Францисканская церковь (Franziskanerkirche) в Зальцбурге (Австрия)

Францисканская церковь (Franziskanerkirche) в Зальцбурге (Австрия)

Австрия, официально – Австрийская Республика. Форма правления – Федеративная республика. Столица – город Вена. Официальный язык – немецкий. Преобладает католицизм. Население – 8 032 926 человек. Главный праздник — 17 октября 1918 года День Независимости (от распада Австро-Венгрии). Валюта – Евро. Интернет-домен – .at. Телефонный код +43. Часовой пояс – UTC +1 (летом +2). Член Евросоюза и участник Шенгенского соглашения (для посещения нужна шенгенская виза).

Нить Ариадны

  • Home
  • Туры
  • Поиск
  • Видео
  • Отели
  • Карты
  • Статьи
    • Полезные статьи 1
    • Полезные статьи 2
    • Кто не рискует.
  • Новости
    • архив новостей

  • Контакты
  • Экскурсии
  • Авиабилеты
  • Карта сайта
  • Аренда авто
  • Такси и трансфер
  • Путеводители

Австрия

  • Вена
  • Зальцбург
  • Линц
  • Инсбрук

Бельгия

  • Брюссель
  • Брюгге

Великобритания

  • Ливерпуль
  • Лондон

Голландия

Германия

  • Берлин
  • Берхтесгаден
  • Бонн
  • Дахау
  • Кёльн
  • Мюнхен

Израиль

  • Эйлат
  • Иерусалим

Испания

  • Барселона
  • Жирона
  • Фигерас
  • Мадрид

Италия

  • Римини
  • Равенна
  • Болонья
  • Пезаро
  • Aнкона
  • Урбино

Мальта

  • Аттард
  • Бормла
  • Валлетта
  • Витториоза
  • Калькара
  • Мдина
  • Рабат
  • Сенглеа
  • Сент Джулианс
  • Слима
  • Флориана

Сан-Марино

Монако

  • Ла Кондамин
  • Монако-Виль
  • Монте-Карло
  • Фонвей

Франция

  • Канны
  • Ницца
  • Париж

Швейцария

  • Берн
  • Грюйер
  • Женева
  • Лозанна
  • Люцерн
  • Монтрё
  • Цюрих
  • Шаффхаузен
  • Штайн-ам-райн

евро
Курс на: 08-12-21
83,71
российских рублей
за 1 евро
По данным ЦБР

Автомобильные трансферы

Францисканская Церковь – Franziskanerkirche. Действующая католическая церковь. Архитектура в целом барочная, но несёт в себе элементы романского стиля и готики. Строительство началось в 1208 году. Церковь несколько раз затем перестраивалась. Примечательна арка с колоколами соединяющая Резиденцию и Францисканскую Церковь.

Церковь на это месте существовала и ранее 1208 года, скорее всего, с VIII века, первое документальное упоминание – 1139 года. Но как и другие церкви Зальцбурга, она была уничтожена огнем во время захвата города императором Фридрихом Барбароссой в 1167 году. Церковь перестраивалась уже в XIII веке, с 1208 года, и была освящена в 1221 году. Затем достраивалась в начале XV века. Для работы тогда был приглашен архитектор Ганс Фон Бургхаузен (Hans von Burghausen). C 1498 года, с окончанием возведения колокольни, церковь считается завершенной. Правда, эту колокольню в 1670 году пришлось ещё укоротить, так как она оказалась чуть выше колокольни главного собора города, что нарушало “субординацию”.

В XVIII веке интерьер церкви был переоформлен в стиле барокко. А в 1866 году была произведена её полная реставрация, тогда же Йозеф Веззикен (Joseph Wessiken) переделал колокольню в нео-готическом стиле. Последняя реставрация была в 1983 году.

Алтарь из мрамора и золота (и часть интерьеров, включая интерьеры всех девяти часовен) создал Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (Johann Bernhard Fischer Von Erlach) в 1709 – 1710 годах. Но фигура Мадонны с младенцем на алтаре сохранилась от прежнего, работы Михаэля Пахера (Michael Pacher, 1495 – 1498 годы). Над алтарем расположены великолепные филигранные решетки в стиле рококо, созданные в 1790 году Томасом Рекесеном.

Из капелл (часовен) наиболее интересна часовня Святого Франциска, фрески в которой на тему жития основателя ордена францисканцев выполнены Иоганном Михаэлем Роттмайром.

У входа в храм можно увидеть встроенную в стену руку в виде благословляющего перста. В старину к ней прикладывались раскаявшиеся грешники и считается, что она автоматически снимает грехи без захода в храм. Романский портал 13 века ведет в готический пресвитерий, украшенный статуями Иисуса Христа, сидящего на троне, апостола Петра и святого Руперта, а потолок помещения представляет величественный звездный свод.

Во время месс в церкви звучит органная музыка. Туристы могут посетить Францисканскую церковь в перерывах между богослужениями.

Францисканская церковь (Зальцбург)

Римско – католическая францисканский церковь является одной из старейших церквей в старом городе в Зальцбурге и принадлежит францисканского монастыря . Он расположен между Францисканергассе на юге и Зигмунд-Хаффнер-Гассе на западе. Францисканская церковь состоит из двух частей: оригинальной романской базилики нефа с ребристым сводом, а затем, такой же ширины, как и неф, тонкого хора в стиле поздней готики с ребристым сводом.

содержание

  • 1 рассказ
  • 2 Архитектура и оборудование
    • 2.1 башня
      • 2.1.1 Колокола
    • 2.2 Романский неф
    • 2.3 Хор готического зала
    • 2,4 высокий алтарь
    • 2,5 хора
    • 2,6 органов
  • 3 литература
  • 4 веб-ссылки
  • 5 доказательств

история

Первая церковь «Богоматери», вероятно, старше собора Святого Вергилия. Он был построен на месте раннехристианского культа. Документально подтверждено, что в первой половине VIII века при настоятеле епископа Вергилия (745–784) церковь Богоматери под названием «Богоматерь» была впервые отреставрирована. Первоначально он служил крестильным и синодальным храмом. До 1139 года он принадлежал монастырю бенедиктинских монахов Святого Петра , с 1130 по 1583 год он был монастырской церковью Женщин Святого Петра , после 1189 года он также был приходской церковью города до 1628 года.

Новое освящение церкви в 1223 году предполагает новое здание, которое было только что завершено в то время, но сегодняшняя церковь, вероятно, датируется 12 веком в районе нефа. Эта Мариенкирхе также была в значительной степени разрушена во время городского пожара 1267 года. После 1408 года снова было рассмотрено крупное новое здание, которое было начато несколькими годами позже при мастере Гансе фон Бургхаузене и было завершено Стефаном Круменауэром после его смерти в 1432 году .

В 1592 году Вольф Дитрих фон Райтенау передал церковь вновь названным францисканцам в качестве монастырской церкви. В 1635 году собор окончательно стал новой приходской церковью. Романско-готический стиль церкви долгое время считался отсталым и выродившимся. Только «римский стиль» (ренессанс и его дальнейшее развитие в стиле барокко и рококо) считался эстетическим («варварские» готы когда-то победили «благородных» римлян, только Гете призывал вернуться к художественной ценности готики). Архиепископ Коллоредо хотел полностью снести «неприглядную» церковь и перестроить «ротонду в римском Арте» как придворную часовню и мавзолей для архиепископов. В 1793 году Коллоредо отказался от этого плана, с одной стороны, из-за неадекватности строительных рабочих при сносе ближайшего Дитрихру к Зальцбургской резиденции, а с другой стороны, по общим «экономическим причинам».

Архитектура и оборудование

башня

Нынешняя башня францисканской церкви была построена в 1496/98 году по плану нюрнбергского строителя и, таким образом, построена в готическом стиле. В 1670 году готический шпиль был снят. Архиепископ Макс Гандольф фон Куэнбург счел неправильным, чтобы башня францисканской церкви была выше башен собора. Этот шпиль в стиле барокко был реконструирован Йозефом Вессикеном в 1866/67 году .

Колокольчики

В 1999 и 2001 годах колокольня Grassmayr из Инсбрука отлила семь колоколов в дополнение к трем историческим церковным колоколам. Колокольчик из десяти частей висит в многоэтажном деревянном колокольне на деревянных коромыслах. У пяти больших колокольчиков есть трещотка . Большой Marienbell – шедевр готического литья. Звонит каждую пятницу в 15:00 в ознаменование часа смерти Иисуса. Маленький рука душа колокол звонит каждый день после вечернего звонка и не может быть услышан , когда колокол полон. Сварены два колокола 1468 года.

Нет. Фамилия Год кастинга Кастер Диаметр
(мм)
Масса
(кг)
Ударный тон
( GT -16)
1 Мария 1468 Йорг Глопптишер 1,480 2650 е 1 +3
2 Джозеф 1999 г. Грассмайр , Инсбрук 1,160 1.012 фа-диез 1 + 2
3 Ассумпта 1468 Йорг Глопптишер 1.010 680 g диез 1 + 2
4-й Антоний 1999 г. Грассмайр, Инсбрук 810 309 ч 1 +2
5 Клэр 750 248 до диез 2 + 2
6-е Троица 2001 г. 640 151 дис 2 +2
7-е Фрэнсис 1999 г. 605 131 е 2 +2
8-е Сердце иисуса 2001 г. 550 106 фа-диез 2 + 2
9 Рождество 480 64 g-диез 2 + 2
10 Бедные души 1684 Иоганн Нуспикер 650 ≈180 е 2 +2

Романский неф

Западный фасад романского нефа, освященного в 1223 году, был перестроен в стиле барокко около 1700 года. Структура оконных проемов переднего фасада напоминает фасад базилики Санта-Мария-дельи-Анджели близ Ассизи, в которой расположена часовня Портюнкула . Изображение Марии Непорочной на фасаде является копией Непорочной по Бартоломе Эстебан Мурильо в Эль Эскориал из 1660/65. Здесь Мария одета не в красное и синее, как обычно, а в бело-голубые одежды. Она стоит на полумесяце, ангелы несут символы Марии: лилии, розы, пальмовые ветви. Ступенчатый портал в романском стиле из белого и красного мрамора частично сохранился на внешнем фасаде. Этот портал был значительно упрощен около 1700 года в стиле барокко в духе времени того времени. Тимпан над порталом, характерный для романского стиля, сегодня отсутствует, и ножки столбов также утрачены, так что столбы выглядят как вбитые столбы. Рука клятвы, размещенная в правом нижнем углу портала, породила множество популярных толкований и легенд. Это может быть средневековый символ церковного убежища или защиты от всего зла за пределами церкви.

Сохранились также внешний и внутренний южный романский портал (ступенчатый портал) с двумя встроенными фигурами. Гротескные фигуры людей и животных также символически предназначены для защиты священной церкви от всего зла. Вход во внутренние ворота отделен готическими арочными воротами с одеждой 19 века. Здесь можно увидеть фриз из виноградной лозы и двух воинов. Фигура Христа восседает на троне в тимпане в окружении двух святых, которые держат в руках церковные здания.

Внутри находится высокий узкий центральный неф с тремя пролетами, окруженный боковыми нефами с шестью пролетами. Этот неф возник из первоначальной базилики в позднем романском стиле. В центральном нефе прямоугольные ребристые своды, в боковых проходах – крестово-ребристые своды.

Церковь соединена с францисканским монастырем старым коридором через Францисканергассе.

Хор готического зала

Позднеготический хор на две ступени выше романского этажа. Темный романский неф образует привлекательный контраст с более высоким светлым хором готического зала. Здесь потолок образует аккуратный звездчатый ребристый свод. В капители колонн богато украшены листьями и растительными мотивами, а также птиц и мифических существ.

Строитель Ганс фон Бургхаузен и его подмастерье Стефан Круменауэр были увековечены на столбе высокого хора . Кафедра, возведенная на южной колонне триумфальной арки, относится к периоду поздней готики и выполнена из красного мрамора. Романская фигура 13 века видна у подножия парапета лестницы, который первоначально служил несущей колонной. На нем изображен лев с угрожающими глазами и могучей гривой, стоящий над лежащим воином. Этот воин правой рукой вонзает меч в тело льва. Таким образом символически представлена ​​борьба человека с его дикой средой, с враждебными силами или со злом в целом.

В 1606 году, когда во время строительства собора церковь ненадолго служила приходской церковью , князь архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау построил боковую молельню в первом хоровом иге , которому был придан фасад дворца в стиле позднего Возрождения. Оборудованный фронтоном и решетками оконных решеток молельня в церкви выглядит как домик. Вольф Дитрих связал молельню с резиденцией через соединительное здание. Первоначально отдельно стоящая церковь была соединена с комплексом зданий старой резиденции .

Главный алтарь

Алтарь создан по Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах стоял здесь с 1709/10 , в котором Мадонна с младенцем из бывшего готики крылатого алтаря на Пахер будет интегрирован. Младенца Иисуса добавил Иоганн Пигер в 1890 году. Этот готический главный алтарь, когда-то один из самых больших и величественных в своем роде в Центральной Европе, сохранился лишь в некоторых частях, разбросанных по всей Европе. Создан в 1495–98 гг. Мадонна с интимным выражением лица, длинными светлыми прядями волос и морщинистым синим пальто считается одной из самых совершенных работ Майкла Пэчера.

Главный алтарь в стиле барокко имеет вогнутую структуру стен и окаймлен двойными колоннами. Фигуры святых Георгия и Флориана созданы Симеоном Фрисом . Отрывок показывает фигуру Бога-Отца.

Перед алтарем великолепная филигранная решетка в стиле рококо, созданная Томасом Рексайзеном в 1790 году . В решетку встроены усики и фигурки ангелов. Решетка радиатора изначально была полихромной. Спиральные решетки с обеих сторон алтаря датируются 17 веком.

Хоров

  • Часовня Фатимы расположена на первом этаже Резиденции Ораторий. Алтарь часовни был выполнен по проекту Отто Просинджера в 1957 году. На краю церкви есть ряд других капелл хора, некоторые из которых снабжены старыми мраморными надгробиями:
  • Часовня Карла Борромя была подарена в 1613 году князем архиепископом Маркусом Ситтикусом фон Хоэнемсом . На расписном алтаре изображено покушение на Карла Борромео .
  • Часовня Рождества Христова была подарена Вольфом Дитрихом фон Райтенау. Алтарь (1600 г.) – Франческо Ванни .
  • Часовня Рохуса была подарена городом во исполнение клятвы во время чумы и была построена около 1625 года. На алтаре изображен святой Рох. На потолочных росписях изображены сцены из жизни святого в цикле Франциска, вероятно, они выполнены Теофилом Поллаком .
  • Крестообразная часовня датируется 1670 годом. Мраморный алтарь приписывается Гансу Асслингеру и, вероятно, был перенесен сюда из старого собора.

  • Часовня Иосифа была построена в 1704 году и также была подарена городом. На алтаре изображен портрет святого Иосифа в качестве заступника. Здесь также есть старинный вид на город Зальцбург.
  • Часовня Себастьяна (подаренная городом) была построена около 1625 года и изображает пытки Святого Себастьяна на алтарной панели.
  • Часовня Анны с 1679/71 года была подарена архиепископом Максом Гандольфом фон Кенбургом и имеет лепной алтарь. Картина смерти Святой Анны в этой часовне была написана Кристофом Ледервашем .
  • Franziskuskapelle пожертвовал князь архиепископ Иоганн Эрнст фон Тун в 1690 году и владеет настенными росписями Иоганна Михаэля Роттмайра . Алтарь со Святым Франциском в качестве помощника для бедных и больных также принадлежит этому же художнику.

Органы

В церкви есть три органа : Мариен-Орган, Антониус-Орган и Хайлиг-Гейст-Орган.

Орган Marien был построен в 1989 году органной компанией Metzler (Dietikon, Швейцария). Ползунок грудного инструмента имеет 49 упоров на три мануала и педаль . Действие воспроизведения и остановки механическое.

Heilig-Geist-Орган был построен в 2003 году орган здание компании Metzler (Dietikon, Швейцария). Инструмент аранжирован и озвучен во французско-романтическом стиле . Ползунок грудного инструмента имеет 50 остановок на трех мануалах и педали. Действия игры механические, действия остановки – механические и электрические.

Орган Антониуса был построен в 2004 году мастером органного искусства Роландом Хитчем. Чисто механический инструмент имеет восемь регистров на мануале (закрытый 8 ‘, гамба 8’, основной 4 ‘, поперечная флейта 4’, дуплет 2 ‘, корнет II, смесь III) и педаль (суббас 16’).

Церкви Зальцбурга

Церковь Богоявления

В Верхней Австрии в городе Гмунден находится Римско-католическая приходская церковь Богоявления. Первое летописное упоминание о ней относится к 1270. Изначально это была небольшая кладбищенская часовня. Она была перестроена в 1844 году, но церковные ворота и башни сохранились. Облик церкви стал типичным для стиля барокко. Архитектором выступил Иоганн Михаэль Пруннер. Он восстановил старинный облик, добавив маковки на башни и увеличив тем самым их высоту до 52 метров.

Главным сокровищем церкви является алтарь Трех Королей, выполненный баварским скульптором Томасом Швантлерстом. Резные скульптуры для алтаря сделал Майкл Зурн Младший. Во время Второй мировой войны церковь, как и многие другие в стране, лишилась своих колоколов. Они были заменены в 1949 году. Последняя реставрация церкви была в 2001 году, когда были восстановлены фасады и мозаичный пол. От старинного кладбища, которое когда-то окружало церковь, осталось только несколько надгробий с южной стороны.

Координаты: 47.91968000,13.79967000

Церковь Святого Себастиана

Церковь Святого Себастьяна является одной из многочисленных церквей Зальцбурга, построенных в стиле барокко.

Церковь была возведена в 1749-1753 годы. В 1818 году церковь разрушил сильный пожар, однако три года спустя ее удалось полностью восстановить.

К сожалению, до наших дней дошло всего несколько частей, напоминающих туристам о прекрасной эпохе: в частности, это старинные двери и вход, а также статуя Мадонны 1610 года, установленная на алтаре. Кроме того, интересна для осмотра часовня Святого Филиппа Нери, расположенная по дороге к кладбищу, которое так же является местной достопримечательностью, и мавзолей Вольфа Дитриха, знаменитого австрийского архиепископа, создавшего множество церквей и монастырей в Австрии, в частности, Зальцбургский собор.

Координаты: 47.80374000,13.04697000

Евангелическая приходская церковь Христа

Евангелическая приходская церковь Христа в Зальцбурге принадлежит евангелической церкви в Австрии. Приход был основан в 1863 году и сегодня в ней состоит около 4500 членов общины, что является самой крупной протестантской церковью в западной Австрии. Большинство прихожан лютеранцы и реформаторы. Приход церкви организует множество мероприятий для людей всех возрастов и интересов: детские праздники и молодежные фестивали, образовательные программы, различные мероприятия для людей пожилого возраста.

Когда Мартин Лютер начал свою Реформацию церкви в XVI веке многие люди в Зальцбурге стали протестантами, не смотря на то, что это было запрещено. На протяжении нескольких веков правителем страны являлись католики и католицизм был признан официальной и единственной религией. Некоторое время на территории города и окрестностей удавалось тайно исповедовать протестантство, но в 1731 году начались массовые гонения. Сегодня ситуация в городе совершенно иная. Евангелическую церковь Христа посещал с поклонениями Папа Иоанн Павел II, что демонстрирует хорошие отношения с Римско-католической церковью.

Координаты: 47.80459000,13.04000000

Церковь Святого Эрхарда

Erhardkirche или римско-католическая церковь Эрхарда находится в историческом центре Зальцбурга. Храм, построенный в XV веке, ранее принадлежал госпиталю при монастыре Ноннберг, самой древней женской обители севернее Альп. Сегодня это приходская церковь освященная в честь святого Эрхарда, покровителя больных и бедных. В 1603 году ккупил больницу и велел изменить внешний вид часовни. По проекту архитектора Джованни Гаспаре Зукалле фасад был перестроен в стиле итальянского барокко.

В центральной части возвышается доминирующий купол, внутри которого встроен небольшой фонарь. Рядом возвышается колокольня, самый старый колокол которой датируется 1686 годом. У восточного входа имеется небольшой фонтан с фигурой львиной горгульи. Долгое время вода в фонтане считалась целебной т.к. существовало поверие, что церковь была построена на месте святого источника, который обнаружил сам святой Эрхард.

Координаты: 47.79552000,13.05205000

Францисканская церковь в Зальцбурге

Францисканская церковь в Зальцбурге по своей значимости уступает только Кафедральному собору Зальцбурга. В архитектурном плане она представляет собой готическое здание с элементами барочного и романского стилей. Во внешней отделке преобладают приглушенные серые оттенки. Льющиеся из окон световые потоки позволяют рассмотреть величественный звездчатый свод, настенные росписи.

Алтарь декорировал Иоганн Фишер фон Эрлах в 1495-1498 годах. Главными его украшениями являются фигуры Богородицы с Младенцем Иисусом, а также статуи святого Руперта и святого Вергилия. Часовни Рождества Христова, святого Франциска и святой Анны в настоящее время действуют в церкви. Во время месс в церкви звучит эпохальная органная музыка. Туристы могут посетить Францисканскую церковь после богослужений.

Координаты: 47.79784900,13.04406900

Паломническая церковь Maria Plain

Паломническая церковь Maria Plain еще с XVIII века является известным местом паломничества. Очарование места привлекало паломников на протяжении столетий. История Церкви Марии восходит к Тридцатилетней войне. Чудотворная икона “Богоматерь с младенцем”, работы неизвестного художника, чудом выжила при пожаре в баварском городе? неповрежденной. Она былf доставлена в Grimming из Plainberg недалеко от Зальцбурга в 1652 году, где она хранилась в деревянной часовне.

Благодаря постоянному притоку паломников, была сделана копия картины и выставлена на всеобщее обозрение в новой часовне. Церковь была построена по планам Джованни Антонио Дарио и освящена 12 августа 1674 году. Икона была возвращена в Зальцбург два года спустя.

Церковь построили трехэтажной, с двумя башнями фасада. Maria Plain видно уже издалека. Церковь богато украшена золотом, а так же выделяются синие и белые цвета. Могучие статуи святых стоят на страже между парами колонн, которые увенчаны венками. Чудотворный образ является центральным алтарем.

Координаты: 47.83847000,13.04002000

Церковь Святого Петра

Церковь Святого Петра – доминанта архитектурного комплекса Зальцбургского аббатства святого Петра. Она является самым пышным и роскошным культовым сооружением в городе и одним из древнейших зданий. За свою долгую историю церковь неоднократно перестраивалась, и лишь первый этаж дошел до наших дней в первозданном виде.

Первоначально церковь Святого Петра напоминала базилику и была построена в романском стиле. Строительство переднего портала церкви датируется 1245 годом. Над главным крыльцом возвышается живописная арка, сооруженная в XII веке. Часть интерьера была расписана в стиле рококо, а в 70-х годах XVIII века отделка интерьера была выполнена в распространенном в те годы духе позднего барокко. Рядом со входом расположены ясли, оформленные сценами на библейские сюжеты – Избиение младенцев и Бегство в Египет.

Помимо своей архитектурной ценности церковь Святого Петра знаменита тем, что в 1783 году именно здесь впервые прозвучала Месса си-минор, написанная великим Моцартом и получившая всемирную известность. Впоследствии довольно часто в этом храме и сам гений играл на органе или дирижировал оркестром и хором. Месса си-минор по традиции ежегодно исполняется в стенах церкви во время музыкального фестиваля.

Координаты: 47.79734200,13.04452700

Церкви Австрии

В настоящее время около половины населения Австрии исповедует католицизм, но еще 20 лет назад католиков было гораздо больше, как и протестантов. Количество христиан уменьшается с годами, при этом растет процент мусульманского населения из-за миграции. Тем не менее, богатое религиозное прошлое Австрии сохраняется в ее церквях, напоминая нам не только об истории религии, но и об истории страны.

Путешествие по австрийским храмам

Австрия – страна небольшая, и поездка по самым интересным ее церквям не займет много времени, если, конечно, нет амбициозной цели побывать во всех храмах. Будет разумно выбрать несколько наиболее значимых или необычных мест, и проехать по ним самостоятельной экскурсией. Ориентиром для такого путешествия может служить следующий список:

  1. Собор Святого Стефана в Вене – самый значимый храм Австрии. Это массивное здание с четырьмя огромными башнями, на одной из которых висит самый большой колокол в Европе. Его звон можно услышать из любой точки города. Он суров снаружи, изящен внутри, а после его посещения туристов ждет спуск в катакомбы, где находятся могилы архиепископов и кардиналов.
  2. Францисканская церковь в Зальцбурге относится к XIII в. Здесь намешано множество стилей – от романского портала до окон рококо. Изюминкой этого места является статуя Мадонны XV в., которая украшает алтарь, и великолепный хоровой зал.
  3. Монастырь в Мельке – богатейший в Австрии. Это настоящий барочный шик, от которого слепит глаза, блестящий памятник архитектуры на берегу Дуная. Драгоценные фрески и картины, великолепный высокий алтарь и роскошная винтовая лестница в библиотеку – всё это наводит на мысли скорее о дворце, нежели о храме. Кроме того, церковь окружена прекрасным ландшафтным садом.
  4. Хоффкирхе в Инсбруке – одна из лучших королевских придворных церквей Европы. Центральным местом храма является саркофаг императора Максимилиана I – шедевр немецкой скульптуры эпохи Возрождения, искусно вырезанный из черного мрамора и в окружении 28 гигантских бронзовых фигур. Примыкающая к церкви Серебряная часовня стала усыпальницей эрцгерцога Фердинанда II.
  5. Собор Успения Девы Марии в Гурке – самый высокий в Австрии романский храм. Внешне он скромен, лишь две его 60-метровые башни создают впечатление высоты. Внутри же церковь богато убрана, причудливо украшена и манит посетителей взглянуть на орган XVIII в. Но еще более интересное приключение ждет гостей в крипте, более известной как «склеп ста столбов». Здесь более 800 лет назад нашла упокоение Святая Эмма Гуркская.
  6. Церковь Святой Троицы в Вене. Это крайне необычное сооружение, и по его внешнему виду трудно догадаться, что это храм. Оно выглядит как груда перемешанных каменных плит, но такова была задумка архитектора Фрица Вотруба. Церковь стоит на месте нацистской казармы, и символизирует странное смешение эпох, и вместе с тем, нерушимость религиозных устоев. Внутри она выглядит как обычный храм, но может показаться более холодной и абстрактной по сравнению с традиционными церквями.
  7. Монастырь Святого Креста более известен в Австрии как Хайлигенкройц. Он стоит на краю Венского леса, и уже почти 900 лет в нем постоянно живут монахи. Внутри стоит обратить внимание на сводчатый романский неф, который был освящен в 1187 г., на могилу Леопольда V и усыпальницу членов династии Бабенбергов, которая правила Австрией до 1246 г. Музей аббатства содержит 150 глиняных моделей Джованни Джулиани, венецианского скульптора, который также создал колонну Троицы во дворе.
  8. Базилика Святого Михаила в Мондзе прославилась благодаря тому, что засветилась в одной из сцен знаменитого фильма «Звуки музыки». Однако на самом деле самым известным артефактом храма является скелет игумена Конрада II, выставленный на всеобщее обозрение и инкрустированный драгоценными камнями. Под ним находятся останки четырех так называемых «катакомбных святых», лежащих в расслабленных позах на красных сатиновых подушках в маленьких треугольных камерах. В целом, зрелище жутковатое.
  9. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Зальцбурге – один из немногих православных храмов Австрии. Она ведет свои историю от русского протоиерея Федора Раевского, после Второй мировой войны окормлявшего православную общину города. Его стараниями и был построен храм в 1964 г. Он совсем небольшой, очень скромный и совсем не похож на русские роскошные соборы.
  10. Церковь Святого Карла в Вене представляет собой смесь древнегреческих и римских элементов с византийским, ренессансным и барочным стилем. Она была построена Карлом VI в память о погибших от эпидемии черной чумы в XVIII в. Ее удивительная архитектура напоминает и колонны Траяна в Риме, и Храм Соломона, и Столпы Геркулеса, и древний Пантеон.
  11. Церковь Святой Барбары в Бёрнбахе бросает вызов всем обычным религиозным формам своим причудливым внешним видом. То ли сказочный, то ли абстракционистский экстерьер с символами и странными изображениями совсем не напоминает храм. Его шпиль превращен в массивную башню с часами, а на территорию ведут 12 ворот, которые представляют каждую религию мира.
  12. Церковь Штайнхоф в Вене – первый модернистский храм Австрии и всей Европы. Она строилась на территории психиатрической клиники и рассчитывалось, что посещать ее будут душевнобольные люди. Это отразилось на интерьере здания – в его скругленных углах, алтаре, отделенном от молитвенного зала, открытых исповедальнях. Сегодня посетить ее можно только с экскурсией и по предварительной записи, в отдельное от пациентов клиники время.
  13. Церковь Святого Петра – скрытая жемчужина Вены. Ее легко не заметить во время прогулки по столице, нужно знать, куда идти на Петерсплаце. Храм выглядит мило снаружи, с куполами, барельефами и статуями, но внутри посетителей накрывает волна цветов и форм, которая захватывает дух. В небольшом пространстве помещается много барочного великолепия – потолочные фрески, ослепительные витражи, обилие позолоты и прекрасный старинный орган, на котором каждые выходные даются бесплатные концерты.

Зальцбург — город в Австрии

Поэты вообще склонны к преувеличениям, а уж в описании родных им мест и подавно, но слова Германа Бара о том, что Зальцбург – город в Австрии, который «всегда красив, и всякий раз думается, что как раз сейчас он прекрасен, как никогда», целиком и полностью справедливы. Город Моцарта не теряет своего очарования ни сырой осенью, ни иной раз дождливым летом, ни лавиноопасной снежной зимой, но прекраснее всего он, как говорят знатоки, в конце лета. В это время в небольшой городок (в Зальцбурге постоянно живёт около 150 000 человек – это четвертый по величине город Австрии) со всего мира съезжаются меломаны. Зальцбургский музыкальный фестиваль вписан в гастрольные календари лучших мировых исполнителей классической, церковной и камерной музыки.

Зальцбург как бы обнимает небольшой горный массив, состоящий из пяти вершин. Такое расположение, с одной стороны, делало город уязвимым для захватчиков. В своё время местность захватывали римляне и восточногерманские племена, да и Наполеон Бонапарт в своём «Дранг нах остен» по-французски мимо не прошёл. С другой стороны, захватив город Зальцбург, оккупанты сами оказывались в предельно уязвимом положении – местные жители уходили в горы, которые они знали, как свои пять пальцев, и вели партизанскую борьбу.

География определяла и достаток жителей Зальцбурга. Горы богаты металлами и минералами – даже название города происходит от немецкого слова «соль». Мягкий альпийский климат великолепен для животноводства. А та же близость гор не позволяла ни светским, ни церковным владыкам закрепостить простолюдинов – никаких войск не хватит, чтобы прочесать все ущелья и котловины в поисках семей, ушедших из-под карающей длани власть имущих.

Банальная истина – более справедливое распределение общественного продукта ведёт к более полной реализации человеческого потенциала. Прекрасная архитектура Зальцбурга (236 гектаров городского центра названы единым объектом всемирного наследия) это не прихоть какого-то императора, повелевшего вот тут проложить улицу, там поставить собор, а возле него разбить площадь, и ради этого выжимающего из подданных все соки. И простые люди, и правители просто строили себе дома, жертвовали на театры и образовательные учреждения, разбивали парки и устраивали музеи. На Резиденцплац – главной площади города – буквально угол к углу стоят резиденция архиепископа и дома богатых, но простых горожан. Только в этой обстановке могло появиться такое статистически невероятное количество выдающихся деятелей культуры и науки, которым гордится Зальцбург. Ведь это не только город, в котором родился Моцарт. В Зальцбурге жили и работали Парацельс и Михаэль Гайдн, Герберт фон Караян и Стефан Цвейг, выдающийся физик Кристиан Доплер и художник Конрад Лайб. Их слава это тоже история Зальцбурга и его всемирное наследие.

Аббатство Святого Петра – здесь начинался город Зальцбург

В конце VII века вормский епископ Руперт настолько впечатлил баварского герцога Теодора II своими проповедями, что герцог не только позволил ему нести слово Божье в своих землях, но и предоставил большой отряд охраны. Руперт долго колесил по Восточной Европе, а на обратном пути нашёл в предгорьях Альп чудесное место, словно созданное для духовной обители.

Возле вырытого отрядом Руперта колодца была сначала построена деревянная церковь, названная в честь Святого Петра. Затем на её месте построили уже каменное здание, а рядом возвели монастырь. Впоследствии церковь украсили мраморным порталом, а внутри возвели 16 алтарей. Она стала аббатством – резиденцией архиепископов, управлявших Зальцбургом.

Около монастыря Святого Петра появилось кладбище, на котором хоронили выдающихся людей. Часть захоронений датируется ещё XIV веком. Позже на самом известном кладбище Зальцбурга были похоронены сестра Моцарта, Михаэль Гайдн, видные представители церкви и аристократы. Их могилы и склепы привлекают на кладбище многочисленных туристов.

В аббатстве находится действующий винный погреб, первые бочки в котором появились в начале IX века. Вино можно дегустировать с хлебом, который пекут по средневековым рецептам в монастырской пекарне.

Резиденцплац – главная площадь Зальцбурга

Исторический центр и основные достопримечательности Зальцбурга образуют четыре площади: Моцартплац, Резиденцплац, Соборная площадь и Капительплац. Резиденцплац украшена большим фонтаном. Его высота достигает 13-ти метров – это один из самых высоких фонтанов, исполненных в стиле барокко, в мире.

На площади стоят две архиепископские резиденции – старая и новая. Надо сказать, что архиепископы, получавшие львиную долю доходов с добычи и продажи соли, на строительстве не экономили в принципе. То есть и жили они во дворцах, и служебные обязанности исполняли тоже во дворцах, но других, более брутальных внешне.

Старая резиденция занимает западную сторону Резиденцплац, Новая стоит на восточной стороне. С севера площадь ограничена симпатичными старинными, но хорошо отреставрированными жилыми домами, на южной стороне возвышается Кафедральный собор. Сама площадь летом превращается в большую зону развлечений днём и в кинотеатр вечером.

Капительплатц

Эта площадь знаменита огромной шахматной доской на мостовой и двумя скульптурами. Первая представляет собой человека на золотом шаре. Приземленные натуры считают, что это памятник Паулю Фюрсту – автору знаменитых шоколадных конфет c марципаном внутри Mozartkugel «Моцарт», ставших символом Зальцбурга и всей Австрии.

Люди с более широкими взглядами считают, что работа скульптора Стефана Балкенхола символизирует превосходство человека над силами природы.

Вторая скульптура под названием «плащ совести», созданная чешкой Анной Хроми, оставляет ещё больше простора для толкований. Хроми изваяла плащ, окутывающий фигуру несуществующего сидящего человека.

Впрочем, каждый волен сам придумать название этой инсталляции, а муниципалитет Зальцбурга мог бы неплохо заработать, взимая по паре евро за оригинальный вариант названия.

Кафедральный собор Зальцбурга

Кафедральный собор Зальцбурга освящен в честь святых Руперта и Виргилия. Первое здание собора было построено в VIII веке Виргилием Зальцбургским – первым архиепископом, совмещавшим церковную и светскую власть в городе. Этот романский собор до наших дней не сохранился, на его месте в XIII веке возвели другой собор – готический. И хотя з дание сооружалось на века, все-таки через 300 лет его погубил пожар, причем такой силы, что расплавились церковные колокола. Для строительства храма, который сохранился в Зальцбурге до наших дней, был приглашён в 1614 году итальянский зодчий Сантино Солари, построивший красивейшее, но не уникальное здание – Зальцбургский кафедральный собор очень похож на римский собор Святого Петра, возводившийся в это же время.

Остатки фундамента старого, самого первого сооружения Виргилия Зальцбургского можно увидеть посетив подземную часовню нынешнего собора. Ну а сама статуя святого Виргилия находится вместе со скульптурами святых Руперта, Павла и Петра возле портала на входе, выполненного в виде арки.

В соборе был крещен Вольфганг Амадей Моцарт, а через некоторое время юный гений играл на соборном органе, насчитывающем 4000 труб.

Сегодня у массивных ворот храма, которые украшают изображения Веры, Надежды и Любви, на воскресную мессу собираются тысячи людей.

Интерьер собора выполнен в стиле барокко, правда, половина украшений является новоделами – здание сильно пострадало от бомбёжек в конце Второй мировой войны.

Резиденция архиепископа Зальцбурга

Резиденция (иногда её называют дворцом) архиепископа это целый комплекс зданий. Внешний вид фасада, по замыслу создателей, должен был настраивать персонал на рабочий лад, а остальным внушать трепет перед властью. Прямоугольный фасад лишён всяких украшений, исключение составляет только арка на входе .

Сейчас в резиденции архиепископа размещён музей австрийской живописи, хотя полотен самого известного австрийского художника в них нет – представлены только мастера XVI – XVIII веков. В нескольких залах сохранили средневековую обстановку: камины, люстры, часы, печи и зеркала.

Дворец и сады Мирабель

Многие архиепископы Зальцбурга были больше владыками светскими, чем духовными. Из таких был и Вольф-Дитрих Ратенау, принадлежавший к одной из ветвей семейства Медичи. Ратенау был без ума влюблён в красавицу Саломею Альт и выстроил для неё целый дворец. Его так и назвали – Альтенау.

Следующий архиепископ строго придерживался обетов. Красавица лишилась жилища, а дворец получил новое имя – с тех пор он называется Мирабель (от лат. mirabilis – «удивительный, удивительная»).

Современный дворец очень красив, но это примерно половина его изначальной красоты. В начале XIX века здание сильно повредил пожар. Стены уцелели, но почти все украшения внутри и снаружи были утрачены. Поэтому сейчас здание, построенное в стиле барокко, выглядит скорее как принадлежащее неоклассицизму.

Во дворце сейчас размешаются органы городского самоуправления Зальцбурга, там проводят церемонии бракосочетания.

В обширном парке много фонтанов и скульптур, есть сад роз, оранжерея и сад гномов.

Дворец Хёльбрунн – достопримечательность Зальцбурга в итальянском стиле

Архитектор Сантино Солари построил в Зальцбурге несколько дворцов в итальянском стиле. В их числе и Хёльбрунн – замок, расположенный в предместье города.

Вокруг дворца разбит великолепный парк с пещерами, фонтанами, гротами, беседками и прудами с искусственными цветами.

Такой несвойственный для немецких земель стиль парка объясняется личностью заказчика – архиепископ Хоэнемс был родом из Италии, и хотел, чтобы окружающая обстановка напоминала ему Родину.

Видимо, строгое следование канонам поведения священника наложило отпечаток на развлечения архиепископа Хоэнемса – он любил устраивать обеды на свежем воздухе, а затем обливать гостей водой из фонтанов, спрятанных в траве по всему парку.

Сам дворец почти полностью сохранился с XVII века. Стены украшают фрески и позолота, печи выложены изразцами. Видимо, итальянское происхождение архитектора требовало от него внимания к акустике, которая превосходна. Когда встал вопрос о месте проведения самого первого Зальцбургского фестиваля, сомнений не возникло – во дворце Хёльбрунн.

В комплекс дворца входят также Механический театр, в котором «играют» 256 механических актёров (113 из них двигаются) и небольшой – трёхэтажный – охотничий домик, в котором вполне комфортно поместился Музей фольклора.

Рядом с дворцом располагается одноимённый зоопарк.

Дворец Леопольдскрон

Очередное жилище архиепископа Зальцбурга, на этот раз родом из XVIII века. Фантастически красивое здание на берегу не менее фантастически красивого пруда, на берегах которого растут вековые деревья. От взгляда на белоснежный дворец, отражающийся в голубой воде, просто захватывает дух. При этом на заднем плане возвышается крепость Хоэнзальцбург.

Власти Зальцбурга выкупили у владельцев много исторических зданий, но на этот дворец, видимо, денег пока не нашлось. Дворец Леопольдскрон сейчас служит VIP-гостиницей (номера только классов «люкс» и «suit»-апартаменты) и местом проведения конференций и съездов. Но ознакомиться с его видом и интерьерами можно, посмотрев мюзикл «Звуки музыки», завоевавший в 1965 году несколько «Оскаров».

Крепость Хоэнзальцбург

Эта крепость выросла из обычного замка, который в течение 500 лет укреплялся и расширялся. В итоге получилась твердыня размерами 250 на 150 метров. Уже в начале XVI века для перевозки грузов в Хоэнзальцбург понадобился фуникулёр – крепость построили на горе, возвышающейся над остальной местностью на 150 метров. На более современном потомке того фуникулёра в крепость можно добраться и сейчас.

Возле церкви, расположенной внутри крепости, установлен орган, который может издавать звуки, похожие на рёв быка. В крепости работает музей, содержащий большую коллекцию оружия и другие средневековые экспонаты. Туристам обязательно показывают средневековый туалет и камеру пыток. Хоэнзальцбург никто никогда не брал с боем (Наполеону крепость просто сдали), поэтому все внутренние интерьеры сохранились в первозданном виде.

Вид на Зальцбург из крепости Хоэнзальцбург из-за высоты очень напоминает спутниковый снимок.

Дом где родился Моцарт

В список, «что посмотреть в Зальцбурге» обязательно включается дом, в котором родился Вольфганг Амадей Моцарт. От музея, расположенного в доме, так и веет домашним уютом. Сохранена, по возможности, обстановка тех лет, присутствуют даже некоторые аутентичные предметы мебели – платяной шкаф и колыбель. Хранятся первая скрипка великого композитора и клавесин, на котором он учился играть. На столе лежит стопка нотных тетрадей. При этом музей оборудован современной световой и аудиотехникой.

На нижнем этаже расположена очень интересная экспозиция, посвященная сотрудничеству Моцарта с различными театрами. К созданию этой части музея подошли очень творчески, не ограничившись старыми афишами и костюмами. Работе композитора в театрах посвящена целая серия небольших диорам. После новых громких постановок экспозицию пополняют современными диорамами.

Дом где жил Моцарт

Когда Моцарту было 17 лет, его семья переехала в более просторную квартиру в бывшем Танцмейстерском доме. В этой квартире была очень просторная гостиная, вполне подходившая под музыкальный салон. Здесь Моцарт создал множество своих произведений.

Музей в этом доме был создан довольно поздно – до Второй мировой войны Фонд Моцарта лишь периодически проводил здесь выставки. Да ещё и полдома разрушила английская или американская бомба. В восстановленной половине разместились офисы, и лишь в 1989 году Фонду удалось выкупить все площади. Дом снесли и построили заново воссоздав внешний вид XVIII века.

Экспозиция музея относительно невелика. Есть пианино, на котором играл Моцарт, документы той эпохи, прижизненные портреты.

Музей работает, скорее, как клуб – в нём проходят концерты, разнообразные выставки, читаются лекции. Работает магазин с большим ассортиментом записей произведений великого композитора.

Ноннбергское аббатство

Это аббатство – очень старый женский бенедиктинский монастырь, основанный ещё Рупертом. Первой настоятельницей в нём была сестра Руперта, она также канонизирована. Здание неоднократно восстанавливали и перестраивали. Лишь в конце XIX века его переделали в стиль барокко, хотя сохранились и некоторые черты рококо и готики.

Внутри можно посмотреть только одну из трёх часовен, пристроенных к оригинальному зданию после пожара, однако и там хватает предметов и украшений, изготовленных в XV – XVII веках. Аббатство действующее, поэтому во время мессы доступ в него закрыт полностью.

Францисканская церковь

Францисканская церковь была построена ещё в VIII веке, но, как и многие культовые здания и интересные места Зальцбурга, после пожаров и реконструкций серьёзно меняла свой облик. Сейчас в её стилевой палитре сочетаются романский стиль, готика и барокко.

Внешне церковь выглядит довольно строго, как бы для контраста с богатой внутренней отделкой, в которой изобилуют позолота и яркие краски. Работа над алтарём была закончена в конце XV века, с тех пор Францисканская церковь не перестраивалась. Службы проходят под аккомпанемент превосходного органа.

Коллегиенкирхе

Церковь Университета Зальцбурга – шедевр барокко. Основное здание выстроено в форме огромного купола, по бокам стоят две колокольни со статуями святых на крышах, а сзади возвышается башня выше и массивнее колоколен.

Все элементы представляют собой отдельные капеллы, объединённые лишь проходами и звуками привычного для Зальцбурга органа. Интерьеры капелл предельно строги: лишь распятия и небольшие украшения из лепнины.

Францисканский монастырь в Граце

Францисканский монастырь (Franziskanerkloster) является одним из самых старинных в Граце. Его основание относят к первой половине 13 века.

Название площади, на которой располагается монастырь, звучит схоже – Franziskanerplatz. Пройти мимо него невозможно: высокая светлая башня с зеленоватым куполом виднеется издалека.

История возникновения Францисканского монастыря

Строительство монастыря началось в 1239 году орденом францисканцев. Здесь же была возведена Францисканская церковь (Franziskanerkirche).

Окончательно работы завершились в 1277 году. Колокол был создан в 1272 году — считается также одним из старейших в Граце.

Выделяющаяся на фоне основных зданий башня появилась гораздо позже — в 17 веке. Ее построили в качестве смотровой площадки для обороны города, поскольку церковь располагалась рядом с городскими стенами.

Фото: Roman Babakin / Shutterstock.com

В период Второй мировой войны монастырь получил сильные повреждения, однако позже был полностью восстановлен.

В монастыре есть внутренний двор с садом – средневековый клуатр. Первый этаж здания занимает молельня: ее окна обращены к церковному алтарю. На стенах можно увидеть имена и описания выдающихся горожан, похороненных в монастыре с 15 по 18 вв.

Архитектура сооружения

Старинный монастырь выстроен в светлых тонах в готическом стиле: его стены украшают высокие арочные окна. Башня отличается характерным луковичным куполом и заостренным шпилем.

Фото: Henryk Sadura / Shutterstock.com

Она почти лишена каких-либо декоративных элементов. На каждом уровне имеются небольшие окна, в верхней части сооружение сужается. Ближе к куполу с каждой стороны размещены часы.

Со времен Средневековья сохранились оригинальные кельи, главная церковь, а также часовня Святого Иакова. В последней довольно интересное внутреннее убранство: готические элементы сочетаются с более поздними барочными украшениями.

Что посмотреть внутри церкви

Интерьер Францисканской церкви довольно лаконичный, но не лишен изящества: высокие колонны, арочные проемы, белые стены с бежевыми переплетениями сводообразующих линий и разноцветные витражи.

Особенно красиво здесь в ясный день, когда солнечные лучи переливаются через стекла. Декоративных украшений немного, что создает ощущение простоты и внутренней умиротворенности.

Над скромным алтарем размещено распятие, которое будто парит в воздухе, – выполнено из серого чугуна. Изначальный высокий алтарь, созданный в 14 веке, был поврежден в период Второй мировой войны и впоследствии перестроен.

Орган также датируется более современной датой: изготовлен в 2004 году в Потсдаме.

Как добраться до Францисканского монастыря

Располагается на Franziskanerplatz 14. Это в центральной части города на левом берегу реки Мура. От главного вокзала Graz Hbf пешком идти около 20 минут по улице Annenstraße.

Часы работы

По состоянию на 2022 год монастырь можно посетить с 8.00 до 11.00 и с 14.30 до 17.00 с понедельника по пятницу. В субботу и воскресенье закрыт.

Расписание можно уточнить на официальном сайте Францисканского монастыря в Граце www.franziskaner-graz.at/.

Экскурсии в Граце

Если вы впервые едете в Грац, возьмите обзорную экскурсию с местным гидом: так вы не пропустите ничего важного. Знаток города увлекательно расскажет об истории и архитектуре, покажет главные достопримечательности, а вам останется только наслаждаться прогулкой.

Выбрать обзорную экскурсию или более необычную программу заранее, пока у гида есть свободные дни, можно на сайте Tripster.

Зальцбург — город в Австрии

Поэты вообще склонны к преувеличениям, а уж в описании родных им мест и подавно, но слова Германа Бара о том, что Зальцбург – город в Австрии, который «всегда красив, и всякий раз думается, что как раз сейчас он прекрасен, как никогда», целиком и полностью справедливы. Город Моцарта не теряет своего очарования ни сырой осенью, ни иной раз дождливым летом, ни лавиноопасной снежной зимой, но прекраснее всего он, как говорят знатоки, в конце лета. В это время в небольшой городок (в Зальцбурге постоянно живёт около 150 000 человек – это четвертый по величине город Австрии) со всего мира съезжаются меломаны. Зальцбургский музыкальный фестиваль вписан в гастрольные календари лучших мировых исполнителей классической, церковной и камерной музыки.

Зальцбург как бы обнимает небольшой горный массив, состоящий из пяти вершин. Такое расположение, с одной стороны, делало город уязвимым для захватчиков. В своё время местность захватывали римляне и восточногерманские племена, да и Наполеон Бонапарт в своём «Дранг нах остен» по-французски мимо не прошёл. С другой стороны, захватив город Зальцбург, оккупанты сами оказывались в предельно уязвимом положении – местные жители уходили в горы, которые они знали, как свои пять пальцев, и вели партизанскую борьбу.

География определяла и достаток жителей Зальцбурга. Горы богаты металлами и минералами – даже название города происходит от немецкого слова «соль». Мягкий альпийский климат великолепен для животноводства. А та же близость гор не позволяла ни светским, ни церковным владыкам закрепостить простолюдинов – никаких войск не хватит, чтобы прочесать все ущелья и котловины в поисках семей, ушедших из-под карающей длани власть имущих.

Банальная истина – более справедливое распределение общественного продукта ведёт к более полной реализации человеческого потенциала. Прекрасная архитектура Зальцбурга (236 гектаров городского центра названы единым объектом всемирного наследия) это не прихоть какого-то императора, повелевшего вот тут проложить улицу, там поставить собор, а возле него разбить площадь, и ради этого выжимающего из подданных все соки. И простые люди, и правители просто строили себе дома, жертвовали на театры и образовательные учреждения, разбивали парки и устраивали музеи. На Резиденцплац – главной площади города – буквально угол к углу стоят резиденция архиепископа и дома богатых, но простых горожан. Только в этой обстановке могло появиться такое статистически невероятное количество выдающихся деятелей культуры и науки, которым гордится Зальцбург. Ведь это не только город, в котором родился Моцарт. В Зальцбурге жили и работали Парацельс и Михаэль Гайдн, Герберт фон Караян и Стефан Цвейг, выдающийся физик Кристиан Доплер и художник Конрад Лайб. Их слава это тоже история Зальцбурга и его всемирное наследие.

Аббатство Святого Петра – здесь начинался город Зальцбург

В конце VII века вормский епископ Руперт настолько впечатлил баварского герцога Теодора II своими проповедями, что герцог не только позволил ему нести слово Божье в своих землях, но и предоставил большой отряд охраны. Руперт долго колесил по Восточной Европе, а на обратном пути нашёл в предгорьях Альп чудесное место, словно созданное для духовной обители.

Возле вырытого отрядом Руперта колодца была сначала построена деревянная церковь, названная в честь Святого Петра. Затем на её месте построили уже каменное здание, а рядом возвели монастырь. Впоследствии церковь украсили мраморным порталом, а внутри возвели 16 алтарей. Она стала аббатством – резиденцией архиепископов, управлявших Зальцбургом.

Около монастыря Святого Петра появилось кладбище, на котором хоронили выдающихся людей. Часть захоронений датируется ещё XIV веком. Позже на самом известном кладбище Зальцбурга были похоронены сестра Моцарта, Михаэль Гайдн, видные представители церкви и аристократы. Их могилы и склепы привлекают на кладбище многочисленных туристов.

В аббатстве находится действующий винный погреб, первые бочки в котором появились в начале IX века. Вино можно дегустировать с хлебом, который пекут по средневековым рецептам в монастырской пекарне.

Резиденцплац – главная площадь Зальцбурга

Исторический центр и основные достопримечательности Зальцбурга образуют четыре площади: Моцартплац, Резиденцплац, Соборная площадь и Капительплац. Резиденцплац украшена большим фонтаном. Его высота достигает 13-ти метров – это один из самых высоких фонтанов, исполненных в стиле барокко, в мире.

На площади стоят две архиепископские резиденции – старая и новая. Надо сказать, что архиепископы, получавшие львиную долю доходов с добычи и продажи соли, на строительстве не экономили в принципе. То есть и жили они во дворцах, и служебные обязанности исполняли тоже во дворцах, но других, более брутальных внешне.

Старая резиденция занимает западную сторону Резиденцплац, Новая стоит на восточной стороне. С севера площадь ограничена симпатичными старинными, но хорошо отреставрированными жилыми домами, на южной стороне возвышается Кафедральный собор. Сама площадь летом превращается в большую зону развлечений днём и в кинотеатр вечером.

Капительплатц

Эта площадь знаменита огромной шахматной доской на мостовой и двумя скульптурами. Первая представляет собой человека на золотом шаре. Приземленные натуры считают, что это памятник Паулю Фюрсту – автору знаменитых шоколадных конфет c марципаном внутри Mozartkugel «Моцарт», ставших символом Зальцбурга и всей Австрии.

Люди с более широкими взглядами считают, что работа скульптора Стефана Балкенхола символизирует превосходство человека над силами природы.

Вторая скульптура под названием «плащ совести», созданная чешкой Анной Хроми, оставляет ещё больше простора для толкований. Хроми изваяла плащ, окутывающий фигуру несуществующего сидящего человека.

Впрочем, каждый волен сам придумать название этой инсталляции, а муниципалитет Зальцбурга мог бы неплохо заработать, взимая по паре евро за оригинальный вариант названия.

Кафедральный собор Зальцбурга

Кафедральный собор Зальцбурга освящен в честь святых Руперта и Виргилия. Первое здание собора было построено в VIII веке Виргилием Зальцбургским – первым архиепископом, совмещавшим церковную и светскую власть в городе. Этот романский собор до наших дней не сохранился, на его месте в XIII веке возвели другой собор – готический. И хотя з дание сооружалось на века, все-таки через 300 лет его погубил пожар, причем такой силы, что расплавились церковные колокола. Для строительства храма, который сохранился в Зальцбурге до наших дней, был приглашён в 1614 году итальянский зодчий Сантино Солари, построивший красивейшее, но не уникальное здание – Зальцбургский кафедральный собор очень похож на римский собор Святого Петра, возводившийся в это же время.

Остатки фундамента старого, самого первого сооружения Виргилия Зальцбургского можно увидеть посетив подземную часовню нынешнего собора. Ну а сама статуя святого Виргилия находится вместе со скульптурами святых Руперта, Павла и Петра возле портала на входе, выполненного в виде арки.

В соборе был крещен Вольфганг Амадей Моцарт, а через некоторое время юный гений играл на соборном органе, насчитывающем 4000 труб.

Сегодня у массивных ворот храма, которые украшают изображения Веры, Надежды и Любви, на воскресную мессу собираются тысячи людей.

Интерьер собора выполнен в стиле барокко, правда, половина украшений является новоделами – здание сильно пострадало от бомбёжек в конце Второй мировой войны.

Резиденция архиепископа Зальцбурга

Резиденция (иногда её называют дворцом) архиепископа это целый комплекс зданий. Внешний вид фасада, по замыслу создателей, должен был настраивать персонал на рабочий лад, а остальным внушать трепет перед властью. Прямоугольный фасад лишён всяких украшений, исключение составляет только арка на входе .

Сейчас в резиденции архиепископа размещён музей австрийской живописи, хотя полотен самого известного австрийского художника в них нет – представлены только мастера XVI – XVIII веков. В нескольких залах сохранили средневековую обстановку: камины, люстры, часы, печи и зеркала.

Дворец и сады Мирабель

Многие архиепископы Зальцбурга были больше владыками светскими, чем духовными. Из таких был и Вольф-Дитрих Ратенау, принадлежавший к одной из ветвей семейства Медичи. Ратенау был без ума влюблён в красавицу Саломею Альт и выстроил для неё целый дворец. Его так и назвали – Альтенау.

Следующий архиепископ строго придерживался обетов. Красавица лишилась жилища, а дворец получил новое имя – с тех пор он называется Мирабель (от лат. mirabilis – «удивительный, удивительная»).

Современный дворец очень красив, но это примерно половина его изначальной красоты. В начале XIX века здание сильно повредил пожар. Стены уцелели, но почти все украшения внутри и снаружи были утрачены. Поэтому сейчас здание, построенное в стиле барокко, выглядит скорее как принадлежащее неоклассицизму.

Во дворце сейчас размешаются органы городского самоуправления Зальцбурга, там проводят церемонии бракосочетания.

В обширном парке много фонтанов и скульптур, есть сад роз, оранжерея и сад гномов.

Дворец Хёльбрунн – достопримечательность Зальцбурга в итальянском стиле

Архитектор Сантино Солари построил в Зальцбурге несколько дворцов в итальянском стиле. В их числе и Хёльбрунн – замок, расположенный в предместье города.

Вокруг дворца разбит великолепный парк с пещерами, фонтанами, гротами, беседками и прудами с искусственными цветами.

Такой несвойственный для немецких земель стиль парка объясняется личностью заказчика – архиепископ Хоэнемс был родом из Италии, и хотел, чтобы окружающая обстановка напоминала ему Родину.

Видимо, строгое следование канонам поведения священника наложило отпечаток на развлечения архиепископа Хоэнемса – он любил устраивать обеды на свежем воздухе, а затем обливать гостей водой из фонтанов, спрятанных в траве по всему парку.

Сам дворец почти полностью сохранился с XVII века. Стены украшают фрески и позолота, печи выложены изразцами. Видимо, итальянское происхождение архитектора требовало от него внимания к акустике, которая превосходна. Когда встал вопрос о месте проведения самого первого Зальцбургского фестиваля, сомнений не возникло – во дворце Хёльбрунн.

В комплекс дворца входят также Механический театр, в котором «играют» 256 механических актёров (113 из них двигаются) и небольшой – трёхэтажный – охотничий домик, в котором вполне комфортно поместился Музей фольклора.

Рядом с дворцом располагается одноимённый зоопарк.

Дворец Леопольдскрон

Очередное жилище архиепископа Зальцбурга, на этот раз родом из XVIII века. Фантастически красивое здание на берегу не менее фантастически красивого пруда, на берегах которого растут вековые деревья. От взгляда на белоснежный дворец, отражающийся в голубой воде, просто захватывает дух. При этом на заднем плане возвышается крепость Хоэнзальцбург.

Власти Зальцбурга выкупили у владельцев много исторических зданий, но на этот дворец, видимо, денег пока не нашлось. Дворец Леопольдскрон сейчас служит VIP-гостиницей (номера только классов «люкс» и «suit»-апартаменты) и местом проведения конференций и съездов. Но ознакомиться с его видом и интерьерами можно, посмотрев мюзикл «Звуки музыки», завоевавший в 1965 году несколько «Оскаров».

Крепость Хоэнзальцбург

Эта крепость выросла из обычного замка, который в течение 500 лет укреплялся и расширялся. В итоге получилась твердыня размерами 250 на 150 метров. Уже в начале XVI века для перевозки грузов в Хоэнзальцбург понадобился фуникулёр – крепость построили на горе, возвышающейся над остальной местностью на 150 метров. На более современном потомке того фуникулёра в крепость можно добраться и сейчас.

Возле церкви, расположенной внутри крепости, установлен орган, который может издавать звуки, похожие на рёв быка. В крепости работает музей, содержащий большую коллекцию оружия и другие средневековые экспонаты. Туристам обязательно показывают средневековый туалет и камеру пыток. Хоэнзальцбург никто никогда не брал с боем (Наполеону крепость просто сдали), поэтому все внутренние интерьеры сохранились в первозданном виде.

Вид на Зальцбург из крепости Хоэнзальцбург из-за высоты очень напоминает спутниковый снимок.

Дом где родился Моцарт

В список, «что посмотреть в Зальцбурге» обязательно включается дом, в котором родился Вольфганг Амадей Моцарт. От музея, расположенного в доме, так и веет домашним уютом. Сохранена, по возможности, обстановка тех лет, присутствуют даже некоторые аутентичные предметы мебели – платяной шкаф и колыбель. Хранятся первая скрипка великого композитора и клавесин, на котором он учился играть. На столе лежит стопка нотных тетрадей. При этом музей оборудован современной световой и аудиотехникой.

На нижнем этаже расположена очень интересная экспозиция, посвященная сотрудничеству Моцарта с различными театрами. К созданию этой части музея подошли очень творчески, не ограничившись старыми афишами и костюмами. Работе композитора в театрах посвящена целая серия небольших диорам. После новых громких постановок экспозицию пополняют современными диорамами.

Дом где жил Моцарт

Когда Моцарту было 17 лет, его семья переехала в более просторную квартиру в бывшем Танцмейстерском доме. В этой квартире была очень просторная гостиная, вполне подходившая под музыкальный салон. Здесь Моцарт создал множество своих произведений.

Музей в этом доме был создан довольно поздно – до Второй мировой войны Фонд Моцарта лишь периодически проводил здесь выставки. Да ещё и полдома разрушила английская или американская бомба. В восстановленной половине разместились офисы, и лишь в 1989 году Фонду удалось выкупить все площади. Дом снесли и построили заново воссоздав внешний вид XVIII века.

Экспозиция музея относительно невелика. Есть пианино, на котором играл Моцарт, документы той эпохи, прижизненные портреты.

Музей работает, скорее, как клуб – в нём проходят концерты, разнообразные выставки, читаются лекции. Работает магазин с большим ассортиментом записей произведений великого композитора.

Ноннбергское аббатство

Это аббатство – очень старый женский бенедиктинский монастырь, основанный ещё Рупертом. Первой настоятельницей в нём была сестра Руперта, она также канонизирована. Здание неоднократно восстанавливали и перестраивали. Лишь в конце XIX века его переделали в стиль барокко, хотя сохранились и некоторые черты рококо и готики.

Внутри можно посмотреть только одну из трёх часовен, пристроенных к оригинальному зданию после пожара, однако и там хватает предметов и украшений, изготовленных в XV – XVII веках. Аббатство действующее, поэтому во время мессы доступ в него закрыт полностью.

Францисканская церковь

Францисканская церковь была построена ещё в VIII веке, но, как и многие культовые здания и интересные места Зальцбурга, после пожаров и реконструкций серьёзно меняла свой облик. Сейчас в её стилевой палитре сочетаются романский стиль, готика и барокко.

Внешне церковь выглядит довольно строго, как бы для контраста с богатой внутренней отделкой, в которой изобилуют позолота и яркие краски. Работа над алтарём была закончена в конце XV века, с тех пор Францисканская церковь не перестраивалась. Службы проходят под аккомпанемент превосходного органа.

Коллегиенкирхе

Церковь Университета Зальцбурга – шедевр барокко. Основное здание выстроено в форме огромного купола, по бокам стоят две колокольни со статуями святых на крышах, а сзади возвышается башня выше и массивнее колоколен.

Все элементы представляют собой отдельные капеллы, объединённые лишь проходами и звуками привычного для Зальцбурга органа. Интерьеры капелл предельно строги: лишь распятия и небольшие украшения из лепнины.

Читайте также:
Схема расположения отелей и терм на курорте Stegersbach в Австрии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: