посоветовали сходить в кассы филармонического общества, где, возможно, еще есть билеты на следующий день, субботу, на дневной концерт с той же программой.

Если кассы филармонии были переполнены богатыми китайцами, скупающими пачками билеты на все, что им предлагали, то в кассах общества я оказалась одна. Там нашелся стоячий билет за 5 евро и мне пришлось менять свои планы на вторую половину субботнего дня. Посещение церкви Ам-Штайнхоф, модернистского шедевра Отто Вагнера и Коломана Мозера, которая открывается для посещений только два раза в неделю на несколько часов, пришлось отложить до лучших времен. Но я не жалею.

Здание филармонии построено в историческом стиле, его украшают статуи кариатид, барельефы и колонны. Золотой зал имеет плафон «Аполлон и девять муз» работы Августа Айзенменгера и скульптуры Франца Мельницького.

Над сценой Золотого концертного зала расположен орган, построенный знаменитым мастером Фридрихом Ладегастом.

На фото под балконом виден загончик )), где стоят люди. Это стоячие места. При желании там можно и присесть под стеночку на ковролин.

И если я точно знаю, что никогда больше не пойду в оперу на стоячие места, то в филармонию – вполне возможно. Во-первых, здесь нет этой изнуряющий и унизительной процедуры покупки билета, во-вторых, очень спокойная и положительная публика, которая никоим образом не отвлекает тебя от, собственно, музыки. Ну, и опять-таки, великолепная музыка в красивом месте и очень хорошее исполнение.

Дирижировал Даниэль Баренбойм и когда я узнала, что ему 76 – была сражена.

В здании филармонии несколько концертных залов, но они абсолютно автономные, каждый со своими буфетами и туалетами, общий только гардероб на первом этаже, к слову, платный. Это я к тому, что кроме Großer Saal ничего больше там не видела.

Первый зал мира — так часто называют венский Grosser Musikverein, центр венской, австрийской и мировой музыкальной жизни.

Читайте также:
Лучшие горнолыжные трассы в земле Тироль: лёгкие, средние, сложные

Руководство венского Общества любителей музыки — Gesellschaft der Musikfreunde — не раз подавало заявки на строительство нового, по тем временам современного концертного зала. «Настало время взорвать удручающие, унылые и совершенно недостойные узы», — говорили руководители Общества, имея в виду под «узами» тесный концертный зал на 700 мест, построенный еще в 1831.

Несколько раз заявки были отклонены.

Наконец, в 1863 император Франц Иосиф I презентовал Обществу любителей музыки участок земли на площади Карлсплатц для сооружения, в котором должен быть Большой концертный зал для выступлений филармонического оркестра и Малый зал для концертов камерной музыки. Этот факт и стал началом истории здания венского Музикферайна (Венской филармонии).

«С истинным ликованием каждый из нас получит известие о великом, по-настоящему имперском рождественском подарке, который Его Величество подарил венцам …», — сообщало руководство Gesellschaft der Musikfreunde.

Для строительства был приглашен датский архитектор Теофил фон Хансен.

Здание Музикферайна, построенное в неоклассическом стиле, украшено статуями кариатид, барельефами и колоннами. Достопримечательности Большого зала — великолепный плафон «Аполлон и девять муз» работы Августа Айзенменгера и скульптуры Франца Мельницького.

Открытие Большого зала, получившего название Золотого, состоялось 6 января 1870. Симфоническим оркестром Венской филармонии дирижировал маэстро Карло Гайслер. Звучали произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта.

Золотой зал — резиденция Венского филармонического оркестра. Начиная с 1959, здесь ежегодно утром 1 января проходят Новогодние концерты «Венских филармоников», которые транслируются на весь мир.

По своим уникальным акустическим параметрам Золотой зал, безусловно, является одним из лучших в мире.

В 1872 впервые зазвучал орган Золотого зала работы прославленного мастера Фридриха Ладегаста. Первым 10 ноября на нем сыграл Иоганнес Брамс, спустя пять дней — Антон Брукнер и Карл Август Фишер.

В 1907 орган Ладегаста заменили на инструмент австрийской фирмы Rieger Orgelbau. Впоследствии орган меняли еще дважды: в 1969 был установлен инструмент фирмы E. F. Walcker & Cie, а в 2011 — снова Rieger Orgelbau в реконструированном историческом корпусе. Четырехмануальный инструмент имеет 86 регистров.

Первый концерт в Малом зале дала Клара Шуман. В 1937 зал был назван именем Иоганнеса Брамса. Малый зал не раз перестраивался, а в 1993 восстановлен в первоначальном виде.

В подвале здания архитектором Вильгельмом Гольцбауэром в 2004 были спроектированы еще три зала: Стеклянный, Металлический и Каменный. В них проходят дебютные концерты молодых исполнителей, джазовые и литературные концерты, лекции на музыкальные темы, концерты для детей и юношества.

Пять залов Музикферайна могут одновременно вместить более 3000 человек. В Золотом зале — 1744 сидячих и около 300 стоячих мест, в Малом — 600, в Стеклянном — 380, в Металлическом — 70, в Каменном (аудитория Гашека) — 60.

В здании размещается знаменитое Венское мужское хоровое общество (Wiener Singverein) и музыкальное издательство Universal Editions.

Юбилейные концерты

5 и 6 января в Большом и Малом залах Музикферайна прошли юбилейные концерты.

Читайте также:
Карты горнолыжных склонов в регионе Форарльберг

В Золотом зале Венский филармонический оркестр под управлением Семена Бычкова, мужской хор, солисты Анне-Софи Муттер (скрипка) и Петр Бечала (тенор) исполнили ту же программу, которой ровно 150 лет назад открывался Музикферайн:

Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии Гете «Эгмонт»
Гайдн. Хор из оратории «Сотворение мира»
Бах. Адажио из Концерта для скрипки, струнных и бассо континуо E-dur
Моцарт. Речитатив и ария Бельмонта из оперы «Похищение из сераля» Шуберт. Pax vobiscum для мужского хора
Бетховен. Симфония № 5

Программа была повторена на следующий день. Также 6 января, но часом раньше в Малом зале состоялась торжественная юбилейная церемония. С приветствиями выступили президент Музикферайна Иоганнес Штоккерт, интендант Музикферайна Томас Ангиан, президент Австрии в 2008–2016 Хайнц Фишер.

Пьесы Иоганнеса Брамса, чье имя носит зал, прозвучали в исполнении фортепианного дуэта Элизабет Ваглехнер и Софи Друмл.

8 мая начнется Musikverein Festival Wien 2020, в рамках которого пройдет 74 концерта во всех залах.

Парад концертов и выдающихся исполнителей, среди которых дирижеры Андрис Нельсонс, Кирилл Петренко, Марин Олсоп, Мартин Хазельбёк, Мюнг-Вун Чунг, дирижер и пианист Даниэль Баренбойм, пианист Рудольф Бухбиндер, тенор Иан Бостридж, завершится 13 июня грандиозной 8-й симфонией Малера — «симфонией 1000 участников». Ее исполнят Венский симфонический оркестр, хоры Wiener Singverein, Венской певческой академии, Венский хор мальчиков, солисты Камилла Нилунд Эмили Мэги и Мартина Янкова (сопрано), Сара Коннолли и Михаэла Шустер (меццо-сопрано), Буркхард Фритц (тенор), Иан Патерсон (баритон), Джон Релье (бас). Место за дирижерским пультом займет Филипп Жордан.

Новый год в Вене – Венская филармония

Золотой зал Венской филармонии

Иоганн Штраус-сын – Kaiser-Walzer – Императорский вальс
Новогодний концерт в Венской филармонии (2003)
Дирижёр – Николаус Арнонкур

Co kraj to obyczaj – говорят поляки, что означает: в каждой стране свои обычаи. И это действительно так – вот в России кто-то 31 декабря каждого года непременно ходит в баню, на Украине кто-то тащится на Майдан, а в Австрии 1 января каждого года любители классической музыки и, особенно, музыки представителей семейства Штраусов, ходят в Венскую оперу и в Большой зал Венского музыкального общества (Венская филармония).

Венская филармония была открыта императором Австро-Венгрии Францем Иосифом в 1870-ом году.

На фотографиях Золотой зал Венской филармонии

Эти замечательные концерты собирают изысканную публику – и то сказать, какие дирижёры в разные времена руководили Венской оперой и Венской филармонией – достаточно вспомнить только Герберта фон Караяна.

Новогодний концерт Венского филармонического оркестра (1987)
Дирижер – Герберт фон Караян

Strauss – Radetzky March – Karajan
Иоганн Штраус-отец – Марш Радецкого- заключительный номер новогоднего концерта 1987-го года
Дирижёр – Герберт фон Караян

Венский филармонический оркестр исполняет “Марш Радецкого”, написанный Иоганном Штраусом-отцом в качестве приветствия войскам фельдмаршала Иоганна Йозефа Венцеля Радецкого, возвращавшимся после подавления восстания в Италии в 1848 году.
Позже этот марш стал парадным маршем гусарского полка Радецкого.

Читайте также:
Курортный городок Санкт-Вольфганг (St. Wolfgang) в Зальцкаммергуте (Австрия)

Запись сделана во время традиционного новогоднего концерта в Венской филармонии в 1987 году, который обычно проходит в Золотом зале.

Интересно, что в наше время “Марш Радецкого” является парадным гимном чилийской Военной академии имени Бернардо О”Хиггинса.
На стадионе датского футбольного клуба “Орхус” этот марш играют всякий раз, когда хозяева поля забивают гол.
Марш исполняется перед вылетом на всех рейсах крупнейшей израильской авиакомпании “Эль-Аль”.

Герберт фон Караян родился в 1908 году в Австро-Венгрии в городе Моцарта Зальцбурге.

С 1916 по 1926 год учился в Зальцбургской консерватории, уже во время учёбы у него появилась склонность к дирижированию.

С 1929 по 1934 год был первым Капельмейстером в театре города Ульм в Германии.

С 1934 пр 1941 год был дирижёром оперного театра города Ахен в Германии.

В 1935 году Герберт фон Караян стал самым молодым в Германии Генеральным музыкальным директором.

В 1955 году был пожизненно назначен музыкальным руководителем Берлинского филармонического оркестра, с которым впервые выступил в далёком 1937 году.

С 1957 по 1964 год был художественным директором Венской государственной оперы, работал с Венским филармоническим оркестром. В рамках традиционного Моцартовского фестиваля в своём родном Зальцбурге Герберт фон Караян основал Пасхальный фестиваль.
Умер дирижёр в 1989 году в городе Аниф в Австрии.

Герберт фон Караян был одним из самых знаменитых дирижёров XX века. Он оставил после себя обширную дискографию. Это всё то, что можно поставить ему в заслугу, но, как говорят, и на солнце есть пятна.

В 1933 году, через несколько месяцев после прихода Гитлера к власти, Герберт фон Караян вступил в национал-социалистическую партию, что в большой степени споспешествовало его карьере. Он дирижировал операми Рихарда Вагнера, столь любимыми фюрером. Однако, как утверждают современники, на одном из представлений Гитлер обратил внимание на то, что Караян дирижирует по памяти, без партитуры, это вызвало возмущение фюрера и с тех пор он не посещал спектакли, в которых дирижировал Караян.

Караян очень много внимания уделял PR-акциям, посвящённым его выступлениям и записям дисков. Вспоминают такой случай: записывался совместный диск оркестра, руководимого Караяном, и трёх великих советских музыкантов – Рихтера, Ойстраха и Растроповича. Записали с одного дубля, но Рихтер (очень взыскательный музыкант) хотел повторить исполнение, так как его что-то не устроило в первом варианте, на что Караян посетовал на нехватку времени, так как он хотел успеть ещё вместе со всеми сфотографироваться.

Многие ставят Караяну в вину и то, что он назначал очень высокие гонорары приглашённым музыкантам, таким образом чрезмерно завышая и свой собственный гонорар.
Но, как бы то ни было, а дирижёром он был блестящим и разноплановым, хотя и не все произведения, дирижируемые им, собирали положительные отзывы критиков.

“Красота, как я ее вижу” – Герберт фон Караян
Документальный фильм о великом маэстро

Читайте также:
Курорт Brixen im Thale в горнолыжном регион Австрии Ски-Вельт (SkiWelt) в Тироле

Золотой зал Венской филармонии

Каждый любитель музыки мечтает попасть на новогодний концерт в Венскую филармонию, но не каждый это может осуществить. Стоимость билетов на эти концерты колеблется от демократичных 5-6 евро (стоячие) до свыше 900 евро. Но и это не самое главное: дело в том, что заявки на билеты нужно подавать сразу же после предыдущего новогоднего концерта, а потом места в зале разыгрываются в лотерею. Причём количество мест ограничено не только вместимостью зала, но ещё и тем, что есть привилегированная публика, которая может купить билеты без лотереи. Это люди, имеющие заслуги перед Австрийской республикой и почётные гости. И тем не менее, благодаря телевидению и интернету всё же каждый может побывать на этих замечательных концертах.

Новогодний концерт в Вене – Золотой зал Венской филармонии (2018)
Дирижёр – Рикардо Мути

Концерты в Musikverein – Золотом зале Венской филармонии в Австрии

Австрия, официально – Австрийская Республика. Форма правления – Федеративная республика. Столица – город Вена. Официальный язык – немецкий. Преобладает католицизм. Население – 8 032 926 человек. Главный праздник — 17 октября 1918 года День Независимости (от распада Австро-Венгрии). Валюта – Евро. Интернет-домен – .at. Телефонный код +43. Часовой пояс – UTC +1 (летом +2). Член Евросоюза и участник Шенгенского соглашения (для посещения нужна шенгенская виза).

Нить Ариадны

  • Home
  • Туры
  • Поиск
  • Видео
  • Отели
  • Карты
  • Статьи
    • Полезные статьи 1
    • Полезные статьи 2
    • Кто не рискует.
  • Новости
    • архив новостей

  • Контакты
  • Экскурсии
  • Авиабилеты
  • Карта сайта
  • Аренда авто
  • Такси и трансфер
  • Путеводители

Австрия

  • Вена
  • Зальцбург
  • Линц
  • Инсбрук

Бельгия

  • Брюссель
  • Брюгге

Великобритания

  • Ливерпуль
  • Лондон

Голландия

Германия

  • Берлин
  • Берхтесгаден
  • Бонн
  • Дахау
  • Кёльн
  • Мюнхен

Израиль

  • Эйлат
  • Иерусалим

Испания

  • Барселона
  • Жирона
  • Фигерас
  • Мадрид

Италия

  • Римини
  • Равенна
  • Болонья
  • Пезаро
  • Aнкона
  • Урбино

Мальта

  • Аттард
  • Бормла
  • Валлетта
  • Витториоза
  • Калькара
  • Мдина
  • Рабат
  • Сенглеа
  • Сент Джулианс
  • Слима
  • Флориана

Сан-Марино

Монако

  • Ла Кондамин
  • Монако-Виль
  • Монте-Карло
  • Фонвей

Франция

  • Канны
  • Ницца
  • Париж

Швейцария

  • Берн
  • Грюйер
  • Женева
  • Лозанна
  • Люцерн
  • Монтрё
  • Цюрих
  • Шаффхаузен
  • Штайн-ам-райн

евро
Курс на: 06-12-21
83,11
российских рублей
за 1 евро
По данным ЦБР

Автомобильные трансферы

Концертный зал Венской Филармонии Мюзикферайн – Wiener Musikverein. Здание Венского музыкального общества. Это центр венской музыкальной культуры и один из центров международной концертной культуры, связанной с классической музыкой. Венский Музикферайн был открыт императором Францем Иозефом 6 января 1870 года и до сих пор считается одним из лучших концертных залов в мире. 1744 места, Goldener Saal (Золотой Зал); 570 мест, Brahms Saal (Зал Брамса). Золотой зал наиболее знаменит – великолепная “хрустальная” акустика, роскошное убранство. Венский Музикферайн – это база Венского Филармонического оркестра имени Штрауса. Тут состоялся знаменитый скандальный концерт Шонберга с массовым мордобоем в 1913 году. Здесь дирижировали Рубинштейн, Брамс, Караян. Словом, это великолепный памятник классической музыки и архитектуры.

Франц Йозеф (Franz Joseph I) пожаловал под строительство очага культуры землю в этом месте в 1863 году, поручив работу датскому архитектору Теофилу Хансену (Theophil Hansen). Он выполнил здание в неоклассическом стиле – хотя многими чертами оно напоминает памятники древнегреческой архитектуры. Спонсором стройки выступил некто Николаус Думба (Nikolaus Dumba) – его имя теперь носит одна из окрестных улиц.

Золотой Зал (Goldener Saal) имеет размеры 49 х 19 х 18 метров, 1744 сидячих и 300 стоячих мест. Акустика в зале оказалась идеальной – хотя Хансен, как говорят, никакими знаниями в плане создания зданий с хорошей акустикой не обладал. Чисто по наитию всё делал.

Первый орган в зале был построен Фридрихом Ладегастом (Friedrich Ladegast), на нём в 19872 году исполнил свой органный концерт Антон Брукнер (1872). Существующий и поныне орган сооружен фирмой Rieger Orgelbau в 1907 году и отреставрирован в 2011 году. С 2001 года здание частично переделывали – точнее, сооружали еще парочку репетиционных помещений в подвале.

Но кроме главного Золотого зала здание Музикферайна вмещает в себя ещё шесть концертных залов. Это Зал Брамса (Brahmssaal, 32.5 х 10.3 х 11 метров, мест – 600), Стекляный Зал (Gläserner Saal/Magna Auditorium, 22 х 12.5 х 8 метров, мест – 380), Металлический Зал (Metallener Saal, 10.5 х 10.8 х 3.2 метров, мест – 70), Каменный Зал (Steinerner Saal/Horst Haschek Auditorium, 13 х 8.6 х 3.3 метров, мест – 60) и Деревянный Зал (Hölzerner Saal, 11.5 х 7.5 х 3.4 метров, мест – 60).

Здесь дирижировали, среди прочих, Антон Рубинштейн (Anton Rubinstein, с 1871 по 1872 годы), Иоганнес Брамс (Johannes Brahms, с 1872 по 1875 годы), Герберт фон Караян (Herbert von Karajan, с 1948 по 1964 годы).

В 1913 году именно в Золотом Зале состоялся так называемый Скандальный концерт (Skandalkonzert). Исполнялась тогда музыка, мягко говоря, новаторская, экспериментальная. “Главным героем” события стал Арнольд Шенберг (Arnold Schoenberg). 31 марта он дирижировал, и исполнял не только свою камерную симфонию N1, но таже “Четыре песни на стихи Метерлинка” Александра Цемлинского (Alexander von Zemlinsky), учителя Шенберга, а также произведения двух его учеников – Антона фон Веберна (Anton Webern) и Альбана Берга (Alban Berg). Публика долго терпела все звуковые эксперименты, но услышав первые же чудовищные диссонансы “Песен на тексты с открыток Петера Альтенберга” Берга, потеряла терпение, стала орать, всё крушить, полезла на сцену. “Воюющие” к тому же разделились на два лагеря – противников и сторонников услышанного – так что досталось всем. Жуткое побоище с трудом прекратила полиция, а запланированная презентация “Песен Мёртвых Детей” Густава Малера ( Gustav Mahler) так и не состоялась в тот вечер. Позже на организаторов шоу один из зрителей подал в суд.

Новогодний концерт Венского филармонического оркестра, транслируется на весь мир ежегодно, начиная с 1959 года, проводится как раз в знаменитом Золотом зале Музикферайна, для оркестра этот зал вообще является постоянным местом репетиций и концертов. Величественное здание Музикферайна также стало домом для знаменитого Венского мужского хорового общества (Wiener Singverein), признанного музыкального издательства Universal Editions и уважаемого во всем мире производителя венских фортепиано Bosendorfer.

Ехать до остановки Schwarzenbergplatz, трамвай №71 и ‘D’. Недалеко от станции метро Karlsplatz.

Новогодний концерт в Вене: “Золотой огонек” на голубом Дунае

1 января 2019 года телеканал “Культура” будет вести традиционную прямую трансляцию новогоднего концерта из Золотого зала венского Общества любителей музыки “Музикферайн”.

Новогодний концерт в Венской филармонии – одно из самых престижных и популярных в мире музыкальных событий. Он транслируется более чем в восьмидесяти странах мира. Главный герой мероприятия – Венский филармонический оркестр, дирижировать которым в этот день – особая честь. Интересно, что счастливчика с дирижерской палочкой оркестр выбирает сам. Некотором маэстро везет даже неоднократо встать за пульт оркестра в новогодние дни (рекордсмены по этой части Герберт фон Караян и Клаудио Аббадо). В этом году управлять венскими филармониками будет прославленный Кристиан Тилеманн, главный дирижер Дрезденской государственной капеллы и художественный руководитель Пасхального фестиваля в Зальцбурге. Он впервые примет участие в этом празднике вальсов и полек.

Золотой Зал “Музикферайн”

“Музикферайн” называют первым залом мира. Действительно, если учитывать, что Вена – мировая музыкальная столица, то и “Музиферайн” – центр и сосредоточие мировой музыкальной жизни. Построенный в XIX веке по проекту архитектора Теофила Хансена в духе греческого Ренессанса, зал был открыт 6 января 1870 года. Архитектрное великолепие и совершенная акустика прославили “Музикферайн” на весь мир, но этот зал еще и дом одного из лучших в мире оркестров – Венского филармонического. В “Музикферайн” нескольких концертных залов. Главный зал – Золотой – вмещает в себя 1744 сидячих мест и 300 так называемых стоячих.

На самом деле, новогодних концертов в “Музикферайн” три: концерт 30 декабря, который начинается в 11.00, новогодний концерт 31 декабря в 19.30 и новогодний концерт 1 января в 11.15. Слушатели могут приобрести абонемент на все три концерта. Программа и дирижер всех трех party абсолютно идентичны, разница лишь одна – цена и престиж. Самым престижным считается концерт 1 января, цена на билеты достигает 940 евро.

Конечно, есть билеты и по более демократичным ценам – 90 евро, но за эти деньги слушателям предлагается сидеть подле органа: слышно отлично, но видно, в лучшем случае, цветочные декорации. Совсем недорого стоят так называемые “стоячие места” – 30 евро. Сложность, правда, в том, что покупать билеты на такие места нужно сильно заранее. Впрочем есть немало возможностей насладиться трансляцией новогоднего концерта совершенно бесплатно, прямо на улице: прямые трансляции из Золотого зала ведутся на Ратушной площади и перед зданием Венской государственной оперы.

Начало традиции новогоднего концерта в Венской филармонии связано, как ни странно, с самыми мрачными страницами истории Австрии – периодом нацистской оккупации. Самый первый новогодний концерт состоялся 31 декабря 1939 году в рамках программы “Зимняя помощь”, которую проводила немецкая национал-социалистическая партия. Вальсы и польки Штрауса в зале в тот вечер слушал сам Адольф Гитлер. Новогодний концерт воспринимался как мощное средство пропаганды идей нацизма, которые, между тем, уже поразили даже музыкальное сообщество. В 1942 году около половины музыкантов филармонии вступили в НСДАП, и, наоборот, 13 музыкантов-ейреев были уволены из оркестра. Пятеро из них погибли в концентрационных лагерях.
После окончания войны и разгрома гитлеровской армии от традиии новогодних концертов решили… не отказываться, а в 2013 году, наконец, посмертно лишили почетных наград музыкантов-нацистов, награжденных в годы правления национал-социалистической партии. В их числе, например, был Бальдур фон Ширах, гауляйтер Вены с 1940 по 1945 год, который осуществил депортацию десятков тысяч евреев из австрийской столицы и впоследствии был приговорен к 20 годам заключения в тюрьме Шпандау за преступления против человечности. Кстати, в том же 2013 году представители филармонии заявляли, что рапослагают свидетельствами того, что почетную золотую медаль имени Отто Николаи (основателя Венского филармонического оркестра) планировалось вручить Адольфу Гитлеру.

Подготовка к новогднему концерту начнается задолго, репертуар подбирается самым тщательным образом. Костяк его составляют сочинения композиторов из семьи Штраусов: Иоганна Штрауса-старшего (так называемого архитектора Венского вальса), Иоганна Штрауса-младшего (того самого Короля Вальсов), Йозефа Штруса, оставившего наследие из 300 маршей и вальсов (а также вращающуюся кисть для уборки лошадей, которую он изобрел до того, как стал композитором). Четвертый Штраус – Эдуард работал по дипломатической части, но, как и все в семье, переквалифицировался в музыканта и дирижера. Он оставил после себя 320 музыкальных опусов.

Каждый дирижер волен выбирать из этого моря полек, маршей и вальсов что-то свое. Не возбраняется “разнообразить” Штраусов произведениями других композиторов. Но никто не имеет права нарушать традицию “бисов”. Существуе три обязательных железобетонных “биса”, которые публика ждет нетерпением, а в одном из них даже принимает участие, хлопая в такт “Радецки-маршу”.

Новогодний концерт в Вене – это настоящий “вальс цветов”. Флористический дизайн Золотого зала неизменно поражает воображение. В течение многих лет цветы для Золотого зала “Музикферайн” поставляла голландская компания Blumenbüro Holland, но с 2015 года дизайном занимается организация под названием Венские городские сады. Они используют для украшения больше тридцати тысяч цветов.

Телезрители, просыпающиеся 1 января у своих телевизоров после бессонной ночи с обильными возлияниями, с трудом могут понять, как эта публика в Венской филармонии сидит в при полном параде уже в 11.15 по местам, а главное – как у скрипачей и валторнистов не трясутся руки во время исполнения того или иного сочинения! Ответ прост. “Для музыкантов Венского филармонического оркестра концерт 1 января – любимое и самое вдохновляющее событие, – утверждает представитель оркестра Клеменс Хелльсберг. – А если кому-то не нравится, тому лучше подыскать себе другую работу”.

Новогодний концерт Венского филармонического оркес

Предновогодняя ночь – это таинственное настроение в ожидании чего-то особенного. Для 50 миллионов телезрителей в 72 странах, помимо прочего, это ожидание новогоднего концерта Венского филармонического оркестра, который ежегодно транслируют первого января и который по праву считается одним из крупнейших мировых музыкальных событий года. Концерт, вот уже более семидесяти лет, проходит в Золотом зале Венского общества друзей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde), куда съезжается аристократическая публика со всего мира.

Репертуар концерта подбирается с особой тщательностью. В нём неизменно должны прозвучать произведения венских композиторов из семьи Штраусов – вальсы, мазурки, польки, марши. В этот день дирижировать оркестром – огромная честь. Состав музыкантов примечателен тем, что они отбираются из оркестра Венской оперы, где музыканты должны отыграть не менее трёх лет.

Незабываемое впечатление осталось от концерта первого января 2017 года под управлением нашего соотечественника Мариса Янсонса, кавалера ордена «За заслуги перед Санкт-Петербургом», профессора кафедры дирижирования Санкт-Петербургской консерватории. На памяти ценителей музыки, Марис Янсонс дирижировал в этом зале уже в третий раз, и его выход к оркестру каждый раз восторженно приветствовался зрителями и самими музыкантами.

До начала праздника остаётся несколько минут. Телекамеры скользят по позолоченным лепнинам балконов зала, по живописным росписям стен и потолка, по гирляндам живых цветов, созданными лучшими флористами Европы. Камеры задерживаются на подчёркнуто-торжественных облачениях мужчин и праздничных нарядах женщин. На секунду дольше, но без лишних комментариев, камеры останавливаются на сдержанных улыбках, прибывших на праздник знаменитостей. Предчувствие праздника во всём: в радужном сиянии хрустальных люстр, в чуть слышном звучании настраиваемых скрипок…

Взмах дирижёрской палочки – всё замерло. Секундная тишина, и зал наполнился мелодией вальса Иоганна Штрауса из оперетты “Цыганский барон”. Следить за движениями маэстро – одно наслаждение. Чутко улавливая настроение публики и сливаясь с ним в одно целое, Марис Янсонс придаёт звучанию оркестра особый акцент бравурности и восторга, отчего в зале начинается настоящее музыкальное наводнение.

Под гром аплодисментов вальс сменяется задорной полькой «Виолетта». Её сменяет ещё одна полька под названием «Поезд удовольствия». Эту шуточную польку созданную Королём вальсов, сопровождают картины городского парка, по которому ходит лилипутный паровозик. Такие же вагончики подбирают гуляющих ребятишек и отвозят их в парк развлечений. Музыкальное наводнение раскачивает зал и шалит, – в руках у одного из музыкантов появилась шуршащая наждачная бумага, а у Мариса Янсонса – дудочка и, обратившись к зрительному залу, маэстро озорно подражает гудкам паровоза.

Являя незабываемые «новогодние сюрпризы», начало концерта, как и его продолжение, убеждает зрителя в виртуозных возможностях музыкантов и самого маэстро. В музыкальное сопровождение включены несколько связанных одной сюжетной линией незабываемых номеров балетной труппы Венской государственной оперы.

Представление продолжается около двух часов, которые, кажется, пролетают в одно мгновение. Темпераментной полькой Иоганна Штрауса «На охоте» завершилась основная часть программы Новогоднего Венского филармонического оркестра. Под восторженное рукоплескание происходит вручение дирижёру от благодарной публики букета цветов. Но впереди ещё кульминация торжества – три биса. На первый бис звучит полька «Стремительным шагом». По установившейся многолетней традиции вторым бисом исполняется знаменитый вальс Штрауса-сына “На прекрасном голубом Дунае”.

Говорят, что из песни слова не выкинешь. Слово, конечно, нет, а все слова можно и потерять. Так получилось, что неофициальный гимн Австрии «На голубом Дунае» родился как песня, и сначала не был по достоинству оценён. Лишь при оркестровом рождении вальс прозвучал во всём великолепии и покорил мир. При первых его звуках маэстро останавливается, поворачивается к залу и вместе с музыкантами желает всем счастливого Нового года. Трансляция исполнения вальса сопровождается красочными видами окрестностей столицы Австрии и самой Вены.

И, наконец, третий бис – «Марш Радецкого» Штрауса-отца. Музыкальное наводнение очаровывает, заполняет весь зал, оно пытается вырваться за его пределы – согласно традиции, публика под руководством дирижёра сопровождает марш ритмичным похлопыванием в ладоши и притопыванием ногами. Говорят, что эта традиция уходит своими корнями к первому исполнению марша, которое произвело сильное впечатление на присутствовавших на нём австрийских офицеров, что те стали невольно притоптывать ногами в такт, вопреки своей культивируемой сдержанности.

Интересные факты:
– Раньше попасть на концерт можно было только по пригласительным билетам. В настоящее время билеты организаторы распространяют с помощью лотереи, проводимой на официальном сайте оркестра начиная за год до мероприятия.

– С 1 января 2004 года в честь Венской филармонии выпускается самая крупная в мире золотая монета — Большой Фил, достоинством в 100 000 евро и весом около одного килограмма.

Превосходная степень Вены: Государственная Опера


Венская Государственная Опера:
Оперринг 2, 1010 Вена

Венская государственная опера была построена в 1861-1869 годах в качестве бывшего “Хофопертеатра” при императоре Франце Иосифе и торжественно открыта оперой Моцарта “Дон Жуан”.

С тех пор это один из ведущих и самых известных оперных домов мира. Здесь исполняли должность директоров великие музыканты: Густав Малер, Рихард Штраус, Герберт фон Караян, Карл Бём, Лорин Маазель и другие.


Венская Государственная опера

Как найти Государственную Оперу?

История Венской государственной Оперы

Венская государственная опера является одним из лучших и красивейших оперных театров в мире и одной из главных достопримечательностей Вены, столицы Австрии. Здание оперы было построено в 1869 году и открыто 25 мая оперой «Дон Жуан» выдающегося австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

История
Начало популярности оперы, как музыкального жанра, в Вене пришлось на середину восемнадцатого века. Тогда в австрийской столице был основан собственный театр, который до 1918 года носил название Венская придворная опера. В 1863 году было принято решение построить для него здание, которое будет одним из лучших в мире. Строительство было поручено двум австрийским архитекторам Августу Сикарду фон Сикардсбургу и Эдуарду ван дер Нюллю. Своё творение они выполнили в стиле неоренессанса. Однако их архитектурное творение публика оценила не сразу, здание подверглось резкой критике, и вскоре после открытия Венской оперы, архитекторы покончили жизнь самоубийством.

Спустя годы время расставило все по местам и здание Венской оперы было признанном одним из красивейших в мире. Не менее впечатляюще и внутреннее убранство здания. Наиболее интересными элементами которого можно считать великолепную лестницу, украшенные семью скульптурами Йозефа Гассериана, фойе Швинд, украшенное сценами из различных опер, а также чайную, построенную императором Францом Иосифом I, где он вместе со своей свитой коротал время во время антрактов.

Во время фашистской оккупации Вены, длившееся с 1938 по 1945 годы, Венская опера пришла в упадок, а в 1945 году во время одного из бомбовых ударов по городу здание оперы было разрушено. После войны правительство Австрии сочло своим долгом восстановить знаменитое здание, и в 1955 году работы были закончены. Второе рождение Венской оперы состоялось 5 ноября 1955 года, первым спектаклем на сцене театра стал “Фиделио” другого великого композитора Бетховена.

Настоящие дни
На сегодняшний день Венская государственная опера один, пожалуй, самый популярный оперный театр в мире, где ежегодно проходит около 60 различных спектаклей оперы и балета, которые можно увидеть 285 дней в году. По количеству спектаклей Венская опера прочно занимает первое место в мире.

Ведущие мировые постановщики, режиссеры и актеры с большим удовольствием демонстрируют свое мастерство опытной и критичной венской публике. Среди директоров знаменитого дома на Рингштрассе, который легко найти на туристической карте Вены, было много выдающихся музыкантов, среди которых Густав Малер (1897-1907), Рихард Штраус (1919-1924), Герберт фон Караян (1956 – 1964) и Клаудио Аббадо (1986-1991) .

В мае, июне, сентябре и октябре более 120 спектаклей оперы и балета можно увидеть под открытым небом. Они проходят на открытой площадке перед зданием оперного театра и посетить их можно совершенно бесплатно. Автором идеи проводить выступления на улице стал Герберт фон Караян.

Один раз в год Венская государственная опера превращается в гигантскую танцевальную площадку, там проходит знаменитый бал дебютантов. Более 100 пар дебютантов – девушек в длинных вечерних платьях, юношей во фраках, приходят в Венскую оперу, чтобы окунуться в мир бальных танцев прошлых столетий.

Если Вы не являетесь любителем оперы и балета, но хотите посетить залы знаменитого здания Венской оперы, то можно заказать специальную экскурсию по театру. Также во время экскурсии Вы сможете посетить Государственный Музей Оперы, который расскажет историю этого удивительного культурного учреждения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: