Программа концертов Венского оркестра Моцарта на этот сезон в Вене

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России

Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска – сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене

Цены в рублях и оплата в рублях – для тех у кого только рублевый счет

Цены в Евро и оплата в Евро – для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе

Выбор туристической страховки
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
  • Список форумовЕВРОПА форумАВСТРИЯ форумАвстрия общие вопросы
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Концерты в Вене

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Концерты в Вене

earven » 07 май 2017, 07:59

Re: Концерты в Вене

Bonjour » 07 май 2017, 22:43

Re: Концерты в Вене

earven » 08 май 2017, 03:37

Спасибо, будем изучать! Хотя, судя по всему, там в основном туристические концерты (да и время как раз самое туристическое).

Вот и я подумала, что дороговато платить за возможность посмотреть на сам зал без “той самой” музыки.

Re: Концерты в Вене

Bonjour » 08 май 2017, 11:50

Re: Концерты в Вене

Pixy » 08 май 2017, 12:01

Рекомендацию отказаться от концерта легкой, веселой, радостной венской музыки, исполняемой Моцарт-оркестром, в пользу церковных месс нахожу весьма странной

Я посмотрела видео концертов в Курсалоне, в Музикферайне и еще что-то, выбрала Музикферайн, тот самый Моцарт-оркестр.
Репертуар меня устраивает – легкая музыка, лучшее из Моцарта и Штраусов (иду с 9-летним сыном, он учится в музыкалке, Моцарт – любимый композитор), костюмы тоже зрелищные. Наверное, турпродукт, но качественный (сравнивала также с видео аналогичных концертов в Праге).
По крайней мере быть в Вене и не послушать марш Радецкого, когда весь зал хлопает в такт по приглашению дирижера – это большое упущение, имхо. Это как в Лондоне не сходить на мюзикл.
Еще я планирую “Реквием” Моцарта послушать в Карлскирхе, каждую субботу в 19.00.

Ну и так, просто добавлю. Мы ходили у нас в РнД на Штраус-оркестр, нам безумно понравилось.
Брали с собой учительницу из музыкальной школы, та сказала, что концерт был просто великолепный.
Она была в Вене, и сама заслуженный культработник.

Вы можете сходить на экскурсию в Музикферайн вне концертов, есть туры – весьма недорого, 6,5 евро.

Re: Концерты в Вене

Bonjour » 08 май 2017, 15:33

Re: Концерты в Вене

Pixy » 08 май 2017, 19:51

Может быть, я вас неправильно поняла, извините.
Просто мне кажется, не стоит лишать себя шанса послушать энергичные, прекрасные венские польки, вальсы и марши в Вене, пусть даже это туристический аттракцион в некоторой степени (я имею в виду концерт Моцарт-оркестра в Музикферайне).

Насчет “Реквиема” я в курсе, что это заупокойная месса, мы это произведение проходили в 7 классе в школе (кстати, планирующим путешествие в Вену настоятельно советую посмотреть фильм “Амадеус” Милоша Формана, там совершенно потрясающая сцена написания Моцартом “Конфутатиса”, пробрало меня до глубины души, да и сам фильм – просто шедевр. Я никогда не понимала, как композитор может слышать так много разных партий одновременно, этот фильм пролил свет на творческий процесс).

Re: Концерты в Вене

volga_volga » 08 май 2017, 21:45

Re: Концерты в Вене

Manigo » 08 май 2017, 22:00

Re: Концерты в Вене

Pixy » 10 май 2017, 11:24

Я в любом случае остаюсь при своем мнении, в Вене нужно слушать именно австрийских композиторов Даже если тысяча арт-критиков высшего уровня будут утверждать нечто иное.
А еще лучше каждый день слушать всё, что может предложить Вена, чтобы ничего не упустить – марши-вальсы-польки, и уличных, и церковных музыкантов услышать.

И еще очень хочется процитировать слова венцев-современников Штрауса-сына о венском вальсе Winer Blut:

Критик из газеты “Фремден-Блатт” 24 апреля 1873 года, сообщая о представлении, писал, что оно было сыграно “с таким огнём и точностью, что вряд ли кто-нибудь вспомнит исполнение лучше”. Статья продолжалась так: “После этого Иоганн Штраус взошёл на дирижёрский подиум, чтобы представить новейший вальс “Венская кровь”. Мы не согласимся, если кто-то скажет, будто мы перехвалили вальс, причисляя его к лучшим творениям нашего любимого Короля Вальсов. Эта танцевальная пьеса – собрание чистейших венских мотивов, полная мелодии и электрического ритма. По гремящему требованию вальс был повторён.” Обозреватель из “Нового венского листка” 23 апреля 1873 был так же эмоционален, считая, что вальс “Венская кровь” – “один из самых красивых, которые Штраус написал в последние годы. В этих тактах по три четверти, иногда задорных, иногда сентиментальных, течёт свежая, вольная и красная венская кровь.”

Читайте также:
Шоппинг в Вене - интересные места для покупок в магазинах

Венская филармония

Венская филармония (Musikverein) — одна из лучших концертных площадок мира. Её изображение украшает не только фотокарточки туристов, но и золотую инвестиционную монету Австрийского монетного двора номиналом в 100 и 100 000 евро. Побывать в этом заведении мечтает практически каждый любитель симфонической музыки. Причина всемирной известности кроется в выступлениях профессиональных артистов и потрясающей, без преувеличения, акустике.

Неудивительно, что домом для такого учреждения стало здание, построенное в историческом стиле и украшенное барельефами, ионическими колоннами и статуями кариатид. Постройку причисляют к самым красивым концертным сооружениям мира.

Строительство Музикферайна (название здания и венского музыкального сообщества) стало возможным благодаря историческому указу императора Франца-Иосифа. В 1857 году правитель приказал снести городские стены в Вене, чтобы на их месте возвести бульвар Рингштрассе. Архитектурной изюминкой будущей улицы должно было стать здание филармонии. Над его проектом трудился датский специалист Теофил Хансен. Архитектору удалось создать классическую атмосферу для исполнения классических произведений.

В 1911 году ученик Хансена Людвиг Рихтер перестроил здание.

Концерты и афиша филармонии в Вене

В стенах австрийской концертной организации музыка звучит практически каждый день. Однако наибольшей популярностью пользуется новогодний концерт Венского филармонического оркестра.

Традиция проводить это мероприятие берёт своё начало с 1939 года. Первый концерт состоялся накануне Нового года, 31 декабря. В последующие годы событие перенесли на 1 января.

Сейчас программа состоит из трёх частей: подготовительного мероприятия 30 декабря, мероприятия накануне праздника и основного концерта 1 января. Все они абсолютно идентичны, разница лишь в стоимости билетов. Несмотря на высокую цену, желающих посмотреть на исполнение музыкальных произведений воочию, а не по телевизору, немало. Из-за огромного спроса билеты стали распространять с помощью лотереи. Розыгрыш проводится на официальном сайте филармонии почти за год до ожидаемого события. В репертуаре преимущественно значится австрийская музыка XIX–XX веков: вальсы, мазурки, польки, марши. Всего в программе 12 произведений.

К ещё одному сложившемуся обычаю можно отнести и ежегодный концерт Венского филармонического оркестра в летнюю ночь. Проходит не в филармонии, а под открытым небом, в парке у дворца Шёнбрунн. Репертуар меняется год от года.

С афишей учреждения можно ознакомиться на официальном сайте. Составляется практически на год вперёд.

Залы Музикферайна

В 1831 году учреждение располагало залом на 700 человек. В 1870 году к нему прибавилось ещё одно концертное помещение. Сейчас филармония может похвастаться шестью площадками: Большим или Золотым залом, залом Брамса, Стеклянным, Металлическим, Каменным и Деревянным залами.

Центральным элементом здесь выступает орган. Инструмент выполнен производителем Rieger-Orgelbau из австрийского Форарльберга. Это четвёртый орган, который был установлен в здании с момента его открытия. Появился здесь в марте 2011 года.

Ещё одна площадка — зал Брамса. Вмещает до 600 человек.

Бывший камерный концертный зал сегодня используется для торжественных приёмов и называется Gottfried von Eine Saal.

Остальные помещения расположены в подвале здания. Ими Музикферайн обзавёлся в 2004 году в ходе реконструкции. Разработкой проекта занимались местный архитектор Вильгельм Хольцбауэр и его партнёр Дитер Гольцберг. В названиях залов отражены преобладающие материалы: стекло, металл, камень и дерево.

Самым большим из них признан Стеклянный зал, располагающий 380 местами. Из-за соответствия размерам сцены в Золотом зале пространство часто используют для оркестровых репетиций.

В Металлическом зале на 70 человек проходят альтернативные концертные мероприятия.

Конференции, симпозиумы и торжественные мероприятия проводятся в Каменном зале, вместимость которого составляет 60 человек.

В Деревянном зале одновременно может находиться до 50 человек. Отделён от фойе стеклянного зала раздвижной стеной и обеспечивает гибкое пространство, которое можно использовать по-разному.

Одно из помещений заведения отведено под библиотеку Общества любителей музыки. Хранит главную музыкальную коллекцию в мире.

Хороший способ познакомиться с интерьером Музикферайна, кроме посещения концерта — побывать с экскурсией. Туры обычно организовываются каждый день, за исключением воскресенья. Доступны на английском и немецком языках. Запись обязательна.

Оркестр Венской филармонии

Годом образования первого профессионального оркестра в столице Австрийской империи считается 1842. Первый концерт коллектив организовал 28 марта. Мероприятия проводились регулярно до 1847 года. С отъездом из города композитора Отто Николаи в деятельности наступил перерыв. Неизвестно, чем бы закончился 13-летний застой, если бы не оперный режиссёр Карл Экерт. Под его управлением состоялся первый из четырёх абонементных концертов, который и положил начало современной регулярной практике.

Читайте также:
Термальный курорт Langenfeld (Лэнгенфельд) в долине Отцталь (Австрия)

Единственным существенным изменением за всё это время стал переход от одного дирижера на полный сезон абонементных концертов к приглашению различных управляющих оркестром. До 1933 года они выбирались голосованием. Среди приглашённых дирижёров филармонии значатся Карл Бём, Карло Мария Джулини, Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян, Георг Шолти. В этих рядах оказался и наш соотечественник Валерий Гергиев.

Самым выдающимся управляющим и артистам оркестра учреждение вручает награды в виде Золотого кольца и Золотой медали Николаи.

В настоящее время оркестр состоит из 178 человек. Из них три концертмейстера. К костяку коллектива относится 21 исполнитель. В рядах второй скрипки насчитывается 18 музыкантов. Чтобы примкнуть к счастливчикам, нужно три года стажироваться в Венской государственной опере.

Филармония в Вене на панораме Google: вид внутри

Купить билеты в филармонию Вены

Это можно сделать как через официальный сайт учреждения, так и непосредственно в кассах.

С сентября по июнь кассы открыты каждый день, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. Время работы с понедельника по пятницу: с 09:00 до 19:00, перерыв — с 14:00 до 16:00. Также касса открывается за час до начала концерта.

С июля по август можно посетить с понедельника по пятницу с 09:00 до 12:00.

Услуга быстрого бронирования и последующей покупки билетов доступна на официальном сайте учреждения. В этом же разделе можно посмотреть и планы концертных залов. Цены на одно и то же мероприятие могут варьироваться от 8 до 78 евро в зависимости от места. Минимальная планка — 3 евро.

Венская опера, досрочно завершила свой сезон в марте, отменив премьеры: 22 мая «Так поступают все» Моцарта, дирижер Риккардо Мути, режиссер Кьяра Мути; 15 июня «Бал-маскарад» Верди, дирижер Микеле Мариотти, режиссер Йозеф Эрнст Кепплингер; 25 июня вечер балета «Нуреев Гала – 2020» хореография Манюэль Легри, дирижер Кевин Родс. Не успел попрощаться с артистами и зрителями директор Доминик Мейер, контракт которого завершился в конце сезона 2019/2020.

Доминик Мейер родился в 1955 в Эльзасе (Франция) в семье дипломата. Детство провел во Франции и Германии. Его карьера развивалась стремительно, ему удалось проявить себя в разных областях. В 1980–1984 Мейер работал в Министерстве промышленности Франции, где руководил отделами электроники и компьютерной промышленности; участвовал в планировании и создании первой французской фабрики компакт-дисков в Авертоне. С 1984 по 1989 — советник в Министерстве культуры, где отвечал за кино, культурную индустрию и телевидение. В 1991–1993 — советником в кабинете министров Франции по вопросам культуры и коммуникации, молодежи, образования и спорта. Преподавал в Университетах Парижа и Лиона.

Доминик Мейер более 30 лет занимает высокие посты в культурных институциях разных стран. С 1986 по 1988 он был советником президентов Парижской оперы Пьера Вио и Раймона Суби, а с 1989–1990 занимал пост генерального директора Парижской оперы (Palais Garnier и Opéra Bastille). С 1994 по 1999 занимал должность генерального директора Лозаннской оперы. С 1999 до конца сезона 2009/2010 он был генеральным и художественным руководителем Театра на Елисейских полях в Париже.

Одновременно с 1991 по 2007 Мейер — президент, с 2007 —почетный президент балета Анжелена Прельжокажа. С 1995 по 1999 он был членом правления Балета Мориса Бежара в Лозанне и танцевального конкурса Prix de Lausanne, а также членом Совета директоров Лозаннского камерного оркестра.

В 2000-х годах Мейер — президент Французского молодежного оркестра (2001–2010, с 2010 почетный президент). Как менеджер ProQuartet он организовывал концерты камерной музыки и выступления струнных квартетов. Был художественным консультантом Риккардо Мути во время основания оркестра Керубини в Пьяченце.

В 2000–2003 Доминик Мейер был президентом комитета «Телевидение, драма и музыка» в Национальном центре кинематографии Франции, а также автором и режиссером документального фильма Eclats de Voix — Schallende Stimmen («Резонансные голоса») о тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» с участием Пьера Булеза, Патриса Шеро, Джеффри Тэйта.

С 2006 по 2010 работал в Совете фонда Нуреева.

В сентябре 2010 Доминик Мейер был назначен директором Венской государственной оперы.

В настоящее время входит также в Совета директоров Европейской академии музыкального театра (EMA) Венского университета и Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца.

В конце 2016 было объявлено. Что по окончании сезона 2019–2010 Доминик Мейер покинет пост директора Венской оперы. С 1 сентября 2020 его сменит австриец Богдан Рошчич.

Читайте также:
Экскурсионный тур в Вену и Зальцбург

И, хотя нет определенности, когда и как артисты смогут начать репетировать, а слушатели вернутся в зал, новое руководство театра – директор Богдан Рошчич и главный дирижер Филипп Жордан – представили план сезона 2020-2021. Презентация прошла в пустом зале театра, о программе корреспонденту телеканала ORF III рассказал Рошчич, Жордан присоединился по телемосту из Парижа.

Новый директор

Богдан Рошчич пришел из индустрии грамзаписи – его последней должностью было управление студией SonyClassic в Нью-Йорке. Рошчич сменил на этом посту Доминика Мейера, который возглавлял театр с 2010 года. Богдан Рошчич родился в 1964 в Белграде. Ему было 10 лет, когда семья переехала из Белграда в Австрию. Изучал философию и музыковедение в Венском университете. В 1989 защитил диссертацию о Теодоре Адорно, получив докторскую степень. Затем работал журналистом – писал о поп-музыке и медиа в ведущей австрийской газете Die Presse, заведовал отделом медиа и поп-музыки в Kurier. Потом возглавил и переформатировал радио O3 – музыкальную радиостанцию, входящую в телерадиоконцерн ORF. Оттуда ушел в звукозаписывающий бизнес. Сначала возглавил Universal Music Austria, потом стал художественным руководителем Deutsche Grammophon в Гамбурге, затем в Лондоне возглавил важный в мире классической музыки лэйбл DECCA и оттуда в 2009 году переехал в Нью-Йорк уже в качестве главы Sony Masterworks, включающей классическое направление.

Объявляя о назначении Рошчича на пост директора Венской оперы, министр культуры Австрии Томас Дрозда заявил, что этот выбор призван обозначить «взгляд в будущее» для театра, являющегося «главным институтом австрийского культурного ландшафта».

Концепция развития театра, которую Рошчич представил на конкурс, как сообщает австрийское информационное агентство APA, называлась «Вперед к Малеру». В 2022 году Рошчич собирается широко отмечать 125-летие вступления выдающегося композитора, дирижера и реформатора музыкального театра Густава Малера в должность директора Венской оперы.

Говоря о планах на сезон 2020-2021, Рошчич подчеркнул, что его задача «разом обновить наиболее исполняемый репертуар – и музыкально, и сценически». В планах на пять лет – на этот срок назначаются директора Венской оперы – он собирается каждый сезон делать премьеру одной оперы Моцарта, одной оперы Вагнера и одной оперы XX-XXI веков.

Художественное руководство

Первым новшеством станет появление в театре главного дирижера и музыкального руководителя («Generalmusikdirektor»). У Венской государственной оперы не было официального музыкального руководителя с 2014 года, когда в отставку с этого поста ушел Франц Вельзер-Мёст. С тех пор Доминик Мейер единолично руководил всеми сторонами деятельности театра. В новом сезоне главным дирижером и музыкальным руководителем театра станет швейцарец Филипп Жордан, который ранее занимал аналогичный пост в Парижской опере и возглавлял Венский симфонический оркестр.

Как сказал сам Жордан во время презентации сезона, основное направление их совместной с Рошчичем работы – создание «моцартовского ансамбля». Ожидается, что в последующие годы Барри Коски поставит на венской сцене весь «цикл Да Понте»: «Свадьбу Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуана», а певцы, которые соберутся в театре уже в этом сезоне, станут в дальнейшем частью этого ансамбля.

Новый руководитель в этом сезоне появится и у балетной труппы. Им станет швейцарский хореограф Мартин Шлепфер, в прошлом художественный руководитель балетной труппы Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе, сменивший Мануэля Легри, руководившего Венский государственным балетом с 2010 года.

Грядут перемены

Новое руководство театра сильно сократило и обновило постоянную труппу театра, а также учредило молодежную программу. Из более тысячи соискателей выбрали двенадцать участников, с которыми заключили контракты на два года.

Отказавшись от детской сцены в подвальном театре на соседней улице, Венская опера поставит два спектакля для детей в здании на Рингштрассе. Это «Севильский цирюльник для детей» на основной сцене и детская версия «Похищения из сераля», которая будет происходить в формате променада на лестнице и в разных фойе театра. Ни одна из прежних детских опер не осталась в репертуаре.

В программе сезона появились дни, иногда и несколько в месяц, с пометкой «Закрыто на репетиции». Недостаток оркестровых и сценических репетиций был постоянной бедой театра при прежнем директоре, когда игрались 280 спектаклей за 300 дней сезона. Возможно, введение репетиционных дней – часть установки нового руководства театра на повышение качества.

«Мне никогда не нравилась идея оценивать такой институт, как Венская опера, по заполняемости зала, – сказал во время презентации Богдан Рошчич, заочно полемизируя со своим предшественником Мейером, который гордился тем, что зал был всегда заполнен. – Венская опера существует для того, чтобы быть великолепной, чтобы предлагать переживания абсолютно высшего уровня, которые никто больше предложить не может и без которых жизнь была бы бедной. А если вы это сделаете, то и зал у вас будет битком».

Читайте также:
Термальный курорт Bad Sauerbrunn в Австрии рядом с Веной
Сезон 2020-2021

На будущий сезон театр запланировал десять премьер, из которых только два спектакля будут абсолютно новыми. В их числе новый «Парсифаль» в постановке Кирилла Серебренникова в апреле 2021 года, который придет на смену относительно новой постановке Алвиса Херманиса, идущей в Вене с 2017. К ним добавятся две копродукции и шесть переносов на венскую сцену нашумевших за минувшее двадцатилетие радикальных произведений «режиссерской оперы»: «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова 2006 года из Большого театра, «Кармен» Каликсто Биейто, поставленный уже на 29 сценах мира, и «Макбет» Барри Коски из Цюриха. Кроме того, будут возобновлены две старые постановки Венской оперы – «Свадьба Фигаро» Жана-Пьера Поннеля и «Электра» Гарри Купфера. Балетных премьер в сезоне всего две, обе в постановке нового руководителя Венского балета Мартина Шлепфера.

Сезон откроется 7 сентября 2020 года премьерой «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Режиссеры – Энтони Мингелла и Кэролайн Чоа. Дирижер – Филипп Жордан. Главную роль исполнит Асмик Григорян. Этот спектакль – копродукция Венской оперы, Метрополитен-оперы, Английской и Литовской национальных опер.

На следующий день, 8 сентября, будет показана «Электра» Рихарда Штрауса в восстановленной режиссуре Гарри Купфера, за пульт встанет бывший музыкальный руководитель Венской оперы Франц-Вельзер Мёст.

12 октября «Похищение из Сераля» Моцарта, опера, которая не шла в Вене с 200 года, будет перенесена из Штутгарта режиссером Хансом Нойенфельсом. Дирижер – Антонелло Манакорда.

25 октября состоится премьера «Евгения Онегина» Чайковского в нашумевшей постановке Дмитрия Чернякова, созданной в 2006 для Большого театра. Дирижер – Томаш Ганус. В ролях: Тамуна Гочашвили (Татьяна), Анна Горячева (Ольга), Андре Шюн (Евгений Онегин), Богдан Волков (Ленский) и Дмитрий Иващенко (Князь Гремин).

24 ноября запланирована первая балетная премьера сезона – «Mahler, Live». Программа включает в себя два балета: «Live» на музыку Листа в хореографии Ханса ван Манена и «4» на музыку Малера в постановке Мартина Шлепфера.

13 декабря будет показан первая из обещанных Рошчичем современных опер – «Преданное море» Ханса Вернера Хенце, по роману Юкио Мисима «Моряк, который разлюбил море». Режиссеры Йосси Вилер и Серджио Морабито, дирижер – Симона Янг.

6 февраля 2021 года – «Кармен» Бизе в ставшей уже классикой современной оперной сцены постановке Каликсто Биейто, спектакль-копродукция Венской оперы, Сан-Францисского оперного театра и Бостонской Лирической оперы. Дирижер – Андрес-Ороско-Эстрада. В главных партиях Анита Рачвелишвили и Чарльз Кастроново.

4 марта копродукция «Травиата» Верди в постановке Саймона Стоуна. Молодой режиссер прошлым летом удивил Зальцбург своей «Медеей», а эту версию «Травиаты» с южноафриканской сопрано Претти Йенде он поставил в Париже прошлой осенью (спектакль транслировался в России в проекте OperaHD). Дирижер – Джакомо Сагрипанти.

1 апреля 2021 года состоится главное событие – премьера «Парсифаля» Рихарда Вагнера в новой версии Кирилла Серебренникова. Режиссер выступит не только в роли постановщика, но и сценографа и художника по костюмам. Дирижер постановки – Филипп Жордан. В главных партиях звездный состав: Людовик Тезье (Амфортас), Йонас Кауфман (Парсифаль), Элина Гаранча (Кундри).

23 апреля – «Фауст» Шарля Гуно, копродукция Венской оперы и Штутгартского оперного театра. Режиссер – Франк Кастроф, дирижер – Бертран де Бийи.

22 мая – «Коронация Поппеи» Монтеверди в постановке Яна Лауэрса, которую публика помнит по Зальцбургскому фестивалю 2018 года. Дирижировать будет Пабло Эрас-Касадо.

Завершится парад оперных премьер 10 июня 2021 года оперой «Макбет» Верди в постановке Барри Коски. Дирижер – Филипп Жордан. Партию Леди Макбет исполнит Анна Нетребко.

26 июня балетная премьера – вечер одноактных балетов «Tänze Bilder Sinfonien» («Танцевальные картинки симфоний»). Публика увидит «Симфонию в трех частях» на музыку Стравинского в хореографии Джорджа Баланчина, «Картинки с выставки» Мусоргского в постановке Алексея Ратманского и мировую премьеру балета Мартина Шлепфера «Симфония №15» на музыку Шостаковича.

Церковные концерты

Собор святого Стефана, церковь святого Карла и многие другие священные места регулярно становятся местом проведения разнообразных концертов. Классические произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена и Вивальди в торжественных священных помещениях звучат столь же восхитительно, как и песни, хоровая и фортепианная музыка, концерты для трубы. Необычное предложение: оперные представления в крипте или Новая музыка в старых стенах.

Концерты в венских церквях включают в себя не только церковные произведения, такие как «Реквием» Моцарта, но и исключительно светскую программу, например, «Четыре времени года» Вивальди или адаптированные оперы. Особое удовольствие церковные концерты доставляют летом, так как внутри памятников архитектуры царит прохладная, легкая атмосфера. Здесь приведена небольшая выборка – актуальную программу всех концертов классической музыки вы найдете с помощью нашего поиска мероприятий.

Читайте также:
Экскурсионная программа по Австрии с катанием на Леднике Пицталь (Тироль)

Собор святого Стефана

В одной из известнейших достопримечательностей Вены, соборе святого Стефана, с июля по начало октября в рамках летних концертов в соборе по субботам звучат «Четыре времени года» Вивальди. Часовые концерты исполняет ансамбль «Венский императорский квартет». Перед Рождеством начинается серия адвентных концертов. В день и час смерти Моцарта, 4 декабря около полуночи, в его честь будет звучать написанный им «Реквием».

Июнь – октябрь: летние концерты в соборе: Вивальди. декабрь: адвентные концерты. 4 декабря: «Реквием» Моцарта. www.kunstkultur.com

Церковь святого Карла

В роскошной барочной церкви святого Карла музыкальный коллектив Ensemble 1756 исполняет «Четыре времени года» Вивальди на клавесине и других исторических инструментах (большое фото вверху). Антонио Вивальди был похоронен в 1741 году всего в нескольких метрах от церкви святого Карла. В рамках второй программы звучит «Реквием» Моцарта в исполнении 40 музыкантов – в звучании и интерпретации, соответствующей времени жизни Моцарта.

Круглый год, несколько раз в неделю (перерыв весной). www.konzert-wien.info

Церковь святого Петра

Музыкальная программа в барочной церкви святого Петра, расположенной в самом сердце Вены, чрезвычайно плотна и разнообразна – в нее входят как ежедневные бесплатные концерты органной музыки, так и выступления хоров со всего мира. Несколько раз в неделю выступает оркестр «Classic Ensemble Vienna» с программой, включающей в себя произведения Моцарта, Бетховена, Баха и Вивальди. В старинных сводах глубоко под центральным нефом регулярно проводятся концерты «Опера в крипте». По субботам и воскресеньям здесь звучат сонаты Вольфганга Амадея Моцарта для фортепиано.

Венский хор мальчиков в Хофбургской часовне

По воскресеньям Венская придворная капелла проводит священные мессы в часовне Хофбурга. Ансамбль состоит из Венского хора мальчиков, членов Венского филармонического оркестра, а также мужского хора Венской Государственной оперы и певческой школы Венской придворной капеллы. В рамках концертов звучат музыкальные мессы великих мастеров: Монтеверди, Сальери, Моцарта, Гайдна, Шуберта и Брукнера.

С середины сентября по конец июня: каждое воскресенье в 9 часов 15 минут. Бронирование мест для сидения обязательно. www.hofmusikkapelle.gv.at

Церковь Миноритов

Церковь Миноритов относится к числу старейших архитектурных сооружений Вены: строительство римско-католической зальной церкви было завершено в 1350 году. Здесь регулярно выступают члены знаменитого Венского камерного оркестра: струнный квартет в сопровождении сольной скрипки. В разнообразной программе представлены произведения Моцарта, Гайдна, Массне и Вивальди.

Церковь святой Анны

Церковь святой Анны является примером красоты и игривости стиля барокко и представляет собой благородный фон для концертов классической музыки, проходящих здесь несколько раз в неделю. В программе концертов – камерные произведения Моцарта, Шуберта и Бетховена. В некоторые дни концерты исполняют на исторических инструментах – советуем не пропустить.

Церковь святого Рупрехта

Старинная музыка звучит и в самой старой церки Вены: разнообразную музыку, охватывающую эпохи от средневековья до романтизма можно послушать в оригинальном звучании в церкви святого Рупрехта с июня по октябрь, большей частью по понедельникам и вторникам. Жемчужина романской архитектуры, построенная в VIII веке, расположена на территории античной Виндабоны недалеко от площади Шведенплац.

Церковь Шуберта

В рамках серии летних концертов солисты и ансамбли камерной музыки по вторникам наполняют прохладное помещение барочной «церкви Шуберта» Лихтенталь великолепными звуками музыки разных эпох, от барокко до модерна. В месте, где в 1797 году был крещен Франц Шуберт, где он пел и музицировал, можно встретить, прежде всего, венскую публику. Весной церковь становится местом проведения фестиваля Шуберта, а в некоторые дни здесь звучит орган Шуберта – современный орган в оригинальном корпусе 1774 года. Во время «Органной осени» концерты проходят cубботний вечер.

Июль, август: летние концерты. Фестиваль Шуберта в Вене: каждый год в мае. октября: «Органная осень» www.schubertkirche.at

Мальтийская церковь

Настоящее музыкальное наслаждение дарят часовые концерты классической музыки с органом и трубой в Мальтийской церкви, расположенной прямо на улице Кертнер Штрассе. Программа включает в себя произведения Генделя, Моцарта и Баха, а также венские классические произведения Шуберта и Гайдна.

«Sound of Trumpet»: Пасха, май, июль, август, октябрь. «Christmas Trumpet»: декабрь. «New Year’s Trumpet». www.wienkonzert.at

Францисканская церковь

Знакомство с органом: во время презентации органа, проходящей каждую пятницу, посетители могут вблизи осмотреть созданный в 1642 году роскошный орган Вёкхерля – старейший орган Вены – и послушать музыку, написанную во времена его создания. Совет: ежегодный фестиваль органной музыки «Quintessenz», проходящий каждый может/июнь.

Читайте также:
Церкви и монастыри в Вене – православные и католические

Церковь святого Михаила

В церкви святого Михаила в центре Вены звучит произведение «Четыре времени года» Антонио Вивальди – парабола о жизни и смерти. Здесь также исполняют те части «Реквиема» Моцарта в квартетном исполнении, которые 10 декабря 1791 года впервые прозвучали в церкви святого Михаила во время панихиды по случаю смерти Моцарта.

Июнь – октябрь (пт.): Антонио Вивальди «Четыре времени года», www.kunstkultur.com

Церковь Капуцинов

Необычные мелодии в церкви: захватывающая смесь известной органной музыки, произведений поп-музыки и дуэтов с трубачом звучит во время концерта для органа и трубы в церкви Капуцинов. Эта церковь известна склепом Капуцинов, в течение многих столетий служившим в качестве места захоронения Габсбургов. Ее скромное внутреннее убранство одновременно является и ее триумфом – посетители в восторге от деревянной отделки.

Традиционный Новогодний концерт прошел в этом году без публики

Впрочем, в прошедшем 2020 году Риккардо Мути играл не один концерт в пустом зале, в том числе, и ноябрьские концерты в Театре Алигьери в Равенне с Молодежным оркестром Луиджи Керубини, которые транслировались в прямом эфире на сайте “Российской газеты”.

В новогодней программе Венских филармоников Риккардо Мути вышел в шестой раз (до этого он выступал с этими концертами 1 января 1993, 1997, 2000, 2004, 2018 годов). С этим оркестром маэстро Мути выступает уже 50 лет, с 1971 года, когда он впервые играл с ними на знаменитом Зальцбургском фестивале, возглавляемом в те годы Гербертом фон Караяном. Отношения с венцами у Риккардо Мути особенные, он даже награжден почетной наградой – золотой медалью основателя оркестра Отто Николаи.

В этом году, невзирая на пустой зал и виртуальные аплодисменты публики, которую можно было увидеть в трансляции канала “Культура” в зумовских “окошечках”, энергетика и мощный эмоциональный накал, так же, как и лаконичная, точная по технике манера дирижирования Мути, создали атмосферу того венского музыкального праздника, к которому столица Австрии за многие годы приучила миллионы людей на земле. Согласно статистике, уже десять лет назад концерт в прямой трансляции смотрели в 72-х странах мира.

Как известно, этот концерт проводится в Вене с 31 декабря 1939 года, и у истоков этой традиции находились в свое время немецкие национал-социалисты. Многие годы спустя сформировался музыкальный венский ритуал отмечать Новый год тремя одинаковыми по программе концертами (30 и 31 декабря и 1 января). Билеты на эти концерты достать очень сложно, они разыгрываются по специальной лотерее почти за год до самого концерта. Но с того момента, как стали проводиться прямые трансляции концерта 1 января ( с 1959 года), аудитория его увеличилась до 50-ти и более миллионов. Для украшения зала и сцены, как и заведено по традиции, были использованы и в этом году живые цветы. Прежде они поставлялись итальянским городом Сан-Ремо, но уже в восьмой раз Золотой зал украшается цветами, выращенными в Австрии.

В традициях же музыкальной программы новогоднего концерта – легкая музыка: венские вальсы, польки, мазурки, марши клана Штраусов: двух Иоганнов – отца и сына, а также Йозефа и Эдуарда Штраусов, исполняется также музыка Моцарта, Отто Николаи, Франца фон Зуппе и других). В концерте обычно звучат 12 произведений с перерывом, во время которого телевидение показывает культурное путешествие в провинцию Австрии, а также балетные номера, специально поставленные для этого концерта. На этот раз балетных номеров в концерте не было. Но все двенадцать номеров основной программы и три коронных обязательных “биса” – полька и вальс Штрауса-сына “На прекрасном голубом Дунае” и “Марш Радецкого” Штрауса-отца, прозвучали в отточенном исполнении Венского оркестра с великолепным Риккардо Мути: правда, с вынужденным нарушением традиции – маэстро не имел возможности повернуться лицом к публике и дирижировать аплодисментами, которыми весь зал обычно отбивает такт “Марша Радецкого”. Хочется надеяться, что в новом, 2021 году публика сможет вернуться в свой любимый Золотой зал Музикферрайн, традиции будут восстановлены телеаудитория из десятков стран мира сможет почувствовать ту особую, живую радость зала, энергией которой любители музыки заряжаются на весь год.

Штраус и Моцарт в Венском Курсалоне. Концерт & ужин в самом стильном салоне столицы

Сегодня Курсалон особенно популярен среди гостей Вены. Вы тоже можете посетить великолепный концерт классической музыки! Вы увидите выступления артистов балета, услышите виртуозную игру музыкантов оркестра «Альт Вин» и лучших солистов оперы. Вечер будет наполнен истинным венским шармом, атмосферой прославленной музыкальной столицы Европы.

Венский Курсалон (Kursalon Wien)

Читайте также:
Художественно-исторический музей Вены, как добраться

Знаменитый Венский Курсалон (Kursalon Wien) находится в Городском парке (Stadtpark) австрийской столицы. Красивая терраса ренессансного здания выходит прямо в парк и органично смотрится на фоне подстриженных кустов и ухоженной зелени. В этом парке можно увидеть то самое место, где Штраус когда-то играл с оркестром на первой скрипке. Здесь Вы найдёте замечательные скульптуры и знаменитые «Цветочные Часы».

Помпезный и аристократичный облик Курсалона великолепно вписывается в парковый ландшафт. Это прекрасное здание в лучших традициях итальянского Возрождения было построено архитектором Иоганном Гарбеном в 1865-67 гг., по заказу властей Вены. С тех пор Курсалон считается одним из центров венской музыкальной культуры и светской жизни.

Венский Курсалон

Венский Курсалон (Kursalon Wien)

Сегодня Курсалон особенно популярен среди гостей Вены. Вы тоже можете посетить великолепный концерт классической музыки в Курсалоне! Вас встретят вальсы Иоганна Штрауса и мелодии Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении знаменитого салонного оркестра. Весь вечер будут звучать лирические и зажигательные композиции. Вы увидите выступления артистов балета, услышите виртуозную игру музыкантов оркестра «Альт Вин» и лучших солистов оперы. Будут исполнены замечательные вальсы и польки, дуэты и соло, арии из опер и фрагменты из оперетт. Танцоры балета оживят действие и дополнят танцем великолепную музыку. Этот концерт станет для Вас настоящим путешествием во времени. Вы сможете погрузиться в атмосферу старинной Вены. Вечер будет наполнен истинным венским шармом, атмосферой прославленной музыкальной столицы Европы.

Концерт & ужин

Великолепие классической музыки в Курсалоне можно слышать ежедневно. Для тех гостей, которые хотят насладиться музыкальным представлением и традиционной венской кухней – специальное предложение «Концерт & ужин». Самые изысканные блюда из свежих местных продуктов приготовит для Вас шеф-повар в ресторане «Иоганн» (Cafe Restaurant Johann). Вы будете наслаждаться прекрасным концертом Штрауса и Моцарта в Ланнер-зале, сможете оценить вкусный ужин и отличный сервис самого стильного заведения Вены.

Концерты в Курсалоне проводятся каждый день. Начало музыкальных представлений в 20:15.

Программа концертов Венского оркестра Моцарта на этот сезон в Вене

  • Поддержите наш сайт →

«Maggio Musicale Fiorentino» — в Москве, «Anna Bolena» — в Вене!

Активизация Года Италии в России и России в Италии, коим, по соглашению между двумя странами, официально провозглашен 2011 год, пришлась на конец марта – начало апреля. И наиболее значимым «рамочным» событием этого периода из числа мероприятий, состоявшихся в Москве, стали гастроли итальянского оркестра «Mаджо Музикале Фьорентино» (один раз можем и позволить себе снять кальку с итальянского написания этого названия). С середины 80-х годов прошлого века оркестр бессменно возглавляет Зубин Мета. На протяжении двух вечеров подряд, 4 и 5 апреля, в исполнении этого известного симфонического коллектива под руководством не менее известного маэстро на сцене Концертного зала имени Чайковского звучала музыка Верди, Бетховена, Бартока (первая программа) и снова Верди, Моцарта, Малера (вторая программа). На следующий день удача улыбнулась и Петербургу: единственный концерт знаменитого флорентийского оркестра состоялся и в Большом зале филармонии, а его программа, включив в себя репертуар Малера и Бартока, стала своеобразным дайджестом двух московских вечеров.

Так случилось, что в организации московских гастролей оркестра наметилось некое «ведомственное двоевластие». Первый вечер позиционировался по линии Московской филармонии, ибо был концертом в рамках его абонемента № 23 «Солист Денис Мацуев» (он исполнил Фортепианный концерт № 3 Бетховена). Второй вечер, как и концерт в Петербурге, состоялся однозначно уже по линии II Международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Москве, на этот раз границы Москвы явно перешагнувшего. Фестиваль, который прошел в столице с 27 марта по 5 апреля, был организован Фондом культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича, председателем которого является Ольга Ростропович. Она же – идейный вдохновитель и художественный руководитель этого интернационального музыкального смотра, фестиваля памяти своего отца.

Однако – надо же так совпасть! – именно на 5 апреля в кинотеатре «Художественный» (начало в 21.00 по московскому времени) была запланирована прямая трансляция новой постановки «Анны Болейн» со сцены Венской государственной оперы: в партии Анны Болейн – Анна Нетребко! Ставка была слишком высока, но благоразумие настойчиво мне подсказывало, что дистанционные, а поэтому «виртуальные», музыкальные впечатления просто не могли конкурировать с живым восприятием «здесь и сейчас». И всё же изрядно «поскучав» во второй день на «Юпитере» (Симфонии № 41 Моцарта) в исполнении итальянских музыкантов, я почти убедил себя в том, что если и с Симфонией № 1 Малера приключится подобный «казус», то пойду лучше… в Венскую оперу! Но после антракта оркестрантов словно подменили – и они выдали такого потрясающего, такого поистине безупречного во всех отношениях «Титана», что уйти с него было бы просто непростительным легкомыслием, так что в Венскую оперу я попал уже после концерта и подоспел только к середине терцета первого акта с участием Анны, Генриха и Перси (того самого терцета, который предваряет арию Сметона в будуаре Анны из следующей картины). Понятно, что данная прямая трансляция абсолютно никакого отношения к Году Италии в России не имела, однако в итальянскую тему невольно – причем, очень удачно – всё же вписалась. Попробуем ненадолго погрузиться в нее и мы.

Читайте также:
Туристические новости по Австрии

«Флорентийский музыкальный май» — это и оркестр, и театр, и фестиваль…

Прежде всего хочется сказать, что, говоря по-русски «Флорентийский музыкальный май», мы совершенно не отдаем себе отчета, что смешиваем в этом определении сразу три понятия. Первое, исходное – это фестиваль «Флорентийский музыкальный май», основанный в 1933 году итальянским дирижером Витторио Гуи. Второе, приобретенное вскоре после этого и наиболее сейчас употребительное, – это название флорентийского Teatro Comunale – основной фестивальной площадки, имеющей кроме этого и обычные для музыкальных театров Италии оперные сезоны (сам же фестиваль, как видно из его названия проводится в мае, хотя отдельные его мероприятия могут захватывать и конец апреля, и начало июня). Вот и говорят поэтому обычно не Teatro Comunale, а Teatro del Maggio Musicale Fiorentino. И, наконец, третье, непосредственно связанное со вторым, – это оркестр театра и фестиваля, ибо формулировка «Orchestra del Maggio Musicale Fiorentino» однозначно подразумевает и то, и другое.

Безусловно, нынешние московские гастроли оркестра «Maggio Musicale Fiorentino» стали впечатляющим апофеозом фестивальной программы, однако не всё в дирижерских трактовках и игре музыкантов было воспринято одинаково «на ура». Зубин Мета, вообще, – частый гость в России, но мои личные впечатления о нем как о симфоническом дирижере впервые датируются 2002 годом, когда на сцене Большого зала Московской консерватории он исполнил с Израильским филармоническим оркестром Фортепианный концерт № 5 Бетховена (солист – Михаил Плетнев) и Симфонию № 1 Малера. Затем маэстро пожаловал в Россию на следующий год уже с «Maggio Musicale Fiorentino» (в Год Италии в России и России в Италии уместно будет вспомнить, что в 2003 году гастроли этого оркестра состоялись в рамках проводившегося в то время Фестиваля итальянского искусства в России). Тогда в двух концертах, опять же, в Большом зале консерватории, прозвучали сочинения Бетховена, Брамса, Стравинского и Римского-Корсакова. От нынешнего визита прошлый приезд Зубина Меты в Россию отделяют почти пять лет: 3 июня 2006 года, на этот раз снова с Израильским филармоническим оркестром, маэстро открывал Первый фестиваль симфонических оркестров мира в Москве – и забыть его поистине фантастическую интерпретацию «Фантастической симфонии» Берлиоза до сих пор невозможно!

Однако, сравнивая его «московского» Малера девятилетней давности от израильских «филармоников» и Малера образца этого года от флорентийских «маджиков», понимаешь, что нынешнее исполнение претендует на самое настоящее творческое откровение. И дело здесь даже не в том, в 2002 году Зубин Мета обратился к окончательной четырехчастной редакции малеровской Симфонии № 1 (версии 1894 года), а в 2011-м сыграл ее оригинальную пятичастную версию (премьера этой редакции состоялась в Будапеште под управлением автора в 1889 году). Дело здесь – в принципиально другом качестве исполнения. Итальянские оркестры вообще очень непредсказуемы и нестабильны. И в этот приезд, особенно на репертуаре Моцарта (упомянутой Симфонии № 41 и увертюре к опере «Свадьба Фигаро», сыгранной в качестве первого биса в первый день) и отчасти на репертуаре Верди (увертюрах к операм «Сила судьбы» и «Сицилийская вечерня») явно и постоянно обнаруживалась чрезмерно широкая база оркестрового звучания: именно для исполняемого репертуара это неожиданное симфоническое вибрато оказывалось весьма критичным, и именно поэтому приезд флорентийских оркестрантов в 2003 году лично для меня не оставил сколько-нибудь памятной «засечки на сердце», хотя, наверное, эту «неожиданность» и нынешних гастролей можно было предвидеть.

В прошлом году на фестивале «Флорентийский музыкальный май» я имел подлинное счастье услышать и увидеть «Женщину без тени» Рихарда Штрауса. Это была новая фестивальная постановка, а ее оркестр под управлением Зубина Меты оказался настолько динамичным и ярким, что звучал практически, как набат, но при этом не обнаруживал ни жесткости, ни разбалансировки, ни «зашкаливания»: «рихардштраусовская» музыкальная стилистика оказалась весьма благодатной как для «укрощения» итальянского темперамента оркестрантов, так и для высшего проявления философичности и глубины симфонического мышления дирижера. С легким и изящным Моцартом этот номер на сей раз не прошел, что же касается Верди, то исполнения обеих увертюр отличались неповоротливой академичной тяжеловесностью, явно замедленными темпами (особенно в «Силе судьбы») и отсутствием того самого «вердиевского драйва», который из области рационального мог бы увести в паренье психологически чувственного, подсознательного.

Читайте также:
Регион Форарльберг (Vorarlberg) в Австрии – основные достопримечательности

Однако некий избирательный «нестрой» в оркестре абсолютно не сказался ни на «классическом романтизме» 3-го концерта Бетховена, ни на «позднем романтизме» 1-й симфонии Малера, ни на «инструментально-ориентированном» симфонизме «Концерта для оркестра» Бартока (1943). Трудно не согласиться со сказанным Денисом Мацуевым, блестяще солировавшим в Концерте Бетховена, что оркестровый аккомпанемент Зубина Меты был «не просто аккомпанементом, а отдельной симфонией». И это сполна могла ощутить публика, ведь именно хрестоматийный и «до боли знакомый всем» Третий концерт венского классика и стал кульминацией первого дня. Это была музыка для души, музыка для романтического отдохновения, музыка для сердца: в сочетании виртуозности и романтической образности интерпретации солиста с подлинным глубинным симфонизмом оркестрового аккомпанемента ее исполнение и снискало свой подлинный триумф! В качестве бисов, Денис Мацуев, к большому энтузиазму публики, исполнил Скерцо из Третьей сонаты Бетховена и Этюд ре-диез минор Скрябина (соч. 8, № 12). На контрасте с Бетховеном «Концерт для оркестра» Бартока предстал музыкой рационального рассудка и инструментального гурманства, отчасти бесшабашной, отчасти иронично-пародийной, отчасти взрывной, отчасти меланхоличной… И всё же в интерпретации Зубина Меты была своя особая иррациональная прелесть, был особый нерв, который уверенно и неустанно держал в неослабном и заинтересованном напряжении слушательское внимание на протяжение всех пяти частей этого опуса Бартока.

Поскольку мы начали с Малера и его исполнение стало изюминкой не только второго дня, но, пожалуй, и нынешних гастролей оркестра в целом, то Малером, соблюдая форму музыкального рондо, мы и закончим. Общеизвестно, что главное отличие между четырех- и пятичастной редакциями заключено в том, что из первоначальной пятичастной композиции Малером была исключена вторая часть Andante allegretto под названием «Blumine» («Цветник»), и что, строго говоря, название «Титан» было предписано им именно первой редакции в пяти частях. Известны, в частности, гамбургское (1893) и веймарское (1894) авторские исполнения этого сочинения под названием «Titan, eine Tondichtung in Symphonie-form» («Титан, музыкальная композиция в форме симфонии»), но после веймарского исполнения идея пятичастного опуса композитором была окончательно отвергнута. В редакции 1894 года Малер снял общее название произведения и заменил программные названия частей обозначениями темпов на немецком языке. Впервые как Симфония № 1 ре мажор сочинение было исполнено автором в Берлине в 1896 году, а в 1899-м там же впервые была издана ее партитура. По-видимому, Зубину Мете в данном случае нужен был именно «Титан», над партитурой которого Малер «титанически» работал с 1884-го по 1888 год, ибо участие оркестра «Maggio Musicale Fiorentino» в Международном фестивале Мстислава Ростроповича в Москве – это дань памяти и уважения подлинному музыкальному титану XX века. И первая редакция 1-й симфонии Малера (1889) не замедлила стать восхитительным и грандиозным музыкальным приношением, интерпретация которого была выдержана оркестром и дирижером в лучших традициях западноевропейского качества исполнения.

Венская «Анна Болейн» — это и бельканто, и радость, и сомнение…

Что исполнялось на бис 5 апреля, я узнал от своих коллег на следующий день, так как сразу после окончания 1-й симфонии Малера помчался в «Художественный». Это было интермеццо из оперы Масканьи «Сельская честь». Но я забыл сказать о втором бисе первого дня, который я слушал и который доставил мне несравненно больше удовольствия, чем увертюра к моцартовской «Свадьбе Фигаро». Это было интермеццо из оперы Пуччини «Манон Леско». Итак, что касается оперы, то в наших заметках фигурировали и Моцарт, и Верди, и Пуччини с Масканьи, так что Доницетти нам, как говорится, только и не хватало… Единственным, что побудило меня немедленно сменить место в Концертном зале имени Чайковского на кресло в кинотеатре, было желание окунуться в атмосферу живого спектакля, на этот раз – в атмосферу событий, происходивших «там и сейчас», ведь буквально за последнее время из-за проблем с зоной спутникового покрытия в Москве отменились две прямые кинотрансляции из «Ла Скала» («Сельская честь» с «Паяцами» и, совсем недавно, «Волшебная флейта»). До нынешнего прецедента Петербургу везло значительно больше: там сигнал проходил всегда. Но теперь, кажется, кинокомпании «Невафильм» удалось решить эту техническую проблему, хотя досадные помехи сигнала всё же имели место. Но согласитесь, это в любом случае лучше, чем ничего. Понятно, что стремление автора этих строк уделить место «Анне Болейн» Доницетти на сцене Венской оперы, естественно, не может претендовать даже на кинорецензию, ибо для этого надо было бы честно приходить к началу трансляции, однако кое-какие конспективные «мысли по поводу» всё же напрашиваются – и в первую очередь нас будет интересовать, если не ошибаюсь, дебют Анны Нетребко в партии Анны Болейн.

Читайте также:
Фестиваль уличного искусства Pflasterspektakel в Линце (Верхняя Австрия)

Премьера новой постановки «Анны Болейн» в Венской опере состоялась 2 апреля, а прямая трансляция велась со второго спектакля. Спектакль режиссера Эрика Дженовезе (Eric Génovèse) радует, прежде всего, постановочной толерантностью к традициям оперного театра: его мизансцены точны, классически выразительны и психологически эффектны. Хотя сценография Жака Габела (Jacques Gabel), с точки зрения временной и пространственной локализации оперного сюжета, совершенно абстрактна и практически бессодержательна, она хороша тем, что ее мрачный аскетизм абсолютно не мешает музыке! А по-настоящему сильное место спектакля – потрясающие костюмы Клэр Стернберг (Claire Sternberg) и Луизы Спинателли (Luisa Spinatelli), иногда условно-театральные, а иногда – просто изумительно стилизованные «под эпоху». Надо всем этим, а также над солистами и великолепным хором Венской оперы возвышается фигура малоизвестного у нас в стране, но достаточно «культового» оперного дирижера Эвелино Пидó (Evelino Pidò). Я, конечно, видел и слышал немногим более половины спектакля, но можно сказать с уверенностью, его дирижерская трактовка впечатляет продуманностью, зрелостью и оправданностью дирижерского посыла, распределением психологических акцентов и драматических кульминаций. Однако протагонистка этой постановки Анна Нетребко, на мой взгляд, – единственная, кто не идет за дирижером, а поет так, как ей удобно и как ей видится это самой, явно оставаясь в стороне от тропинки истинно итальянского бельканто, отыскать которую суждено немногим. Но зато в актерском плане наша соотечественница, а ныне еще и подданная Австрии, весьма и весьма хороша: ослепительно красива, статна, фактурна, притягательно трогательна, правда, царственности в образе ее героини явно недостаточно.

Это тот самый случай, когда русская Анна Болейн порождает псевдостиль русского бельканто: чересчур укрупняя голос, певица с большим трудом «идет наверх», что в партии подобного рода не только неприемлемо стилистически, но и очень чревато последствиями для самого голоса. Методично наполняясь красками forte, он очень неуверенно звучит «на середине», а в нижнем регистре просто входит в беззвучный вокальный ступор. Проблемы «середины и низов» особенно ощущаются в быстрых пассажах. В знаменитой арии «Al dolce guidami castel natio» финальной сцены певица неимоверно старательна, но, чтобы приблизиться к подлинной стилистке бельканто, над тончайшей кантиленой и филировкой звука ей предстоит еще много и много работать. Финальная «стретта» Анны Болейн «зацепляет» не своей вокальной составляющей, а лишь драматическим пафосом исполнительницы-актрисы, поэтому овации зрительного зала ей абсолютно гарантированы. Что ни говори, а всё-таки приятно, что наших артистов так горячо любят за рубежом: по всей видимости, патриотические чувства не угасли и у автора этих строк, несмотря даже на то, что мы живем в эпоху тотальной глобализации и всесильного артистического менеджмента, вовлекающего всё новые и новые звезды в орбиту международного оперного бизнеса. Главное – «попасть в обойму», и многим это просто не удается. Анне Нетребко удалось, поэтому, как говорится, честь ей и хвала! В этой постановке певицу окружает очень сильный состав исполнителей основных партий, и это также вызывает положительные эмоции: Генрих VIII – Ильдебрандо Д’Арканджело, Джованна (Джейн) Сеймур – Элина Гаранча, Лорд Ричард Перси – Франческо Мели, Сметон – Элизабет Кульман…

Выйдя из Концертного зала имени Чайковского и спеша на кинотранслящию, я поймал себя на мысли, что словно оказался во Флоренции на Corso Italia… Выйдя из кинотеатра «Художественный», я ощутил, что словно иду по венскому Рингу… Два разных музыкальных события в двух разных точках мирового пространства, которые частично пересеклись во времени… С одной стороны, музыкальное событие, которое было реальным для тебя как для слушателя, находящегося в зале… С другой, реальное музыкальное событие, свидетелем виртуального образа которого ты стал, находясь за тысячи километров от места его пространственной дислокации. Удивительно, что эффект погружения в атмосферу и того и другого оказался практически одинаковым. В чем объяснение подобного феномена, я не знаю. Знаю одно: если подобные музыкальные события будут случаться снова и снова, я снова и снова готов в них погружаться. При этом совсем не важно как – реально или виртуально…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: