2022 – год Моцарта в Австрии (265 лет со дня рождения)

Моцарту посвящается.
учебно-методический материал

Учебно – методический материал предназначен учащимся детских музыкальных школ

Скачать:

Вложение Размер
motsartu_posvyashchaetsya.docx 26.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе – Моцарт»

В 2022 году исполнилось 265 лет со дня рождения гениального австрийского композитора, скрипача, клавесиниста, дирижёра, органиста Вольфганга Амадея Моцарта.

Это был великий человек своей эпохи – эпохи Просвещения, просветительского классицизма, в основе которого лежало убеждение в разумности бытия и гармоничность человека. В это же время – а это 18 век – Европа переживает подлинный расцвет музыкального искусства; происходит становление и утверждение национальной школы в Австрии. А так как развитие музыкальной культуры было связано в основном с её столицей – Веной, новая школа получила название «венской классической». Композиторы этой школы стремились к целостности музыкального произведения, совершенству формы, строгим пропорциям её частей. И это единство и законченность достигались в в развитии и борьбе противоположностей, что является в музыке основным принципом симфонизма. Именно с венской классикой связано начало расцвета симфонической музыки. И величайшим представителем этой школы стал В. А. Моцарт, чье творчество явилось высшей стадией классицизма.

Вспыхнув на музыкальном небосклоне, подобно ярчайшей комете, гений Моцарта рано угас, сгорел в лихорадочном пламени невероятного творческого перенапряжения. За свои 35 лет он сочинил поразительное количество музыкальных произведений: 23 оперы, 49 симфоний, 27 концертов для различных инструментов, духовную музыку, множество сонат, ансамблей, песен. Всего 626 произведений, что в полном собрании составило 70 толстых томов. Его уникальность состоит в том, что он работал во все музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха, создав истинные шедевры.

Моцарт был одним из величайших мелодистов. Простые, легко запоминаемые мелодии сочетают в себе черты австрийской народной песенности, танцевальности и певучесть итальянской оперы, образовав его собственный неповторимый «моцартовский стиль». Произведения Моцарта отличаются богатством внутреннего содержания, душевной чуткостью, поэтичностью, тонким изяществом, филигранной отточенностью. П. И. Чайковский писал в своём дневнике: « Моцарт – есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто больше не заставлял меня плакать и трепетать от восторга».

Полное имя композитора – Иоганн Хризотом Вольфганг Теофил Готлиб Сигизмунд Амадей Моцарт. Родился 27 января 1756 года в маленьком австрийском городке Зальцбурге. Его отец – Леопольд Моцарт – был композитором, скрипачом, органистом, одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Работал скрипачом и органистом при дворе архиепископа.

Талант Вольфганга проявился очень рано – в трехлетнем возрасте. Ребёнок часами не отходил от клавесина. Наблюдая, как отец занимается со старшей сестрой, мальчик тут же без ошибок повторял всё, что она играла. Однажды, четырёхлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос отца, что он делает, мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Сначала отцу показалось, что это детская шалость, но присмотревшись в нотный текст, измазанный кляксами, он, заплакав от радости, воскликнул: «Но этот концерт такой сложный, что его никто не сможет сыграть!» «Какие глупости, папа, – возразил Вольфганг,- его сможет сыграть даже ребёнок, например, я!»

Обладая абсолютным музыкальным слухом и природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, занимаясь с отцом, к 6 годам маленький музыкант исполняет сложные виртуозные произведения на клавесине, импровизирует, сочиняет. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился. За это время, незаметно даже для отца, мальчик самостоятельно овладел игрой на скрипке и органе. Отец, его друзья не переставали удивляться такому невероятно быстрому развитию ребёнка.

Отец Моцарта не хотел, чтобы жизнь сына была такой же тяжёлой и однообразной, как и его собственная. Ведь, несмотря на его многолетнюю работу, семья Моцарта вела скромный образ жизни, а также стесняло и ограничивало возможности зависимое положение придворного музыканта. Поэтому, так рано созревший талант сына рождает надежду устроить его жизнь более интересно и обеспеченно. Отец считает, что пора показать Европе своих талантливых детей и решает везти их в концертное путешествие. Вольфгангу было всего 6 лет.

Испросив отпуск у архиепископа, семья разъезжает по городам Австрии и Германии, а затем Париж и Лондон, где прожили более года. За это время дети дали много концертов, как для широкой публики, так и при королевском дворе. Но этим концертные триумфы не завершились. Они получили приглашение из Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка. Но для маленького Моцарта было сделано исключение, так как в его необычном даровании духовенство видело перст Божий.

Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в 4 руки с сестрой, импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения; не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Занимали публику и внешность маленького виртуоза. Он был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжёлый, расшитый золотом придворный костюм, в напудренном парике, как того требовала мода, он был похож на куклу. Ради забавы слушатели заставляли ребёнка играть по клавишам, закрытым полотенцем, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха: Вольфган улавливал разницу звука в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом предмете. Моцарта называли « чудом 18 века». Всё это было очень утомительно, тем более, что концерты в то время длились по 4-5 часов. В то же время отец продолжал образование своего сына: изучает с ним иностранные языки, историю. географию, математику. Появляются первые сонаты, симфонии, исполнение которых придало его концертам ещё большую славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу. Прославленная, счастливая, но уставшая семья Моцарта возвратилась в родной Зальцбург. Вольфгангу было 10 лет.

Но долгожданный отдых в Зальцбурге длился недолго. Леопольд Моцарт хотел закрепить блестящий успех сына и повёз его в Италию, где Вольфганг переживал триумф. Его концерты собирали такое огромное количество слушателей, что к месту выступления ему помогали прокладывать дорогу силой. Поражали итальянцев феноменальный музыкальный слух и фантастическая память. В Риме семья Моцарта посетили Сикстинскую капеллу, где исполнялось большое 9-голосное сочинение для двух хоров «Мизерере» композитора Аллегри. Это произведение исполнялось два раза в год и являлось монополией собора св. Петра и Ватикана. Переписывать и распространять ноты не разрешалось под страхом сурового наказания. Придя домой, Моцарт целиком записал его по памяти, без единой ошибки. Он хотел сделать подарок своей сестре – преподнести ноты, которые имеются у Папы Римского. Узнав, что произведение было записано по памяти и безупречно, Папа Римский наградил Моцарта орденом рыцаря Золотой шпоры. Ещё одним необычным фактом было избрание Моцарта в члены Болонской академии, в которой существовало правило не принимать никого моложе 26 лет. Но для 14летнего вундеркинда было сделано исключение: за написанное за полчаса очень сложное многоголосное произведение композитор стал членом Болонской академии.

Успехи Моцарта превзошли все ожидания отца: он думал, что теперь-то он устроит судьбу своего сына. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Все попытки найти работу были безуспешны. Гениального юношу никто из важной и всесильной знати не сумел оценить по-настоящему. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьёзность и вдумчивость его музыки, отступление от укоренившихся вкусов, а также начинала сказываться зависть и неблагожелательное отношение со стороны ряда влиятельных музыкантов, видевших в 14летнем Моцарте опасного соперника. Пришлось возвращаться домой. За время их отъезда произошли большие перемены. Старый князь, снисходительно относившийся к долгим отлучкам Моцарта, умер. Новый правитель Зальцбурга – граф Колоредо – оказался властным и жестоким человеком. В юном музыканте, которого он назначил дирижёром своего оркестра, граф сразу почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению. Поэтому он пользовался любым поводом, чтобы обидеть и унизить всемирно известного музыканта, заставлял его обедать вместе со слугами, где Моцарт должен был сидеть ниже поваров.

Унизительное положение музыканта делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой, и он подал прошение об отставке. Тогда по приказу князя Колоредо его столкнули с лестницы. И это было последней каплей, переполнившей чашу терпения. Нервное потрясение вызвало болезнь, но и твёрдое решение жить независимо. Среди музыкантов прошлого Моцарт был первым, кто предпочёл необеспеченную жизнь свободного композитора крепостной службе у богатого вельможи. И 25летний Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней. «Счастье моё начинается только теперь» – писал он отцу.

Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта. С удивительной быстротой он создаёт одно произведение за другим. За последний период жизни им написано около 250 произведений, которые были тесно связаны с его исполнительской деятельностью. Его называли «первым виртуозом» своего времени. По заказу Немецкого театра в Вене он сочинил комическую оперу « Похищение из сераля», которая стала первой немецкой национальной оперой. Ещё большего мастерства достиг Моцарт в последующих операх: « Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», которая была написана за 6 недель. Музыка из этой оперы приобрела огромную популярность. Она распевалась на улицах Вены, в кабачках и ресторанах, садах и парках. В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства в инструментальной музыке: в течении одного лета он написал три своих лучших симфоний, среди которых симфония соль минор, которую написал за 3 недели.

Яркая, интересная полная творческих достижений, жизнь Моцарта имела и другую сторону: из 6 его детей в живых осталось только двое младших; это материальная необеспеченность, нужда. Интерес к Моцарту снижался, издание произведений оплачивались скудно. Непрерывная, чрезмерно насыщенная творческая и исполнительская деятельность, лишения, невзгоды быстро подтачивали силы и здоровье композитора. Последним произведением Моцарта был Реквием, которое было заказано при таинственных обстоятельствах уже больному композитору незнакомцем в чёрном. В последствии выяснилось, что это произведение заказчик хотел выдать за собственное. Моцарт этого не знал. Ему казалось, что эту музыку он пишет на свою кончину. Закончить Реквием ему не удалось, завершил её его ученик по черновикам композитора.

Умер Моцарт 5 декабря 1791 года. Существует много версий причины его смерти: это ревматически-воспалительная лихорадка; болезнь почек; препараты, назначенные доктором, которые содержали ртуть; отравление композитором Сальери. Похороны Моцарта проходили при трагических обстоятельствах. Денег на погребение в семье не оказалось. Поэтому Моцарта хоронили в общей могиле. Родственники и друзья до кладбища не дошли, так как разыгралась сильная метель и точное место захоронения до сих пор не известно.

Несмотря на то, что прошло более 200 лет со дня смерти, дарит людям радость лучезарная, полная сердечного тепла и пленительного обаяния музыка Моцарта. Д. Шостакович писал: « Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперёд музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках. Вот почему мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора!»

Обыкновенный вундеркинд (265 – летие со дня рождения В.А.Моцарта) – презентация

Презентация была опубликована 10 месяцев назад пользователемОльга Соколова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Обыкновенный вундеркинд (265 – летие со дня рождения В.А.Моцарта) ” — Транскрипт:

1 МБУК «Ветлужская ЦБС» Центральная районная библиотека 12+ Обыкновенный вундеркинд (265 – летие со дня рождения В.А.Моцарта) Ветлуга 2022

2 Обыкновенный вундеркинд Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в музыкальной семье в немецком городе Зальцбург.

3 Обыкновенный вундеркинд Музей – квартира В.А.Моцарта в немецком городе Зальцбург.

4 Обыкновенный вундеркинд Отец – Леопольд Моцарт, бывший придворный музыкант архиепископа Зальцбургского, стал первым учителем маленького Вольфгана. Он прекрасно понимал своего сына гения и смог обучить его всему, что умел сам, оказал большое влияние на его творческое формирование.

5 Обыкновенный вундеркинд Старшая сестра Моцарта – Мария –Анна, как и ее младший брат, была настоящим вундеркиндом. Вот только её музыкальная карьера сложилась совсем по-другому.

7 Дети Моцарта-отца были очень талантливы, поэтому Леопольд старался продемонстрировать это миру. Он организовал в 1762 г. настоящее европейское турне, во время которого семейство побывало в столицах и крупнейших городах, где дети играли даже перед самой высокой публикой – императорами и герцогами. Вся семья музыкантов провела за границей 4 года.

8 Обыкновенный вундеркинд Первое гастрольное турне состоялось, когда Моцарту было 6 лет. Маленький Вольфганг будто в сказке оказался – он бывал на приемах во дворцах и светских салонах, пообщался с выдающимися людьми своей эпохи, снискал похвалу и неизменно слышал в свой адрес бурю оваций. В 7 лет маленький музыкант уже был известен во многих странах Европы.

9 Обыкновенный вундеркинд Вторая поездка состоялась с 1769 – 1773 гг. Леопольд Моцарт решил показать своих талантливых детей в городах Италии, так как эта страна с большим почётом относилась к музыке. Италия встретила юного музыканта восторженно.

10 Обыкновенный вундеркинд Гениальная память и фантастический слух Моцарта поражали искушенных знатоков музыки – итальянцев. Однажды он услышал в Сикстинской капелле многоголосое хоровое произведение, пришел домой и записал его полностью. Оказалось, что нотами владела только церковь, выносить или переписывать их было строго запрещено, а Моцарт сделал это просто по памяти. Несмотря на возраст, его избрали в Болонскую академию. Это случилось впервые в истории именитого заведения.

11 Обыкновенный вундеркинд В Болонье 14 – летний Вольфганг Моцарт занимался со знаменитым итальянским теоретиком падре Мартини. Джованни Баттиста Мартини Итальянский композитор, музыковед, педагог, капельмейстер, певец, скрипач и клавесинист.

12 Обыкновенный вундеркинд Гений В.Моцарт К 6 годам юный Моцарт стал виртуозом – клавесинистом. Вундеркинд играл на клавесине, скрипке, органе, и импровизировал на заданную тему Моцарт исполнял сложные пассажи одним пальцем, играл сложные пьесы на клавиатуре, закрытой платком. Он мог определить высоту любого звука, отвернувшись от инструмента Моцарт смог записать по памяти произведение «Miserere» Аллегро, услышав его всего один раз. По словам отца, в 8 лет юный гений знал и умел всё, что можно требовать от профессора 40 лет.

13 Обыкновенный вундеркинд Моцарт – композитор Первые пьесы Моцарт начал сочинять, когда ему было 4 года. Отец юного гения фиксировал эти сочинения на бумагу, пока мальчик играл на клавесине. В 7 – летнем возрасте, в Париже, Моцарт написал первые сонаты для скрипки и клавира, а позже, в Лондоне – первые симфонии. В 1769 г. оперный театр Милана заказал 14 – летнему Моцарту оперу «Митридат, царь понтийский», которую юноша закончил за полгода. Опера имела большой успех.

14 Обыкновенный вундеркинд Работа при дворе у архиепископа Зальцбурга не устраивала композитора. Новый граф назначил Моцарта дирижером своего придворного оркестра, требовал полного подчинения и всячески старался его унизить. Моцарт принял твердое решение покончить с такой службой и подал заявление об отставке. Он навсегда покинул родной город, поселившись в Вене в 1781 году. Молодой композитор решил зарабатывать себе на жизнь необычным по тем временам способом – сочиняя на заказ.

15 Обыкновенный вундеркинд В 26 лет, в Вене, Моцарт женился на Констанце Вебер, вопреки воле отца и матери невесты. Но молодожёны были счастливы. Констанция – австрийская певица, мемуарист, супруга композитора Вольфганга Амадея Моцарта, двоюродная сестра Карла Марии Вебера.

16 В этот период Моцарт пишет свои самые известные произведения: 1. Три последние симфонии: 39, 40, 41 2.Оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Последнее произведение – заказ – заупокойная месса «Реквием». Композитор написал только 7 номеров из этого произведения, остальное закончил друг и ученик Моцарта – Франц Зюсмайер. Обыкновенный вундеркинд

17 Вольфганг воспринял «Реквием» как предречение собственной смерти. Закончить мессу Моцарт не успел, он умер в ночь на 5 декабря 1791 года. О причинах его преждевременного ухода из жизни до сих пор ходят слухи, как о любом знаменитом человеке. Самый известный миф говорит о том, что его отравил композитор Сальери. Этому никогда не было никаких подтверждений. Памятник на могиле Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

18 Обыкновенный вундеркинд Что почитать 1.Стендаль, Ф. Собрание сочинений в 15 томах. Том 8 : Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио / Фредерик Стендаль. – Москва: Правда, с. 2.Вейс, Дэвид.Убийство Моцарта : роман / Дэвид Вейс. – Москва : Правда, – 414 с. 3.Моротская, С. Реквием с конями / Стелла Моротская // Вокруг света. – – С. 48 – 55. Вундеркинд вырастает в гения, и родной город становится ему тесен. Моцарт и память о нем в его родном Зальцбурге. Источники:

19 Обыкновенный вундеркинд Спасибо за внимание! Приходите к нам по адресу: г. Ветлуга, микрорайон, д. 24. Телефон: Составитель: библиограф ЦБ О.А.Соколова

265 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта

„Ни высокая степень интеллекта, ни воображение, ни оба вместе не создают гения. Любовь, любовь, любовь — это душа гения.“

27 января 2022 года исполнилось 265 лет со дня рождения великого австрийского композитора, представителя венской классической школы Во́льфганга Амадéя Мо́царта. Его вклад в мировое музыкальное наследие и музыкальную культуру неоценим.

Творчество Вольфганга Амадея Моцарта оказало огромное влияние на мировую культуру в целом и на музыкальное искусство в особенности. У Моцарта была потрясающая способность к импровизации, отличная память, феноменальный слух. Его произведения признаны вершинами мировой классической музыки. Уникальность творчества Моцарта в том, что он брался за любые существовавшие в его эпоху жанры и формы – и всюду сумел создать шедевры.

Глен Гульд: «На мой взгляд, Моцарт ничему не удивлялся, в этом он был подобен ребенку. Неожиданного в нем мало. В отличие от Бетховена, он и сам не старался никого удивить. Когда Бетховен вводит какую-нибудь внезапную модуляцию, он рассчитывает на эффект, пытается внести в произведение новое содержание, отметить его печатью своей индивидуальности. Моцарт другой: он похож на капризного ребенка, который топает ногами и кричит, что ужинать непременно хочет в постели. Все его сюрпризы такого рода. Время от времени, конечно, и у него встречаются удивительные вещи, но это совершенно не вяжется со всем остальным: в этом-то и состоит его противоположность Бетховену. Моцарт без труда импровизировал, делал все с легкостью, шутя. Он как будто говорил: “Мне кажется, здесь подойдет такая вот маленькая гамма, а там – арпеджио и плевать, если через них я не перейду к следующей идее”. Поэтому у Моцарта через каждые тридцать пять секунд напряжение спадает. Он мечется от идеи к идее, и идеи эти, как правило, блестящие – только между ними много лишнего».

В целом музыка Моцарта яркая, оптимистичная, выразительная и удивительно гармоничная. При этом сам процесс создания произведения протекал у композитора стремительно, он не составлял планов своих сочинений, не делал набросков. Из письма Моцарта к отцу ясно, что музыкант понимал свое предназначение в жизни, он писал:

«Я композитор и рожден быть капельмейстером. Я не имею права закапывать мой талант композитора, которым меня так щедро наградил милостивый Господь».

Гениальность Вольфганга Амадея Моцарта проявилась очень рано: в 4 года он играл на клавесине, скрипке, органе, но самое главное, сочинял музыку. Отец Вольфганга, скрипач и композитор при дворе зальцбургского архиепископа, руководил занятиями сына. Период 1762 – 1771 гг. был одной сплошной гастрольной поездкой по европейским княжеским дворам. Они побывали в Южной и Восточной Германии, Бельгии, Голландии, Франции, Швейцарии, Англии. Отец, желал продемонстрировать способности своих детей (Вольфганга и его сестры), сам при этом пел, дирижировал, виртуозно играл на различные музыкальных инструментах, импровизировал. В поездках Моцарт знакомился с музыкой разных стран, осваивал новые для себя жанры.

Первая симфония Моцарта была исполнена в Лондоне в 1764 г., когда ее автору было 8 лет. В Вене Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф. В Италии Моцарт совершенствовался в полифонии, в Милане поставил оперы «Митридат, царь Понтийский» (1770 г.), «Луций Сулла» (1771 г.). В 1770 г. 14-летний Моцарт был награжден папским орденом «Золотая шпора» и избран членом филармонической академии в Болонье. К 19 годам юный Моцарт уже был автором 10 музыкально-сценических произведений, в том числе опер, двух кантат, множества симфоний, концертов, квартетов, сонат, сюит, церковных композиций, арий и прочее.

Возвратясь в Зальцбург, молодой композитор занимался заказами на сочинение духовной музыки, развлекательных пьес, дивертисментов, серенад. Самое известное произведение такого рода – «Маленькая ночная серенада» (1787 г.). Оставаясь в Зальцбурге, Моцарт старался устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже, но безуспешно. Наконец, в 1781 г. Моцарт порвал с двором архиепископа и перебрался в Вену. Здесь он занимался тем же самым, что и в Зальцбурге. Первые годы в Вене Моцарт создавал для своих «академий» (концертов, организуемых по подписке среди меценатов) концерты для клавира с оркестром, изучал произведения И.С.Баха, Г.Генделя. С последним Моцарта связывала человеческая и творческая дружба. А придворный поэт Л. Да Понте содействовал постановке на сцене Бургтеатра опер Моцарта по своим либретто: «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1788 г.), «Так поступают все» (1790 г.). В Шенбрунне была поставлена одноактная комедия с музыкой «Директор театра» (1786 г.). Моцарт ставил свои произведения и в Праге – оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Милосердие Тита», в Праге же исполнялись три последние симфонии: № 39, № 40 и № 41.

В жанрах церковной музыки Моцарт ориентировался свободно: по долгу службы или на заказ он написал множество месс, мотетов, гимнов, антифонов и т.д. Большинство из них создано в зальцбургский период. К венскому десятилетию относятся только 2 больших сочинения, причем оба не закончены. Это Месса c-moll и Реквием, хотя была и масонская музыка (тоже религиозная по смыслу).

Реквием завершает творческий путь Моцарта, будучи последним произведением композитора. Одно это заставляет воспринимать его музыку совершенно по-особому, как эпилог всей жизни, художественное завещание. Моцарт писал его на заказ, который получил в июле 1791 года, однако он не сразу смог взяться за работу – ее пришлось отложить ради «Милосердия Тита» и «Волшебной флейты». Только после премьеры своей последней оперы композитор целиком сосредоточился на Реквиеме.

Для тяжело больного Моцарта работа над траурной мессой была не просто сочинением. Он сам умирал и знал, что дни его сочтены. Он работал с быстротой, невиданной даже для него, и всё же гениальное создание осталось незавершенным: из 12 задуманных номеров было закончено неполных 9.

Внезапная смерть Моцарта породила различные ее версии. По последним данным, самая распространенная версия, связанная с якобы отравлением композитора, не находит своего подтверждения.

П. И. Чайковский сказал:

«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки».

Моцарт ушел из жизни в 35 лет, оставив огромное по объему и значению музыкальное наследие, произведения его, думается, будут жить вечно.

Выпуск «Музыкального календаря» подготовила

Студентка отделения «музыкальное искусство эстрады»

Надежда Коваленко. Руководитель – Лисюченко Ю.А.

Facebook

Браузер не поддерживается

Austria RU Guide – Алла Чурлина, Ваш русский гид в Австрии

❤️ 🎼 ЗАЛЬЦБУРГ: НЕДЕЛЯ МОЦАРТА 2022 / 265 лет

MOZARTWOCHE

Sir András Schiff Cappella Andrea Barca

Austria RU Guide – Алла Чурлина, Ваш русский гид в Австрии

❤️ 🔥 🔥 🔥 МОЦАРТ: 230 лет со дня смерти

И в ночь его опять не стало –
так каждый год в начале декабря
с душою Моцарта прощаюсь я.
И реквиема разрывающий поток
такие в памяти развязывает шоры,
такую боль выносит на порог,
так бьет в висках набатом КТО МЫ,
что не смогли заботой окружить,
да и сейчас, особо не стараясь,
с усмешкой вечной “ГЕНИЯМ не жить!”
оправдываем всех, не каясь.

00:15 05.12.15 Зальцбург
через 30 минут в этот час в 1791 году
его сердце остановилось

Austria RU Guide – Алла Чурлина, Ваш русский гид в Австрии

🇦🇹 ✍️ 📚 🔍 ПЕРЕСКАЗ С АНАЛИЗОМ: К 140-летию годовщины со дня рождения С. Цвейга

GORKY.MEDIA

О чем рассказывает «Шахматная новелла» Стефана Цвейга

Austria RU Guide – Алла Чурлина, Ваш русский гид в Австрии

🎼 🎭 😢 🙏 «РЕКВИЕМ» КАК ВОЗРОЖДЕНИЕ:
Ромео Кастеллуччи и Рафаэль Пишон / Вена, апрель 2022

Сегодня в полночь на 5 декабря исполняется 230 лет со дня смерти В.А. Моцарта.

Итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи поставит «Реквием», последнюю работу Вольфганга Амадея Моцарта, на Wiener Festwochen весной будущего года. Дирижер Рафаэль Пишон и ансамбль «Пигмалион» также примут участие в «выразительной, визуально мощной оде жизни», говорится в объявлении кастинга, опубликованном во вторник на сайте Festival Weeks. Премьера запланирована на 1 апреля 2022 года.

«Мы ищем одиннадцать танцоров в возрасте от 20 до 30 лет и девять статистов – от младенцев до пожилых людей – для проекта музыкального театра. Всего в зале “Е” Музейного квартала / Museumsquartiers запланировано четыре спектакля. Спектакль также будет показан десять раз в Брюссельском оперном театре La Monnaie / Du Munt с конца апреля». Подробнее о кастинге здесь:
https://www.festwochen.at/castingaufruf

Для тех, кто «не в курсе»:

Работу Кастеллуччи «Дон Жуан» В.А. Моцарта можно было увидеть в этом 2022 году на Зальцбургском фестивале. В 2018 году он представил в Зальцбурге нашумевшую «Саломею» Р. Штрауса, которую повторили в 2019 году. Всё, что в последние десятилетия делает этот режиссёр, является живой классикой и «не успев родиться» уже становится золотым фондом мировой культуры.

Представление о «Реквиеме» в его постановке во Франции в 2019 можно получить здесь:
https://m.youtube.com/watch?v=ZrN-NEAZTOY

Эта ни с чем не сравнимая новая музыкально-сценическая интерпретация поминальной мессы Моцарта, открывшая летом 2019 года фестиваль искусств в Экс-ан-Прованс, оказалась пророчеством ко всему переживаемому нами с начала пандемии. Повседневность смерти как утраты и её вселенская уникальность в каждом отдельном случае человеческого опыта заострена сегодня, в переломный период культуры, уходящей в прошлое, как никогда.

Подробнее о премьере 2019 в Эксе и об ожидаемом повторении в 2022 в Вене читать и смотреть здесь:

К сегодняшней юбилейной дате печали напоминаю, что в традиции Зальцбурга слушать ближе к полночи «Реквием» композитора. В доковидной жизни в нескольких храмах города исполнялась месса к вечеру. Карантин в очередной раз разрушает непосредственный контакт с музыкой и пространством Университетского храма или храма Св. Петра, но не может помешать этому «диалогу со смертью» в душе. ❤️ Любите жизнь, берегите себя и родных.

Какую бы из известных исполнительских версий «Реквиема» вы ни выбрали, вы всегда будете вовлечены в этот искренний диалог души и веры, жизни и смерти.

Писатели-юбиляры 2022 года

Юбилейные даты по литературе, культуре и искусству.

3 января – 85 лет со дня рождения русского поэта Николая Михайловича Рубцова (1936-1971).

8 января – 75 лет со дня рождения русского писателя, переводчика Михаила Давидовича Яснова (р. 1946).

12 января – 145 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона (н. и. Джон Гриффит) (1876-1916).

13 января – 155 лет со дня рождения русского композитора Василия Сергеевича Калинникова (1866-1900/01).

14 января – 110 лет со дня рождения русского писателя Анатолия Наумовича Рыбакова (и. ф. Аронов) (1911-1998), был репрессирован, участник Великой Отечественной войны в звании майор,гвардии инженер.

15 января – 130 лет со дня рождения русского поэта Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938).

15 января – 180 лет со дня рождения русского художника Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910).

24 января – 245 лет со дня рождения немецкого писателя, художника, композитора Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776 – 1822).

27 января – 120 лет со дня рождения русской писательницы Нины Михайловны Артюховой (1901-1990).

27 января – 265 лет со дня рождения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791).

27 января – 195 лет со дня рождения русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (н. ф. Салтыков) (1826-1889).

28 января – 180 лет со дня рождения русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911).

29 января – 155 лет со дня рождения французского писателя Ромена Роллана (1866-1944).

5 февраля – 185 лет со дня рождения русского критика Николая Александровича Добролюбова (1836-1861).

5 февраля – 170 лет со дня рождения русского издателя, книгопродавца Ивана Дмитриевича Сытина (1851-1934).

7 февраля – 175 лет со дня рождения русского художника Владимира Егоровича Маковского (1846-1920).

9 февраля – 580 лет со дня рождения узбекского поэта Алишера Навои (н. и. Низамаддин Мир Алишер) (1441-1501).

15 февраля – 115 лет со дня рождения татарского поэта – фронтовика Мусы Джалиля (н. и. Муса Мустафович Залилов (Джалилов) (1906-1944), участник Великой Отечественной войны, погиб в фашистском концлагере.

16 февраля – 190 лет со дня рождения русского писателя Николая Семеновича Лескова (1831-1895).

16 февраля – 85 лет со дня рождения русского писателя Геннадия Павловича Михасенко (1936-1994).

17 февраля – 115 лет со дня рождения русской детской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906-1981).

21 февраля – 145 лет со дня рождения русского художника Петра Петровича Кончаловского (1876-1956).

22 февраля — 200 лет со дня рождения русского писателя Алексея Михайловича Жемчужникова (1821–1908)

24 февраля – 235 лет со дня рождения немецкого филолога, фольклориста, писателя Вильгельма Гримма (1786-1859).

25 февраля – 110 лет со дня рождения русской советской детской писательницы Агнии Александровны Кузнецовой (н. ф. Маркова) (1911-1996).

25 февраля – 180 лет со дня рождения французского художника Пьера Огюста Ренуара (1841-1919).

27 февраля – 190 лет со дня рождения русского художника Николая Николаевича Ге (1831-1894).

8 марта – 115 лет со дня рождения режиссера, киносказочника Александра Артуровича Роу (1906-1973).

10 марта – 95 лет со дня рождения советского композитора Александра Сергеевича Зацепина (р. 1926).

12 марта – 85 лет со дня рождения американской писательницы Вирджинии Эстор Хамильтон (1936-2002).

15 марта – 135 лет со дня рождения русского художника – иллюстратора Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964).

17 марта – 165 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856-1910).

20 марта – 130 лет со дня рождения русского художника- иллюстратора Веры Владимировны Хлебниковой (1891-1941).

23 марта – 200 лет со дня рождения русского писателя Алексея Феофилактовича Писемского (1821-1881).

24 марта – 115 лет со дня рождения русской певицы Клавдии Ивановны Шульженко (1906-1984).

25 марта – 150 лет со дня рождения русского художника, искусствоведа Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960).

25 марта – 110 лет со дня рождения советского писателя Алексея Ивановича Мусатова (1911-1976), участника Великой Отечественной войны.

27 марта – 140 лет со дня рождения русского писателя Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881-1925).

27 марта – 150 лет со дня рождения немецкого писателя, общественного деятеля Генриха Манна (1871–1950)

28 марта – 245 лет со дня основания Большого театра (1776).

30 марта – 275 лет со дня рождения испанского художника Франсиско Гойя (1746-1828).

30 марта – 245 лет со дня рождения русского художника Василия Андреевича Тропинина (1776-1857).

6 апреля – 180 лет со дня рождения русского поэта Ивана Захаровича Сурикова (1841-1880), автора известных песен и романсов «Степь да степь кругом», «Рябина», «Дубинушка».

9 апреля – 200 лет со дня рождения французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867).

11 апреля – 245 лет со дня рождения английского художника Джона Констебла (1776-1837).

13 апреля – 115 лет со дня рождения ирландского писателя Сэмюэля Беккета (1906-1989).

15 апреля – 135 лет со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева (1886-1921).

15 апреля – 95 лет со дня рождения советской детской поэтессы и писательницы Эммы Эфраимовны Мошковской (1926-1981).

16 апреля – 100 лет со дня рождения русского детского писателя, драматурга, актера театра Юрия Ивановича Ермолаева (1921-1996).

20 апреля – 140 лет со дня рождения русского композитора Николая Яковлевича Мясковского (1881-1950).

21 апреля – 205 лет со дня рождения английской писательницы Шарлотты Бронте (1816-1855).

23 апреля – 130 лет со дня рождения русского композитора, пианиста Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 -1953).

26 апреля – 135 лет со дня рождения татарского поэта Габдуллы Тукая (1886-1913).

29 апреля – 105 лет со дня рождения русского литературоведа, критика, библиографа Евгения Павловича Брандиса (1916-1985).

30 апреля – 95 лет со дня рождения русского писателя – натуралиста, педагога Юрия Дмитриевича Дмитриева (н. ф. Эдельман) (1926-1989).

30 апреля – 85 лет со дня рождения русского писателя Виктора Ивановича Лихоносова (1936)

2 мая – 165 лет со дня рождения русского писателя, философа Василия Васильевича Розанова (1856–1919)

3 мая – 70 лет со дня рождения русской писательницы Татьяны Никитичны Толстой (р. 1951).

5 мая – 175 лет со дня рождения польского писателя Генрика Сенкевича (1846-1916).

7 мая – 160 лет со дня рождения индийского писателя Рабиндраната Тагора (1861-1941).

9 мая -110 лет со дня рождения русского художника-графика Бориса Ивановича Пророкова (1911-1972).

11 мая – 110 лет со дня рождения русского дирижера, композитора Владимира Сергеевича Локтева (1911-1968).

14 мая – 130 лет со дня рождения русского художника Владимира Васильевича Лебедева (1891-1967).

15 мая – 130 лет со дня рождения русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).

18 мая – 135 лет со дня рождения русского писателя Григория Борисовича Адамова (1886–1945)

21 мая – 550 лет со дня рождения немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528).

23 мая – 105 лет со дня рождения русской советской детской писательницы Сусанны Михайловны Георгиевской (1916-1974).

28 мая – 135 лет со дня рождения русского поэта, переводчика Владислава Фелициановича Ходасевича (1886-1939).

4 июня – 200 лет со дня рождения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897).

8 июня – 105 лет со дня рождения русского советского поэта, переводчика детского писателя Георгия Афанасьевича Ладонщикова (1916-1992).

11 июня – 210 лет со дня рождения русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848).

12 июня – 205 лет со дня рождения русского художника- иллюстратора Петра Михайловича Боклевского (1816-1897).

14 июня – 210 лет со дня рождения американской писательницы Гарриэт Бичер-Стоу (1811-1896).

14 июня – 130 лет со дня рождения российского детского писателя, переводчика и педагога Александра Мелентьевича Волкова (1891-1977).

17 июня – 110 лет со дня рождения русского писателя – эмигранта Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987), участника Великой Отечественной войны в звании капитана.

17 июня – 115 лет со дня рождения русского художника- иллюстратора Георгия Евлампиевича Никольского (1906-1973).

19 июня – 235 лет со дня рождения русского поэта Федора Николаевича Глинки (1786-1880).

20 июня – 100 лет со дня рождения русского и детского писателя Анатолия Марковича Маркуши (н. ф. Арнольд Маркович Лурье) (1921- 2005), в годы Великой Отечественной войны летчик-истребитель, старший лейтенант.

29 июня – 120 лет со дня рождения русской писательницы Елены Яковлевны Ильиной (н. и. Лия Яковлевна Прейс) (1901-1964).

1 июля – 125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, переводчика Павла Григорьевича Антокольского (1896-1978), во время Великой Отечественной войны руководитель фронтового театра.

3 июля – 95 лет со дня рождения русского писателя Владимира Осиповича (н.о. Иосифович) Богомолова (до 1948 года н.ф. Войтинский)(1926-2003), в годы Великой Отечественной войны служил в военной разведке, лейтенант.

6 июля – 90 лет со дня рождения русского композитора Александра Георгиевича Флярковского (р. 1931).

15 июля – 95 лет со дня рождения русского художника- иллюстратора Юрия Александровича Молоканова (1926-1977).

15 июля – 415 лет со дня рождения голландского художника Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606-1669).

17 июля – 80 лет со дня рождения русского писателя Сергея Анатольевича Иванова (1941-1999).

17 июля – 130 лет со дня рождения русского писателя Бориса Андреевича Лавренёва (1891–1959)

18 июля – 210 лет со дня рождения английского писателя Уильяма Мейкписа Теккерея (1811-1863).

22 июля – 95 лет со дня рождения русского советского писателя и поэта, детского писателя Сергея Алексеевича Баруздина (1926-1991), участника Великой Отечественной войны.

23 июля – 195 лет со дня рождения русского историка, исследователя русского фольклора, литературоведа Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871).

26 июля – 165 лет со дня рождения английского писателя, драматурга Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950).

28 июля – 155 лет со дня рождения английской писательницы Беатрикс Попер (1866-1943).

28 июля – 125 лет со дня рождения русского писателя, фольклориста Бориса Викторовича Шергина (1896-1973).

28 июля – 215 лет со дня рождения русского художника Александра Андреевича Иванова (1806-1858).

28 июля – 115 лет со дня рождения русского художника Федора Павловича Решетникова (1906-1988).

30 июля – 135 лет со дня рождения русского художника-графика Георгия Семеновича Верейского (1886-1962).

6 августа – 165 лет со дня рождения русского художника, мастера исторической живописи, искусствоведа Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933).

8 августа – 180 лет со дня рождения чешского композитора Антонина Дворжака (1841-1904).

9 августа – 115 лет со дня рождения английской писательницы Памелы Лилианы Трэверс (н. ф. Хелен Линдон Гофф) (1906-1996).

14 августа – 155 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Сергеевича Мережковского (1866-1941).

15 августа – 250 лет со дня рождения английского писателя, поэта, переводчика Вальтера Скотта (1771-1832).

15 августа – 90 лет со дня рождения русского советского композитора Микаэла Леоновича Таривердиева (1931-1996).

16 августа – 145 лет со дня рождения русского художника – иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942).

21 августа – 150 лет со дня рождения русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871-1919).

22 августа – 105 лет со дня рождения русского писателя Анатолия Вениаминовича Калинина (1916–2008)

27 августа – 150 лет со дня рождения американского писателя Теодора Драйзера (1871-1945).

2 сентября – 115 лет со дня рождения русского советского писателя – фантаста Александра Петровича Казанцева (1906-2002). Участник Великой Отечественной войны. Прошёл путь от рядового до полковника, служил военным инженером.

3 сентября – 110 лет со дня рождения русского поэта, поэта – песенника Сергея Григорьевича Острового (1911-2005), участника Великой Отечественной войны, редактора армейской газеты, в зв. майора.

3 сентября – 80 лет со дня рождения русского писателя Сергея Донатовича Довлатова (1941-1990).

7 сентября – 80 лет со дня рождения русского писателя Владимира Николаевича Крупина (р. 1941).

8 сентября – 110 лет со дня рождения русского прозаика и публициста Василия Ивановича Ардаматского (1911-1989). Во время Великой Отечественной войны – военный корреспондент, 1941-42гг – в блокадном Ленинграде.

12 сентября – 100 лет со дня рождения польского писателя Станислава Лема (1921 -2006).

14 сентября – 85 лет со дня рождения русского поэта Александра Семеновича Кушнера (р. 1936).

15 сентября – 130 лет со дня рождения английской писательницы Агаты Кристи (и. и. Кларисса Миллер) (1891-1976).

17 сентября – 115 лет со дня рождения русской детской писательницы Любови Федоровны Воронковой (1906 -1976)

22 сентября – 130 лет со дня рождения русского детского писателя и журналиста Рувима Исаевича Фраермана (1891-1972), участника Гражданской и Великой Отечественной войн, военный корреспондент.

24 сентября – 125 лет со дня рождения американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (1896 -1940).

25 сентября – 115 лет со дня рождения русского советского композитора, пианиста, педагога Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906 -1975).

1 октября – 230 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859).

1 октября – 95 лет со дня рождения русского скульптора Анатолия Семеновича Новикова (1926 – 1997).

4 октября – 90 лет со дня рождения русского поэта, прозаика Глеба Яковлевича Горбовского (1931 – 2019).

8 октября – 90 лет со дня рождения русского писателя, сценариста, публициста, драматурга Юлиана Семеновича Семенова (1931-1993).

9 октября – 90 лет со дня рождения русского писателя Бориса Николаевича Никольского (1931-2011).

12 сентября – 115 лет со дня рождения русского писателя Сергея Николаевича Маркова (1906–1979)

17 октября – 90 лет со дня рождения русского писателя Анатолия Игнатьевича Приставкина (1931-2008).

21 октября – 125 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, киносценариста Евгения Львовича Шварца (1896 – 1958).

22 октября – 210 лет со дня рождения венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811-1886).

24 октября – 90 лет со дня рождения русского композитора Софии Асгатовны Губайдулиной (р. 1931).

25 октября – 140 лет со дня рождения испанского художника Пабло Пикассо (1881-1973).

29 октября – 160 лет со дня рождения русского художника Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904).

30 октября – 125 лет со дня рождения русского композитора, общественного деятеля Анатолия Григорьевича Новикова (1896 – 1984).

7 ноября – 135 лет со дня рождения русского писателя Марка Александровича Алданова (1886–1957)

7 ноября – 130 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Андреевича Фурманова (1891–1926)

11 ноября – 200 лет со дня рождения русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881).

11 ноября -120 лет со дня рождения русского писателя, художника иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина (1901- 1965).

14 ноября – 105 лет со дня рождения русского писателя Виктора Ивановича Баныкина (1916-1986).

19 ноября – 310 лет со дня рождения первого русского учёного-естествоиспытателя, государственного деятеля, поэта, мыслителя и художника Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).

20 ноября – 105 лет со дня рождения русского советского поэта, прозаика, Михаила Александровича Дудина (1916-1993), участника Великой Отечественной войны, военного корреспондента, автора песни «Соловьи».

22 ноября – 220 лет со дня рождения русского писателя, этнографа и собирателя фольклора Владимира Ивановича Даля (1801-1872).

25 ноября – 165 лет со дня рождения русского композитора, пианиста Сергея Ивановича Танеева (1856-1915).

25 ноября – 95 лет со дня рождения американского писателя Пола Уильяма Андерсона (1926-2001).

28 ноября – 115 лет со дня рождения советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999), репрессирован в 1932г., житель блокадного Ленинграда.

28 ноября – 140 лет со дня рождения австрийского писателя Стефана Цвейга (1881-1942).

1 декабря – 305 лет со дня рождения французского скульптора Этьена Мориса Фальконе (1716-1791).

4 декабря — 125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика Николая Семёновича Тихонова (1896–1979). Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Во время Великой Отечественной войны работал в Политуправлении Ленинградского фронта.

5 декабря – 160 лет со дня рождения русского художника Константина Алексеевича Коровина (1861-1939).

5 декабря – 120 лет со дня рождения американского режиссера – мультипликатора Уолта Диснея (1901-1966).

10 декабря – 200 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, критика, издателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878).

12 декабря – 255 лет со дня рождения русского писателя, критика, историка, журналиста Николая Михайловича Карамзина (1766-1826).

12 декабря – 200 лет со дня рождения французского писателя Гюстава Флобера (1821-1880).

16 декабря – 155 лет со дня рождения русского художника Василия Васильевича Кандинского (1866-1944).

19 декабря – 115 лет со дня рождения русского советского поэта, журналиста и сценариста Николая Евгеньевича Вирты (н.ф. Карельский) (1906-1976). Во время Финской и Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газет «Правда», «Известия» и «Красная Звезда». Работал в Совинформбюро.

19 декабря – 135 лет со дня рождения русской советской детской писательницы Елены Николаевны Верейской (1886-1966).

23 декабря – 85 лет со дня рождения российского и израильский поэта, драматурга, барда Юлия Черсановича Кима (р.1936).

24 декабря – 120 лет со дня рождения русского советского писателя и общественного деятеля, журналиста, Александра Александровича Фадеева (1901- 1956), военного корреспондента, участника Великой Отечественной войны.

24 декабря – 75 лет со дня рождения российского поэта, актера, сценариста Леонида Алексеевича Филатова (1946-2003).

24 декабря – 135 лет со дня рождения русского писателя Александра Сергеевича Неверова (н. ф. Скобелев) (1886-1923).

31 декабря – 110 лет со дня рождения русского писателя, историка, географа, краеведа Георгия Ивановича Кублицкого (1911-1989).

Исполняется 255 лет со дня рождения Моцарта

Сегодня исполняется 255 лет со дня рождения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Уже в три года Вольфганг мог воспроизвести услышанную музыку, подобрать аккорды, импровизировать, а в пять лет начал сочинять музыку.

Зимой 1763-1764 годов в Париже были изданы первые сочинения Моцарта. В апреле 1764 года семья приехала в Лондон, где дети, как и в других городах, давали публичные концерты, пользовавшиеся большой популярностью. На одном из таких концертов Вольфганга заметил композитор Иоганн Кристиан Бах (сын Иоганна Себастьяна Баха), которого Моцарт впоследствии считал своим учителем.

В Лондоне Вольфганг сочинил свои первые симфонии. В сентябре 1767 года началась новая поездка в Вену. Там в 1768 году Моцарт написал оперу “Мнимая простушка”, премьера которой, однако, не состоялась.

В начале 1769 года семья Моцартов вернулась в Зальцбург, где по распоряжению архиепископа опера все же была поставлена. Опера понравилась архиепископу, и он присвоил Вольфгангу титул придворного концертмейстера.

В декабре 1769 года началась большая концертная поездка в Италию, куда поехали только Вольфганг с отцом. В декабре 1771 года отец и сын вернулись в Зальцбург. В это время там скончался прежний князь-архиепископ Сигизмунд, и его место занял граф Иероним Коллоредо. Он принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов. В 1777 году композитор уволился со службы у архиепископа и отправился с матерью через Германию в Париж в поисках нового места.

По дороге они остановились в Мангейме, где Моцарт влюбился в певицу Алоизию Вебер. Композитор безуспешно пытался найти службу в Париже. 3 июля 1778 года скончалась его мать. Моцарт вернулся в Зальцбург через Мангейм, где узнал, что Алоизия Вебер к нему равнодушна.

В 1779 году Моцарт вернулся на службу к архиепископу. Он стал органистом при архиепископском дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, однако были и исключения – в 1781 году в Мюнхене была поставлена опера “Идоменей, царь критский”, написанная Моцартом по заказу курфюрста Карла Теодора. В том же году он снова ушел со службы, поссорившись с архиепископом.

В 1782 году в Вене Вольфганг Амадей Моцарт женился на Констанции Вебер, сестре Алоизии Вебер. В этом браке родилось шестеро детей, из которых выжило двое – сыновья Карл Томас и Франц Ксавьер.

В июле 1782 года в одном из венских театров была поставлена опера Моцарта “Похищение из сераля”. Она имела большой успех. Историки музыки полагают, что этим произведением композитор положил начало немецкой национальной опере. 1782-1787 годы принято считать периодом расцвета творчества композитора.

1 мая 1786 состоялась премьера оперы “Свадьба Фигаро”, написанной в соавторстве с Лоренцо да Понта, который писал либретто и добился разрешения на постановку, поскольку в то время постановка “Свадьбы” в Австрии была запрещена цензурой. Опера имела большой успех в Вене и в Праге. В мае 1787 года скончался отец композитора.

29 октября 1787 года в Праге состоялась премьера оперы “Дон Жуан”, которая имела огромный успех. Премьера “Дон Жуана” в Вене в 1788 году закончилась провалом. В том же году Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II. Несмотря на место при дворе, в семье композитора начались проблемы с деньгами: его жалование было небольшим, а его произведения перестали пользоваться большим успехом у публики.

Поездка в Берлин в 1789 году с целью заработать денег и получить новое место результатов не принесла. В 1791 году Моцарт получил заказ на две оперы – “Волшебную флейту” и “Милосердие Тита”. Изначально ни одна из них успеха не имела, хотя впоследствии “Волшебная флейта” завоевала популярность. В этом же году заболели жена композитора и он сам. Уже будучи больным, Моцарт получил заказ на реквием. Моцарт продолжал работать над “Реквиемом” даже после того, как его болезнь приняла тяжелый характер. Однако закончить его он так и не успел. 5 декабря 1791 года.

Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Денег у его вдовы и детей было очень мало, поэтому композитор был похоронен в могиле для бедняков на кладбище святого Марка. Впоследствии могилу пытались найти, но безрезультатно. Высказывались различные догадки о причинах смерти Моцарта. Одна из самых популярных – версия об отравлении, в качестве подозреваемого называли конкурента Моцарта, композитора Сальери, однако убедительно подтвердить или опровергнуть ту или иную точку зрения никому не удалось.

Вольфганг Амадей Моцарт
Wolfgang Amadeus Mozart

Австрийский композитор. Музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов. Оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Самый молодой член Болонской филармонической академии, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры. Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург, Австрия. Мальчик появился седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль. Его отец, являлся композитором-теоретиком, c 1743 года работал скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь лет создал первые симфонии, а в десять писал первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии. Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже впервые изданы сочинения Вольфганга: четыре скрипичные сонаты.

Через три года в Зальцбургском университете поставлена школьная опера Моцарта «Аполлон и Гиацинт». В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф: «Притворная простушка» и зингшпиля «Бастьен и Бастьенна».

Особенно плодотворным получилось пребывание Моцарта в Италии, где великий композитор совершенствовался в контрапункте у музыковеда Джованни Баттиста Мартини и поставил в Милане оперы «Митридат, царь понтийский» и «Луций Сулла». В 1770 году, в возрасте четырнадцати лет награжден папским орденом «Золотой шпоры» и избран самым молодым членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя – архиепископа. Через пять лет уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, снова оказался в Зальцбурге.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им написана опера «Идоменей, царь критский», поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В венском «Бургтеатре» в июле 1782 года поставлена его опера «Похищение из сераля», имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты, так называемые академии распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры музыкальной комедии Моцарта «Директор театра» и оперы «Свадьба Фигаро» по комедии Бомарше. После Вены «Свадьба Фигаро» поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера «Наказанный распутник, или Дон Жуан».

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II. В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере «Волшебная флейта».

Моцарт дал свое последнее публичное выступление в марте 1791 года, представив концерт для фортепиано. Позднее, закончил свое последнее инструментальное сочинение: концерт для кларнета с оркестром ля мажор. В ноябре закончил Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение «Реквиема», как выяснилось позднее, заказчиком стал граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года. Еще во время завершения «Волшебной Флейты» у Моцарта начались обмороки. Как только Вольфганг завершил работу над ней с энтузиазмом занялся работой над «Реквиемом». Эта деятельность настолько сильно занимала его, что собирался даже до завершения «Реквиема» не принимать больше учеников. По возвращении из Бадена Констанция сделала все, чтобы удержать его от работы. В конце концов забрала у мужа партитуру «Реквиема» и вызвала лучшего в Вене врача, доктора Николауса Клоссе.

Благодаря этому состояние Моцарта настолько улучшилось, что смог 15 ноября 1791 года завершить свою масонскую кантату и продирижировать ее исполнением. Композитор велел жене вернуть ему «Реквием» и продолжил над ним работать. Однако улучшение продолжалось недолго: 20 ноября того же года вновь слег. У него началась слабость, руки и ноги распухли до такой степени, что не мог ходить, затем последовали приступы рвоты. Помимо этого, у него обострился слух, и велел убрать из комнаты клетку со своей любимой канарейкой, так как не мог выносить ее пения.

Состояние Моцарта 28 ноября ухудшилось настолько, что Клоссе пригласил на консилиум доктора Матиасса фон Саллаба, в то время главного врача Главной венской больницы. Клоссе и Саллаба диагностировали у Моцарта «острую просовидную лихорадку», который позднее и фигурирова в свидетельстве о смерти композитора. Доктор Эдуард Винценц Гульденер фон Лобес, впоследствии главный врач Вены, называл эту болезнь «ревматической воспалительной лихорадкой». По свидетельству Гульднера, Клоссе с самого начала опасался смертельного исхода и говорил доктору Саллаба: «Моцарта не спасти, уже невозможно сдержать осложнение». «Болезнь, – писал Гульднер, – приняла свой обычный оборот и имела свою обычную продолжительность. Клоссе столь правильно наблюдал и постиг ее, что предсказал ее исход с точностью до часа. Подобное заболевание атаковало в то время большое количество жителей Вены и для многих из них имело столь же фатальный исход и при тех же симптомах, что и у Моцарта».

Состояние Моцарта 4 декабря 1791 года стало критическим. Композитор стал настолько чувствительным к прикосновениям, что едва терпел свою ночную рубашку. В тот же вечер к постели больного был приглашен священник церкви Святого Петра. Поздно вечером послали за врачом; Клоссе распорядился сделать холодный компресс на голову умирающего Моцарта, отчего тот потерял сознание. С этого момента Моцарт лежал пластом, беспорядочно бредя.

Вольфганг Амадей Моцарт скончался 5 декабря 1791 года. Тело композитора привезено к Собору Святого Стефана. В Крестовой капелле, примыкающей к северной стороне собора, состоялась религиозная церемония, на которой присутствовали друзья Моцарта ван Свитен, Сальери, Зюсмайер, Дайнер, Рознер, Орслер. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, композитора похоронили в общей могиле на кладбище Святого Марка.

Основные произведения Вольфганга Моцарта

«Притворная простушка»
«Бастьен и Бастьенна»
«Идоменей, царь критский»
«Похищение из сераля»
«Директор театра»
«Свадьба Фигаро»
«Наказанный распутник, или Дон Жуан»
«Волшебная флейта»
«Концерт для кларнета с оркестром ля мажор»
«Реквием»

Семья Вольфганга Моцарта

Отец – Леопольд Моцарт, композитор.
Мать – Анна Мария Моцарт (урожденная Пертль).

Жена – Констанция Вебер.

У супружеской пары Моцартов родилось 6 детей, четверо умерли в младенчестве:

Раймунд Леопольд (17 июня – 19 августа 1783)
Карл Томас (21 сентября 1784 – 31 октября 1858)
Иоганн Томас Леопольд (18 октября – 15 ноября 1786)
Терезия Констанция Аделаида Фредерика Марианна (27 декабря 1787 – 29 июня 1788)
Анна Мария (умерла вскоре после рождения, 25 декабря 1789)
Франц Ксавер Вольфганг (26 июля 1791 – 29 июля 1844)

Читайте также:
Где покататься на санках, коньках и собачьих упряжках в Тироле
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: