Фестиваль цифрового искусства «Ars Electronica» (Верхняя Австрия)

Фестиваль технологического искусства Ars Electronica

Биржевая лин., д. 16, Университет ИТМО, Art.ITMO.Residency.

Описание

С 9 по 13 сентября по всему миру пройдет одно из самых масштабных событий в области технологического искусства – фестиваль Ars Electronica. Специально для Ars Electronica впервые откроет двери арт-резиденция Университета ИТМО – новое творческое пространство AIR на Васильевском острове.

Концепция Ars Electronica 2020 – «сады Кеплера»: сад как метафора нового способа сетевого взаимодействия и обмена идеями в изменившемся мире. В Петербурге ей посвящен проект «Пангардения», в котором задействовано более 40 российских и зарубежных художников. В своих работах они исследуют так называемые «гибридные сады Пангардении» – концептуальные связи между реальностью и виртуальной средой.

Все проекты участников Ars Electronica реализованы в виртуальном пространстве. В Петербурге несколько проектов можно увидеть и офлайн – в резиденции AIR с 10 по 13 сентября с 11:00 до 21:00. Каждый день в 19:00 кураторы фестиваля проводят экскурсию по выставке для всех желающих. Количество мест на экскурсию ограниченно: необходима регистрация по ссылке.

На выставке будет представлено шесть проектов, созданных в том числе выпускниками магистратуры Art&Science Университета ИТМО.

1. Проект Натальи Федоровой «Быть ветром для дерева» основан на идее Интернета деревьев. Художница учит деревья говорить с людьми на языке поэзии и рассказывать о том, что они чувствуют: как дерево ощущает свет и ветер, как вода поднимается по стволу – сенсоры фиксируют эти процессы, а поэтический генератор переводит данные в слова.

2. Арт-группировка BIOROBOTY 019, выпускники магистратуры «Искусство и наука» ИТМО, разобьют на площадке AIR «Чудо-поляну 2.0» – интерактивное пространство для свободного взаимодействия людей и редких растений, произрастающих на Чудо-поляне в Гатчине.

3. Проект «Растения» Анны Мартыненко исследует идею самодостаточности информации, возможность ее роста, «цветения» и угасания с помощью алгоритма, который извлекает данные из отживших фрагментов растений и «выращивает» из них, как из семени, цифровой сад.

4. Перформанс Натальи Тихоновой «Цветок» проводит зрителя через сценарий развития чувства: любовь распускается и увядает, и каждая стадия процесса передается через носители видео с разным размером экрана – от проектора к планшету и телефону.

5. Проект UnderGarden – гаптически-звуковая инсталляция и перформанс. Отбросив привычный – визуальный – способ воспринимать мир, с помощью прикосновений и слуха посетители смогут погрузиться в мир почвенных глубин и нащупать путь в зону нечеловеческого.

6. Художница Наталья Балабанова представит инсталляцию “Petunias Are a Girl’s Best Friend” («Петунии – лучшие друзья девушек»), в которой пространство галереи пожирается делением клеток растущих растений. С одной стороны, речь идет о возможности выйти за пределы физических ограничений, с другой – петунии занимают собой все физическое пространство. В этой работе художница указывает на шаткое равновесие в природном мире, на ограниченность ресурсов, а также на упорядоченность времени и страх бесконечного размножения.

Главное событие фестиваля – «Блуждающие сады» – трехчасовое водное путешествие художников, кураторов и ученых на фестивальном судне «Пангардения». Утром 11 сентября команда отправится в путь по городским рекам и каналам с необычным грузом – коллекцией из 240 петуний художницы Натальи Балабановой , выращенных в период ее художественного поиска в самоизоляции. Исследователей будет сопровождать созданная учеными ИТМО лодка-дрон, задача которой – экологический мониторинг воды. В ходе путешествия команда фестиваля попытается найти новые формы взаимодействия этих агентов друг с другом и с водной экосистемой, которая формирует наш город.

Кураторы Ars Electronica в Петербурге также подготовили для поклонников искусства насыщенную публичную программу: воркшопы, лекции и чтения-перформансы от художников и ученых – все мероприятия пройдут онлайн, на Youtube-канале проекта «Пангардения». Участники смогут исследовать ритмы нечеловеческих агентов, преобразуя последовательности аминокислот в звукоряд, научатся создавать популярные маски в Instagram на основе растительных мотивов, узнают, как и для чего создаются эмоциональные пейзажи города, и многое другое.

Читайте также:
Схема горнолыжных склонов на курорте Achenkirch в Тироле

Подробности можно найти на сайте.

Участники

Приглашаются все желающие.

Организаторы

Организаторы проекта «Пангардения» – петербургский онлайн-аукцион и галерея Art&Science и Digital Art KURFUTURELAB.

Генеральный партнер проекта – Университет ИТМО.

  • Портал KudaGo
  • Телеканал «78»
  • Газета «Петербургский дневник»

array(0) < >[1] => array(0) < >> –>

Новая точка опоры в цифровом мире

В Центральном музее почвоведения пройдет сайнс-арт-выставка «Заземление»

Проект «Заземление» стал частью фестиваля Ars Electronica — одного из крупнейших мировых событий в области технологического искусства и сайнс-арта. Фестиваль Ars Electronica проходит с 1979 года в городе Линц. В 2020 году Ars Electronica впервые вышел за пределы Линца: события фестиваля проходили в десятках городов по всему миру.

Фото: Дмитрий Григорьев, ITMO.NEWS

Фото: Дмитрий Григорьев, ITMO.NEWS

Тема Ars Electronica 2021 года —«A New Digital Deal»: цифровизация как новый вызов для общества. В условиях стремительных изменений, когда технологии все глубже пронизывают и трансформируют реальность, пришло время переосмыслить основания неустойчивого цифрового мира и найти в нем новую точку опоры.

Музей почвоведения им. В. В. Докучаева неоднократно сотрудничал с художниками на разных этапах своего существования. Эта экспозиция приобретает многогранность за счет современных выразительных средств. Создатели считают, что именно на пересечении различных медиумов (как традиционных, так и высокотехнологичных) лежит ключ к пониманию многогранности данной научной области.

Ася Каплан, куратор образовательных проектов галереи AIR Университета ИТМО, сокуратор проекта «Заземление»:

— На фоне обострения нынешней экологической ситуации современное искусство нередко обращается к теме сложных отношений человека и природы, размышляя о возможности формирования «нового» экологического мышления. Мы решили поставить под сомнение новизну такого подхода и рассмотреть истоки подобного мышления в истории российской науки — в частности, в научном подходе Василия Докучаева и основанном им почвоведении. Докучаев рассматривал почву как комплексное естественно-историческое тело, которое невозможно рассматривать в отрыве от внешних факторов: растительных и животных организмов, рельефа, климата, горных пород (сегодня к этим факторам причисляется и влияние человека). Таким образом, идеи российского ученого предопределили современные тенденции системного подхода к изучению природы. Музей, основанный Докучаевым,— его идеологическое наследие, где почва — основной медиум для повествования о связи природного и рукотворного, прошлого и будущего.

Мы попытались продолжить такую музейную логику, добавив новый художественный слой в существующую экспозицию. Новые работы, созданные на основе современных технологий, по задумке, должны оживить музейные объекты и вступить с ними в диалог, тем самым актуализируя идеи Докучаева и обращая внимание на почву — не самую привлекательную тему для художественного осмысления.

Выставка «Заземление» проходит на двух площадках на Васильевском острове: в Центральном музее почвоведения им. В. В. Докучаева и в пространстве AIR — арт-резиденции ИТМО.

Экспозиция музея делится на несколько тематических частей. Первая часть располагается в географическом зале музея и посвящена локальным почвам и их личному восприятию художниками, выраженному через звук, запах, осязание и вкус. Так, посетители могут послушать звучание почв Дальнего Востока (Олеся Ильенок), Франции (Карин Бонневаль), услышать так называемый гул Земли (Лилия Акивенсон и Евгений Савенко), прикоснуться к песку из заброшенных заводских пространств Сибири (Александр Никольский), почувствовать запах почв Англии (Грэг Ором Сван) и попробовать на вкус почвы Китая, Африки и других точек Земли (masharu).

Работы в зале «Человек и почва» исследуют возможные отношения между человеком и почвой. Например, работа Юлии Вергазовой и Николая Ульянова предлагает использовать технологии машинного обучения для создания подошв обуви, которые учитывали бы индивидуальные потребности различных типов почв и призваны бороться с такими проблемами, как выветривание и опустынивание. Инфографика Анастасии Млеко предлагает две карты-сценария развития общества, где связующим звеном выступает почва как основной кандидат на удержание углекислого газа, а значит, и на спасение жизни на Земле. Ксения Рубан законсервировала бактерии, собранные со своего тела, в пластмассу и поместила их в почву для того, чтобы «заархивировать» свое существование. Евгения Тарасова в своем проекте «Дигитоцен» обращается в будущее, где технологии станут неотъемлемой частью естественной среды обитания.

Читайте также:
Термальный отель Therme Geinberg Spa Resort 4*S в Бад Гайнберге в регионе Верхняя Австрия и онлайн бронирование номера

Заключительная часть выставки находится в лектории музея, где представлена видеоработа Егора Рогалева и Алексея Боголепова «Симпозиум “Белые ночи”» — коллективное размышление философов, геологов и художников о материальных основаниях Санкт-Петербурга.

Работы в пространстве AIR обращаются к образам почвы в нашем сознании и демонстрируют способы помыслить почву через смену масштабов и дистанции — от возвышенной до заземленной, от отстраненной позиции наблюдателя до вовлеченности в процессы. Свои видеоэссе представили известный финский исследователь цифровой культуры Юсси Парикка и его соавтор, испанец Абелардо Гиль-Фурнье, художники и кинорежиссеры из Ливана Джоана Хаджитомас и Халил Жорейж, художники Егор Астапченко и Артур Зобнин, посвятившие свою аудиовизуальную работу меловым выходам Воронежской области, и многие другие.

В рамках публичной программы запланированы как встречи с художниками и философами, так и с учеными. Например, один из мастер-классов будет посвящен созданию грязевых батарей: Михаил Петров (кандидат физико-математических наук, заместитель заведующего научно-образовательной лабораторией электроактивных материалов и химических источников энергии РХТУ им. Д. И. Менделеева) расскажет, зачем бактерии генерируют электричество, сколько энергии скрывается в сточных водах мира и как работают микробные топливные элементы (МТЭ). Участники его мастер-класса своими руками соберут простейший МТЭ, использующий в качестве топлива грязь, ил или почву. Также состоится презентация Музея съедобной земли: это большое художественное исследование феномена геофагии — поедания земли в разных культурах — под авторством арт-персоны masharu (Нидерланды). На презентации вместе с ученым-почвоведом Анной Гуртовой мы рассмотрим не только культурные и антропологические, но и естественно-научные аспекты этого проекта.

Международная дискуссионная программа «Заземления», представленная на фестивале Ars Electronica онлайн, включала конференцию, которая раскрыла научный и художественный подход к пониманию почвы. Участниками конференции стали ученые, инженеры и художники. Они попытались взглянуть на заботу в контексте технологий, которые могут быть использованы для бережного отношения к природе.

Художница Мария Свиридова рассказала об исследованиях в области технологии микробных топливных элементов, студент Университета ИТМО Андрей Лазукин раскрыл перспективы гражданской науки (citizen science) для совместного формирования заботливой среды между природой, человеком и технологиями.

Декан факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО Александр Капитонов рассказал про проект AgriDataX, который призван помочь достижению более симметричных отношений в сельском хозяйстве с помощью распределенных технологий. Записи конференции выложены в открытый доступ на сайте проекта «Заземление».

Для нас как кураторов это первая выставка, которая выросла из студенческого проекта. Также эта выставка — реализация моей дипломной работы, выполненной в рамках магистерской программы Art & Science Университета ИТМО. Тем приятнее тот факт, что наша идея вызвала такой интерес среди художников: на отбор к выставке было прислано порядка 150 проектов из разных стран, причем откликнулись не только молодые авторы, но и мировые звезды уровня Карин Бонневаль и Юсси Парикка.

С помощью этого проекта мы хотели рассказать о многих слоях. С одной стороны, тут можно считать экологическую повестку и призывы бережно относиться к тому, что лежит у нас под ногами, с другой — архивная работа и попытки сопоставить современные философские теории и идеи российских ученых конца XIX — начала XX века (Докучаева и его ученика Вернадского).

Если говорить об экологии, то почва — это, пожалуй, самая недооцененная часть природы: мы с готовностью защищаем животных и растения, потому что они нам симпатичны, а вот земля для нас малопривлекательна. Между тем именно благодаря почве существует весь этот богатый природный мир: мы питаемся тем, что на ней выросло, и даже дышим благодаря ей. Мы очень много берем от почвы, но относимся к ней потребительски, как к ресурсу, не давая взамен даже внимания. Нам бы очень хотелось, чтобы наш проект помог аудитории изменить свой взгляд на эту материю, сблизиться с ней.

Читайте также:
Романтические и любовные истории Бад Ишля - курорта в Верхней Австрии

«Заземление» — это и наше высказывание на тему фестиваля Ars Electronica 2021 года: «A New Digital Deal», или «Цифровизация как новый вызов для общества». Для нас это означает поиск неких новых оснований в неустойчивом, быстро меняющемся цифровом мире. В этом смысле почва — нечто, побуждающее нас замедлиться, «заземлиться», восстановить и прочувствовать нашу связь с физической реальностью. Как отметила руководитель фестиваля Ars Electronica Кристль Баур, наш проект заинтересовал их именно этим, ведь технологии не могут существовать в отрыве от материальной основы: для работы с данными, с информацией требуются устройства, созданные из элементов, добываемых из земли, провода, которые уходят в землю, и так далее. За этим синтезом природного и технологического очень интересно наблюдать.

Также для нас было важно обратить внимание на сам Музей почвоведения, его уникальность и насыщенность «слоями» художественных коллабораций разных лет. Поэтому наша выставка в какой-то степени является продолжением этой традиции.

В целом такие проекты уже активно развиваются. Многие современные институции приходят в традиционные музеи. Вместе с внедрением технологий в нашу повседневность приходится переопределять границы естественного и искусственного, природы и культуры. Это провоцирует интерес и к естественно-научным музеям, которые превращаются в основную сцену действий.

Как возродить интерес к промышленному городу при помощи фестиваля искусства и технологий

Фестиваль Ars Electronica — одно их крупнейших событий технологического искусства. На протяжении нескольких десятилетий он ежегодно проходит в маленьком австрийском городке Линце. За это время руководству удалось выстроить целую экосистему — выставки, образовательные инициативы, исследовательский центр Futurelab, награда Prix Ars Electronica, партнёрства с университетами, учёными и компаниями. В рамках международного просветительского проекта LAKHTA VIEW, выпускница института «Стрелка» аналитик Анна Львова пообщалась с директором Ars Electronica Герфридом Стокером о том, как перезапустить промышленный город, сотрудничать с бизнесом и подготовить людей к будущему.

ОЖИВИТЬ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ГОРОД

Многие города, большие и малые, пытаются организовать собственные арт-фестивали в надежде, что это поможет им перезапустить экономику, восстановить жизнь и привлечь новых жителей. Однако история знает много подобных попыток, но мало историй успеха.

Ars Electronica — гигантское событие, все радуются и гордятся им. Но почему-то они очень часто упускают из внимания фактор долголетия. Как будто можно вложить деньги, пригласить известных художников, сделать какое-нибудь световое шоу, и вуаля — всё поменялось. Но это не работает. Фестиваль существует с 1979 года. Мало кто способен на подобное постоянство.

Его основали три человека: художник, учёный и журналист (Герберт Франке, Хуберт Богнермайр и Ханнес Леопольдседер. — Прим. ред.). Чиновников и вообще городских представителей там не было. В то же время городские представители с самого начала их поддерживали: это было связано с экономической ситуацией в городе. Линц промышленный город, после Второй мировой войны в нём активно развивалась сталелитейная и химическая отрасли. Но после рецессии эти индустрии пошли на спад, люди теряли работу, и нужно было искать новые драйверы роста.

Фото: Florian Voggeneder

С самого начала Ars Electronica существовал не сам по себе, а в контексте городского развития. Вообще это совсем не характерно для крупного арт-фестиваля. Тем не менее на каждом этапе нашего роста мы не теряли эту связь с городом.

ПОДРУЖИТЬ ГОСТЕЙ ФЕСТИВАЛЯ И МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

Помните про трёх основателей: художника, учёного и журналиста? Так получилось, что журналист был руководителем местного телеканала. Это очень помогло в самом начале. Не уверен, что он вообще выжил бы без сильной медийной поддержки.

Жители Линца во время субботнего шоу Ars-Electronica / фото: Анна Львова

Этот же человек придумал, что Ars Electronica будет ориентироваться не только на интеллектуалов, учёных, художников и философов. Так появилась традиция проводить публичное мероприятие вечером субботы. Например, вы могли видеть шоу дронов над городом. Конечно, нас много критиковали за этот субботний показ, спорили: «Разве это искусство? Это же просто развлечение для масс».

Читайте также:
Театр марионеток в Зальцбурге (Австрия)

Немаловажно и то, что дни, когда проходят наши события, совпадают с днями местной еды и сельского хозяйства, и это вовсе не совпадение. Организаторы подстраиваются под наши даты, ведь в городе в эти дни очень много туристов. Им это выгодно, а участники Ars Electronica получают уникальный опыт. Где вы ещё такое встретите? Так что это отличный пример сосуществования.

Рецепт хорошего фестиваля об искусстве и технологиях в том, чтобы, с одной стороны, думать о будущем, поднимать волнующие темы, приглашать лучших деятелей искусства и науки, но, с другой — быть открытым и вовлекать жителей.

Я часто вижу посреди всех наших цифровых инсталляций обычные семьи, бабушек и дедушек с внуками. Их доверие нужно заслужить, и это можно сделать только поступательной, последовательной работой.

НЕ ДЕЛАТЬ ПОИСК СПОНСОРОВ САМОЦЕЛЬЮ

Ars Electronica начался без поддержки правительства и бизнеса. Но мы быстро поняли, что нельзя открещиваться от частного сектора. И дело не только в деньгах спонсоров, хотя это тоже очень важно. Дело в том, что в компаниях работают люди, компании — основные участники современной экономики, в них происходит развитие технологий.

Фото: Ars Electronica / Robert Bauernhansl

Фото: Ars Electronica / Robert Bauernhansl

Фото: Ars Electronica / Robert Bauernhansl

Фото: Ars Electronica / Robert Bauernhansl

Фото: Ars Electronica / Robert Bauernhansl

Фото: Ars Electronica / Robert Bauernhansl

Однако взаимодействие с бизнесом не было частью нашей стратегии. Просто в какой-то момент, в начале нулевых, компании сами начали к нам обращаться. Им нужны были новые идеи, свежий взгляд.

Стало очевидно, что творчество, изобретательность — основное сырьё будущего. Не металлы, нефть или даже данные. Но это не такое сырьё, которое можно добыть, купить или продать. Его нужно выращивать, развивать.

НЕ ГОНЯТЬСЯ ЗА ПОЛЬЗОЙ И ПРИБЫЛЬЮ

Стать инженером или учёным в сфере искусства гораздо сложнее, чем просто художником. Но нельзя учить просто выполнять какие-то задания, повторять одни и те же действия, иначе студенты никогда не поймут, как применять эти навыки. Звучит наивно, но всё действительно так просто, и чем раньше внедрить это в образовательный процесс, тем лучше.

Мы много раз видели, как дети, отчисленные из школы и не поступившие в университеты, или взрослые, которые не могут найти работу, менялись, попадая в наш центр. Мы вовлекали их в нашу креативную среду, и они открывали или развивали в себе новые умения. Поэтому нам нужно вовлекать молодых людей в искусство не для того, чтобы они становились художниками или дизайнерами. Вовсе нет. Искусство даёт возможность быть достаточно открытыми, восприимчивыми и уверенными в себе, чтобы найти применение своим умениям в реальном мире. В этом креативность похожа на предпринимательство.

Искусство может быть полезным, только если ему позволят быть абсолютно бесполезным. Если от искусства требовать быть инновационным, образовательным или прибыльным, то вы получите кого угодно: дизайнера, предпринимателя, учёного или разработчика, но не художника.

Понятно, что нужны метрики и процедуры, чтобы преобразовать эту художественную энергию, сделать её доступной другим. Но важно использовать искусство, а не художника.

Не знаю, как в России, но в Евросоюзе тратят безумные деньги на искусство. Глупость заключается в том, что это своеобразный откуп: «Возьмите эти деньги, езжайте в свои резиденции и оставьте нас в покое. Идите и творите как-нибудь без нас». Европейцам присуще благоговение перед искусством, оно почти священно. Но пользоваться искусством нормально, да и художникам несложно давать что-то обществу.

Но здесь есть другая крайность, когда чиновники обещают поддерживать искусство, только если оно инновационно, приносит пользу экономике или какой-то конкретной индустрии. В этом проблема той же программы поддержки искусства Еврокомиссией START. Если сообщество художников не участвует в разработке таких программ и взаимодействует только с чиновниками, то в какой-то момент это превращается в очередную систему экономической поддержки дизайнеров или кого-то ещё.

Читайте также:
Рыбалка в Австрии: сколько стоит и где получить лицензию

ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС КРУГЛЫЙ ГОД

Когда наши мероприятия заканчиваются, Линц выглядит как обычный город на 200 тысяч человек. В последние семь лет мы много думаем над тем, как поддерживать атмосферу творчества и инноваций за рамками фестивальных дат. Для этого у нас есть «Центр Ars Electronica». Его организовали в 1996 году, но в 2009-м у нас появилось современное здание, которое даёт больше возможностей.

Экспозиции там выставляются в течение всего года. Причём даже во время фестиваля они находятся не там, где происходит основное действо, а именно в Центре. Дело не в том, что это плохие работы. Напротив, мы видим в них долгосрочный потенциал, они способны выразить те изменения, которые технологии привносят в нашу жизнь.

С самого начала он задумывался не как обычный музей с коллекциями цифрового искусства и прочим медиаискусством. Мы планировали, что это станет образовательным центром как для жителей, так и для компаний, которые вынуждены сталкиваться с вызовами нашего времени. Но мы не учим людей пользоваться компьютером и другими технологиями, мы рассуждаем, что их распространение значит для людей. Мне кажется, в этом и заключается отличие искусства от науки или образования. Те же компании или городские власти часто говорят: «Нам нужно больше людей с навыками будущего: программирование, электроника, робототехника и так далее. Такой-то процент населения или сотрудников должен уметь то-то». Их подход основан на целевых показателях. Наш — на миссии.

НЕ ЗАБЫВАТЬ О СВОЁМ НАСЛЕДИИ

Если бы я делал фестиваль для какого-нибудь промышленного моногорода в России, то сначала для меня было бы важно понять, кто в нём живёт и что эти люди уже умеют делать. В любом городе есть какие-то ремесленники, люди взрослого поколения, которые работали на заводах и делали это хорошо.

Мы слишком часто заявляем: «Это старые навыки, они нам не понадобятся. Давайте развивать новые с нуля». Игнорируем поступательное развитие.

Между тем цифровые технологии, программирование, искусственный интеллект — в будущем всё это будет связано с физическим миром гораздо сильнее, чем сейчас. Так что отказываться от него нельзя, нужно искать этому новое применение, связывать с молодёжью, с их знаниями. Только так можно что-то поменять.

Фестиваль цифрового искусства «Ars Electronica» (Верхняя Австрия)

  • О программе
  • Жюри
  • Подать заявку
  • Блог
  • Организаторы
  • Контакты

  • О программе
  • Жюри
  • Подать заявку
  • Блог
  • Организаторы
  • Контакты

7 важных фестивалей цифрового искусства

Ars Electronica — пожалуй, самый крупный и авторитетный смотр работ в области цифрового искусства. Его история началась в Линце в 1979 году по инициативе Ханнеса Леопольдседера и Херберта Франке. Мероприятие возникло как продолжение международного музыкального Брукнеровского фестиваля. С 1986 году стартовала собственная история Ars Electronica, а в 1995 году позицию директора фестиваля занял известный медиахудожник и куратор Петер Вайбель. В 1996 году Ars Electronica обзавелась собственной площадкой — Ars Electronica Center, который круглый год открыт для посетителей. Здесь регулярно проходят образовательные события, а также находится технологическая лаборатория Futurelab. С 1987 года у фестиваля появилась и собственная премия — the Prix Ars Electronica, одна из самых престижных наград в области цифрового искусства.

Голландский Impakt был основан в 1988 году. Фестиваль не только является громким событием в Нидерландах, но и регулярно привлекает внимание международной художественной тусовки. События, показы и дискуссии проходят в разных локациях Утрехта. Изначально основной фокус программы составляли видеоработы, но сейчас на фестивале представлено все многообразие форм цифрового и постцифрового искусства — от интерактивных медиаинсталляций до перформансов, прогулок и музыкальных выступлений. У Impakt также есть круглогодичная программа резиденций для художников.

Читайте также:
Термальный курорт Бад Аусзе (Bad Aussee) в Штирии

Недавно на сайте фестиваля появился документальный фильм, в котором рассказывается о ключевых событиях и именах Impakt с 1999 по 2018 годы. Его можно посмотреть по этой ссылке.

В разделе the IMPAKT Channel собрано более 100 видеоработ, которые в разные годы показывались на фестивале. Они разделены по темам и отобраны кураторами программы.

В 2020 году фестиваль сосредоточен на теме Zero Footprint. В программе будут фильмы, игры, публичные выступления и дискуссии, посвященные проблематике климатического кризиса и осознанного потребления, а также вопросам нечеловеческого опыта, интерсекциональной теории и знаний коренных народов.

Transmediale — еще один фестиваль с внушительной историей. Он был основан в 1988 году, тогда он носил название VideoFilmFest и был приурочен к Международному форуму нового кино в рамках Берлинале. Сооснователь и креативный директор фестиваля Мики Квелла хотел создать платформу для видеоработ, которые не вписывались в рамки киноиндустрии. Со временем мероприятие стало включать в себя далеко не только демонстрацию современных форм видеоискусства; его вокабуляр, представленные жанры и формы высказываний расширялись и менялись, следуя за развитием новых медиа.

В 1997 году фестиваль был переименован в transmedia, а годом позже — получил свое нынешнее название. Смена названия подчеркивала, что событие включает в себя спектр разных форм визуального и цифрового искусства, в том числе нет-арт и машинное искусство. В 1999 был основан club transmediale, который позже стал известен как CTM, и сегодня имеет статус культового аудиовизуального события, сосредоточенного вокруг клубной культуры и электронной музыки.

2001 по 2007 директором transmediale был куратор и исследователь Андреас Брокманн. В 2008 его сменил медиа-исследователь Стивен Коватц, с 2011 этот пост занимал теоретик медиа Кристофер Гансинг.

С 2001 по 2011 годы у фестиваля также была собственная премия в области born-digital art.

Сейчас фестиваль проводится в берлинском Haus der Kulturen der Welt. Особое внимание в его программе уделяется взаимодействию между наукой и искусством, постцифровым перспективам и критическому взгляду на современные технологии.

У transmediale/journal есть также своя онлайн-платформа для публикаций и дебатов, где размещаются тексты известных теоретиков медиа, арт-критиков и художников.

Афинский фестиваль цифровых искусств имеет относительно небольшую историю, он был основан в 2005 году. Фестиваль проводится ежегодно в мае. В нем участвуют работы в жанре видеоарта, инсталляции, перформанса, анимации, веб-специфичных проектов и т. д.

16-й выпуск Athens Digital Arts Festival проходит с 10 июля по 10 сентября 2020 года. Заявленная тема — Technotribalism. В фокусе — новая эпоха, где потоки информации определяют, у кого есть власть и ресурсы, а также каковы особенности восприятия поколения, для которого вся культура — цифровая. Показ работ и мероприятия проходят как офлайн, так и онлайн. Онлайн-программу можно посмотреть бесплатно на сайте фестиваля. Весь контент делится на несколько разделов: видеоарт, спецпоказы, игры, 360º видео, цифровые картинки, анимация, перформансы, веб-арт, для детей, записи лекций и материалы других международных фестивалей.

Фестиваль 2020 года — “In Kepler’s Gardens” — будет проходить с 9 по 13 сентября параллельно офлайн и онлайн. Основная площадка мероприятий в Линце — сады Кеплера. Организаторы предлагают совершить путешествие в посткоронавирусный мир, руководствуясь четырьмя направляющими:

► Автономия — демократия
► Экология — технология
► Человечность
► Неопределенность

За программой событий и показов можно будет следить на сайте фестиваля. Кроме того, в разделе Medialibrary выложены туры по текущим и прошедшим выставкам центра, артист-токи и лекции.

FILE был основан в 2000 году Рикардо Баррето и Паулой Периссинотто. Его основная миссия — популяризация цифрового искусства в Латинской Америке и создание диалога между разными странами и континентами. Фестиваль проходит ежегодно в Сан-Паулу, однако в течение года продолжаются разные программы и показы под эгидой FILE в других городах региона — Рио-де-Жанейро, Витория, Бразилиа, Сан Луис.

Читайте также:
Причины отказа в выдаче Шенгенской визы в консульстве Австрии

В конкурсной программе международной премии FILE Prix Lux — семь основных призов в трех категориях: Electronic Sonority, Interactive Art, Digital Language. Отдельная награда также присуждается лучшим произведениям в жанре машинимы — фильмам, сделанным в пространстве игровых сред. В рамках проекта FILE PAI (Paulista Avenue Interactive = Interactive Public Art) художникам предлагается создать цифровой паблик-арт, который показывается на одном из главных проспектов Сан-Паулу — проспекте Паулиста.

The Japan Media Arts Festival проводится ежегодно с 1997 года при поддержке японского Агентства по делам культуры. Это крупнейший фестиваль подобного рода в Азии. Организаторы в особенности стараются поощрять и поддерживать молодых и начинающих авторов. Конкурсная программа включает в себя четыре основные категории: визуальное искусство, индустрия развлечений, анимация и манга (Art, Entertainment, Animation, Manga). Работы победителей премии участвуют в ежегодной выставке. Кроме того, у фестиваля есть ряд гастролирующих выставок и программ, которые проходят как в разных городах Японии, так и в других странах.

В этом году фестиваль пройдет с 19 по 27 сентября.

The WRO Media Art Biennale существует с 1989 года и является самым масштабным событием подобного рода в Восточной Европе. Биеннале проходит по нечетным годам во Вроцлаве на базе WRO Media Art Center. Все началось с фестиваля аудиовизуальных искусств, но постепенно его основателям стало ясно, что цифровая культура гораздо шире любых привычных жанров и традиционных форматов. По мере развития медиа-арта в программу мероприятия добавлялись инсталляции, перформансы, а также веб-специфичные произведения. С 1993 года фестиваль переформатировался в биеннале.

Сегодня в биеннале принимают участие известные авторы, кураторы и спикеры из разных стран. Помимо выставки есть конкурс для художников, а также программа параллельных событий и конференций.

Арт-директор Ars Electronica Герфрид Стокер о жизни с роботами, новых революциях и бремени Петербурга

Подписаться:

Поделиться:

В австрийском Ars Electronica Center уже в 90-х годах пользователи примеряли шлем виртуальной реальности, а сейчас каждый может провести эксперимент по клонированию растений. Арт-директор Музея будущего Герфрид Стокер прибыл в Петербург на сессию Lakhta View, чтобы рассказать, к чему нас приведет цифровая революция.

Арт-директор Ars Electronica Center, медиахудожник и инженер по телекоммуникациям Герфрид Стокер

Как вы попали в проект Ars Electronica?

Я был молодым студентом, когда впервые приехал на фестиваль Ars Electronica — и это изменило мою жизнь. Я впервые увидел тысячи художников, их удивительные работы, сильный потенциал медиаискусства. И я понял, что это не просто мои сумасшедшие придумки, а новое искусство, с которым люди смогут взаимодействовать. Позже я участвовал в фестивале как художник и даже выиграл приз. А в 1995 году начал строиться центр Ars Electronica — и для того, чтобы организовать его работу, как раз набирали молодых талантливых людей. Так я стал частью проекта.

Как было принято решение открыть центр Ars Electronica? И как собиралась первая экспозиция?

Центр стал дополнением к фестивалю Ars Electronica. Но это не просто сбор фестивальных работ или достижений прогресса. В Ars Electronica искусство используется для того, чтобы помочь людям понять технологии и научиться с ними взаимодействовать. Уже в 1996 году у нас в центре были шлемы с мониторами, которые погружали пользователей в виртуальный мир. А сейчас в Ars Electronica Centre все желающие могут клонировать растения, знакомиться с искусственным интеллектом или управлять роботом, надев шлем с электродами.

Австрия, Литц. Ars Electronica Centre

Экспозиция Spaceship Earth | Solutions в Ars Electronica Center

Биолаборатория в Ars Electronica Center

В 90-е у нас были большие ожидания, связанные с интернетом — мы верили, что он станет драйвером демократизации общества. Некоторые художники думали, что технологии превратят мир в глобальную деревню, а кто-то полагал, что они станут оружием против истеблишмента и корпораций. Были и те, кто говорил об опасности повсеместного наблюдения за обществом. Многие из этих идей стали правдой, пусть и не в той форме, как мы думали в девяностых. Да, из-за доступности технологий и соцсетей многие процессы стали более демократичными, но общество не стало образованным и мудрым — в сети много откровенно глупого контента.

Читайте также:
Схема трасс Ишгль-Самнаун – подробно и с указанием инфраструктуры

Нередко современная культура демонизирует технологий: от «Терминатора» до «Черного зеркала». Как вы относитесь к подобным опасениям?

Не нужно забывать, что это мы, люди, создаем технологии. Ни одна микросхема не создавалась без человеческого участия — это же не инопланетяне сбрасывают на нас все эти приборы и фишки. Технологии — часть нашей культуры. Опасаться их — значит бояться самих себя. Если мы просто глупые пользователи — мы испытываем страх, ведь мы не понимаем механизм. Пока человек пассивен во взаимодействии с технологией, он может стать её жертвой. Но когда человек разрабатывает ее, он получает контроль и власть.

Выставка Human Nature в Ars Electronica Center

Синтоисты уверены, что есть душа у камушка, у ноутбука и других предметов. Но попробуйте поговорить об этом с ученым — и он подумает, что вы сошли с ума. Сегодня мы знаем, почему солнце встает на востоке и отчего бывают приливы. А раньше люди, пытаясь это познать, придумывали богов и духов. Если человечество не сможет понять технологии, то как бы нам снова не скатиться в темные времена. Поэтому нужно добиться знания.

Мы живем в мире технологий, и важно установить хорошую связь между людьми и машинами, найти правильный симбиоз. Новый вопрос, на который человечеству предстоит ответить — как мы построим мост между миром телесным и цифровым? Ведь мы биологические организмы и не можем отказаться от тела, но как тогда мы сможем создать единство цифрового и физического? И другой немаловажный вопрос — как мы будем жить в мире, где роботы будут частью повседневности? Возможно, нам потребуется новый язык, чтобы вступать с ними в контакт. Поэтому мы разрабатываем art thinking, союз художника и инженера, где один обдумывает идею, а другой — решения. Творческая деятельность — та, где мы создаем что-то новое. Художник — не тот, кто находит ответ, он задает вопрос. А решать его будут инженеры. Так искусство сможет вложить свою лепту в создание образа нового мира.

Каким будет этот новый мир?

Впереди большой потенциал для развития технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. В ближайшие десять лет мы увидим интересный феномен — больше технологий будет внедряться в систему здравоохранения, потому что в дома престарелых отправится поколение Билла Гейтса и Стива Джобса, а это люди, умеющие пользоваться современными технологиями. Еще, думаю, вскоре может произойти что-то вроде революции против безграничного дата-капитализма, основанного на монетизации данных, ценности информации. Растет новое поколение, для которого все эти технологии — полнейшая обыденность. Моему сыну 16, и для него интернет — то же самое, что и водопровод, он просто есть, и всегда был. Моему поколению было все равно, какую цену платить за подключение, но когда ты подключен постоянно — начинаешь думать о цене.

Какое впечатление на вас произвёл Петербург?

Первое ощущение — история, история и еще раз история. На каждом шагу
восхитительные здания и объекты. Историческое наследие крайне важно сохранять — и меня впечатлило, как за ним ухаживают. Но в тех местах, которые я успел посетить, возникают мысли о том, что забота о прошлом может стать тяжелым бременем и помешать развитию.

Но город тем не менее продолжает развиваться. Видели ли вы небоскреб Лахта Центра?

Комитет по науке и высшей школе

Всемирно известный фестиваль технологического искусства Ars Electronica вновь пройдет в Петербурге

C 8 по 12 сентября Санкт‑Петербург во второй раз примет фестиваль Ars Electronica – одно из крупнейших мировых событий в области технологического искусства и сайнс-арта.

Читайте также:
Точки бесплатного Wi-Fi доступа в интернет в Вене

Организатором фестиваля в Северной столице выступает Университет ИТМО. В рамках Ars Electronica ИТМО представит культурный проект «Заземление», включающий выставку с участием известных художников из 7 стран – для многих из них она будет первой в России.

Знаменитый международный фестиваль Ars Electronica проходит с 1979 года в городе Линце (Австрия), ставшем настоящей Меккой для технологических художников. В 2020 году Ars Electronica впервые вышла за пределы Линца – события фестиваля проходили в десятках городов по всему миру. В этот раз Ars Electronica охватит более 70 городов, включая Санкт‑Петербург – здесь фестиваль представит Университет ИТМО, уже принимавший его на своей площадке в прошлом году.

Тема Ars Electronica 2021 года – ‘A New Digital Deal’: цифровизация как новый вызов для общества. В условиях стремительных изменений, когда технологии все глубже пронизывают и трансформируют реальность, пришло время переосмыслить основания неустойчивого цифрового мира и найти в нем новую точку опоры. Проект «Заземление», представляющий фестиваль Ars Electronica в Петербурге, предлагает вернуться «к корням» и иначе взглянуть на то, что буквально лежит у нас под ногами – почву.

Программа «Заземление» включает выставку, которая пройдет сразу на двух площадках: в Центральном музее почвоведения им. В.В. Докучаева и в пространстве AIR – арт-резиденции ИТМО (обе локации находятся на Васильевском острове, в пешей доступности друг от друга). Среди участников – признанные звезды международной арт-сцены, в том числе французская художница Карин Бонневаль, финно-испанский дуэт исследователя цифровой культуры Юсси Парикка и художника Абелардо Гиль-Фурнье, знаменитые художники и кинорежиссеры из Ливана Джоана Хаджитомас и Халил Жорейж, немецкая художница Сибилл Ноймайер и другие. Многие зарубежные авторы выставляются в России впервые. В проекте участвуют и российские художники из четырех городов, а также молодой творческий тандем – Юлия Вергазова и Николай Ульянов, которые в настоящее время работают в Германии.

Выставка в Музее почвоведения объединит экспонаты традиционного естественнонаучного музея и объекты технологического искусства. Работы художников вступают в диалог с постоянной экспозицией музея, наделяя ее новым «слоем» интерпретации и предлагая необычные способы восприятия земли: на выставке почву можно будет послушать, понюхать и даже попробовать на вкус!

Второй площадкой проекта станет пространство AIR (Art.ITMO.Residency). Здесь разместится видеоарт – визуальные размышления о почве и ее связи с людьми и технологиями. Каждая работа расскажет свою историю о земле, создавая множество образов привычной материи.

Помимо выставки, проект «Заземление» включает образовательную программу и ряд городских мероприятий. Вход на все события будет свободным. За анонсами можно следить на сайте проекта, на странице «Заземления» в Facebook и в Instagram-аккаунте пространства AIR – здесь же кураторы будут рассказывать о самых интересных событиях международной программы Ars Electronica.

Международный художественно-образовательный проект «Заземление» создан Центром искусства и науки Art&Science Университета ИТМО в сотрудничестве с Центральным музеем почвоведения им. В.В. Докучаева. В ноябре 2020 года проект открыла серия образовательных мероприятий «Под асфальтом – не пляж» с участием выдающихся художников, философов и ученых – публичная программа вошла в шорт-лист премии «Инновация – 2021». Продолжением проекта станет выставка «Заземление», включенная в программу фестиваля Ars Electronica 2021. Экспозицию составят 18 проектов, отобранных по итогам международного конкурса. В числе авторов – как известные, так и начинающие художники и исследователи из шести зарубежных стран и четырех городов России.

Кураторы проекта «Заземление»: Виктория Гопка, Григорий Киргизов, Анна Каплан (выпускники магистратуры Art&Science Университета ИТМО).

Участники выставки: Карин Бонневаль (Франция), Юсси Паррикка (Финляндия) и Абелардо Гиль-Фурнье (Испания), Джоана Хаджитомас и Халил Жорейж (Ливан), Сибилл Ноймаер (Германия), Александра Арен и Одри Пети (Франция), Грег Орром Сван (Великобритания), Юлия Вергазова и Николай Ульянов (Германия), Анастасия Кизилова (Санкт‑Петербург), Александр Никольский (Кемерово), Олеся Ильенок (Екатеринбург), Егор Астапченко и Артур Зобнин (Воронеж), Евгения Тарасова (Санкт‑Петербург), Егор Рогалев и Алексей Боголепов (Санкт‑Петербург), Лилия Акивенсон и Евгений Савенко (Санкт‑Петербург), Роман Смирнов и Ксения Бахтина (Санкт‑Петербург), Ксения Горланова и Ульяна Любенова (Санкт‑Петербург).

Hyundai Motor поддерживает фестиваль Ars Electronica 2019 — платформу для прогрессивного обсуждения искусства, технологий и общества

06 сентября 2019

• Hyundai Motor предоставляет парк автомобилей, в том числе NEXO и IONIQ Electric, для крупнейшего в мире инновационного фестиваля медиаискусства и технологий в Австрии

Читайте также:
Туры на горнолыжные курорты Австрии

• Компания демонстрирует свою приверженность всесторонним инновациям на базе слияния искусства, технологий и культуры

Hyundai Motor Company стала спонсором Ars Electronica Festival 2019 — крупнейшего в мире фестиваля медиаискусства и технологий в Австрии, который ежегодно привлекает множество экспертов, мировых компаний и более ста тысяч посетителей.

В этом году фестивалю Ars Electronica исполняется 40 лет – впервые он прошел 18 сентября 1979 года в Линце (Австрия). В 2019 году мероприятие, получившее название «Фестиваль искусства, технологий и общества», пройдет в том же городе с 5 по 9 сентября. Оно объединит ведущих мировых художников, авторов, кураторов, ученых, технологов, инженеров, предпринимателей и общественных деятелей из более чем 100 стран.

Партнерство компании Hyundai с фестивалем Ars Electronica является еще одним подтверждением приверженности компании принципам развития искусства, технологий и культуры во всем мире. Являясь в этом году официальным поставщиком транспортных услуг, компания Hyundai Motor предоставляет фестивалю автомобили, в том числе электромобили на топливных элементах NEXO и электромобили IONIQ Electric. Данные модели, задающие высокие экологичные стандарты на рынках по всему миру, демонстрируют прогресс Hyundai в сфере технологий следующего поколения, обеспечения мобильности и экологически безопасной продукции.

«На проводимом в этом году фестивале Hyundai Motor с радостью предоставит свои технологические и коммерческие возможности, а также продемонстрирует свою преданность идее слияния искусства и технологий, – заявил Чхо Вонхон (Wonhong Cho), исполнительный вице-президент и директор по маркетингу компании Hyundai Motor. – Ars Electronica показывает ценность участия и таланта профессионалов, находящихся на острие инноваций во всем мире. Своим партнерством с фестивалем Hyundai Motor демонстрирует свое восприятие будущего, поскольку мероприятие наилучшим образом показывает контуры ожидающего нас мира, раскрывая перспективы и освещая позиции по вопросам слияния искусства, технологий и общества».

Hyundai Motor демонстрирует свою приверженность взаимодействию искусства, технологий и общества на стенде «Hyundai x ART». Компания представила различные спонсорские программы в области искусства и технологий, такие как подготовленная в партнерстве с информационной компанией Bloomberg серия фильмов «Art + Technology», а также обзорный фильм о выставке «Человечество будущего: наша общая планета».

На стенде «Hyundai x ART» также перечислены проекты сотрудничества художников и стартапов на управляемой Hyundai Motor Group открытой инновационной платформе ZER01NE. Также представлены работы, получившие Гран-при VH Award — конкурса медиаискусства, проводимого компанией Hyundai Motor Group с 2015 года.

В ноябре Hyundai Motor и Ars Electronica организуют первые выставки в студиях Hyundai Motor в Пекине, Сеуле и Москве. Все выставки посвящены развивающимся отношениям искусства, технологий и общества и проводятся под названием «(Не)ограниченный человек».

Hyundai Motor является долгосрочным официальным партнером престижных учреждений искусства по всему миру, включая галерею Тейт в Лондоне, Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA) и Национальный музей современного искусства в Корее (MMCA). Hyundai Motor также является спонсором всемирных художественных мероприятий, таких, как Биеннале в Сиднее и корейский павильон Биеннале в Венеции. Благодаря подобным мероприятиям компания не только осуществляет важную деятельность в сфере патронажа искусства и культуры, но также использует полученные знания в разнообразных областях бизнеса, проектирования и инноваций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: